Задачи внутрифирменного бюджетирования.
- разработка системы координат для бизнеса, базы исходных данных для финансового анализа и финансового менеджмента;
- повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений на всех уровнях управления;
- обеспечение роста эффективности использования имеющихся в распоряжении предприятия и его отдельных структурных подразделений ресурсов, активов (денежных, материальных и нематериальных);
- повышение ответственности и мотивации к труду руководителей различного уровня;
- повышение ответственности руководителей подразделений за предоставленные в их распоряжение ресурсы и активы, за их использование;
- создание возможности для оценки инвестиционной привлекательности как для предприятия в целом, так и для отдельных бизнесов, которые реализует или которые будут реализованы;
- обоснование требований к обоснованности выделения финансовых и нефинансовых ресурсов по отдельным направлениям хозяйственной деятельности и видам бизнеса;
- определение более точного направления инвестиций, направлений реструктуризации предприятия;
- превращение бизнеса в «прозрачный», понятный в финансовом отношении для сегодняшних и будущих инвесторов;
- укрепление финансовой дисциплины и сочетание стимулирования более эффективной работы структурных подразделений в интересах всей организации;
- проведение мониторинга финансовой эффективности отдельных видов хозяйственной деятельности и структурных подразделений;
- контроль за изменением финансового положения предприятия;
- повышение финансовой устойчивости и улучшение финансового состояния в целом, отдельных структурных подразделений и видов бизнеса.
Технология бюджетирования включает формирование и консолидацию бюджетов предприятия. Для этого разрабатывается финансовая структура предприятия, представляющая собой совокупность подразделений (центров ответственности). Для каждого из них отдельно формируются соответствующие бюджеты — операционные, инвестиционные, финансовые. К операционным бюджетам относятся:
1. бюджет продаж;
2. бюджет производства;
3. бюджет производственных запасов;
4. бюджет прямых затрат на оплату труда;
5. бюджет прямых материальных затрат;
6. бюджет производственных накладных расходов;
7. бюджет коммерческих расходов;
8. бюджет управленческих расходов.
Бюджеты инвестиций включают: а) бюджет реальных инвестиций; б) бюджет финансовых инвестиций.
Финансовый бюджет состоит: а) из бюджета движения денежных средств; б) бюджета доходов и расходов; в) балансового отчета.
В свою очередь, основной (сводный) бюджет — это консолидированный финансовый план, который разрабатывается на основе бюджетов различных видов или структурных подразделений предприятия. Основной бюджет выступает в роли связующего звена различных планов организации и выражается в формировании финансовых бюджетов, которые сводят воедино все ее другие планы (бюджеты) в стоимостной оценке.
^ Основные термины и понятия
Бюджетирование, операционные бюджеты, бюджеты инвестиций, финансовый бюджет.
Контрольные вопросы
1.Понятие и цель бюджетирования
2.Назовите задачи внутрифирменного бюджетирования
3.Назовите виды текущих финансовых бюджетов
Самостоятельная работа № 5. Содержание разделов бизнес-плана
План изучения
1. Структура бизнес-плана
2. Содержание бизнес-плана
Изучив данную тему, вы узнаете, что:
На структуру бизнес-плана влияет ряд факторов. В первую очередь это касается специфики и перспектив развития самого предприятия, для которого разрабатывается бизнес-план, а также конъюнктуры рынка, на котором фирма работает.
Бизнес-план целесообразно составлять на 3-5 лет: для первого года основные показатели рекомендуется рассчитать по месяцам, для второго - по кварталам; начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями. В целом, время, в течение которого действует бизнес-план, зависит от характера и масштабов деятельности фирмы. Основное требование к нему: срок бизнес-плана должен быть достаточным либо для полного завершения реализации планируемого проекта, либо для выхода на расчетную мощность производства и сбыта.
Примерный макет бизнес-плана можно представить в следующем виде:
Титульный лист: название фирмы, фамилия главы фирмы, адрес, номер телефона и факса фирмы.
1. Концепция бизнеса (резюме).
2. Цель деятельности.
3. Характеристика товаров (услуг), производимых фирмой.
4. Описание вида деятельности.
5. Оценка рынка сбыта.
6. Конкуренция и конкурентное преимущество.
7. Организационная структура управления.
8. Стратегия маркетинга.
9. План производства.
10. Оценка риска.
11. Финансовый план.
В титульном листе отражается название фирмы и самого документа, кратко и четко формулируется цель бизнес-планирования, адрес фирмы и другие ее реквизиты, а также указывается составитель бизнес-плана, данные по экспертизе и согласованию. При запланированном получении кредита следует указать наименование банка или иного источника финансирования. Информация на титульном листе должна быть минимальной, но привлекательной и аккуратной по оформлению
^ Основные термины и понятия
Бизнес-план, резюме, типовая структура.
Контрольные вопросы
1. Назовите структуру бизнес-плана
2. Поясните содержание разделов бизнес-плана
3. Охарактеризуйте подходы к составлению бизнес плана
Список литературы
Основные источники:
Андреев А.Ф. ,Дятлов В.А. Организация и планирование предприятия в условиях рынка, РАО «Газпром». М.: 2009.
Александров В. Готовность номер один. Нефтегазовый сервис восстанавливает свой докризисный потенциал // Нефть России. Нефтяной сервис. – 2011. - № 1 (8). - С. 18-21.
Дудырева Н.В. Исследование отрасли нефтесервисных услуг в России. Сервис. – М.: Республика, 2009. – С. 180-210.
Васильев А.А. Бюджетирование промышленных предприятий / А.А. Васильев // Экономист. - 2009. - № 11. - С.41-44.
Воробьев П.Ф. Бюджетирование производственных предприятий (опыт разработки и внедрения) / П.Ф, Воробьев, Ф.А. Земеров // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - № 6. - С.112-117.
Шепеленко Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учебное пособие для студентов экономических факультетов и вузов. 5-е изд., доп. и переработ. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2009.
Бабич Т.Н. Планирование на предприятии: Уч. пос. - М.: КНОРУС, 2009 г.
Черняк В.Д. Бизнес-планирование. М, Инфра, 2009
Лебедева Г.Н. Внутрифирменное планирование, М, РосЗИТЛП,2009
Дополнительные источники:
Баскаев К. Бурная работа. Нефтегазовый сервис пострадал от финансового кризиса не так сильно, как опасались игроки рынка // Нефть России. Нефтяной сервис. – 2010. - № 1 (7). - С. 16-22.
Был ли Апокалипсис? Отечественный нефтегазовый сервис быстро восстанавливается после глобального финансово-экономического кризиса // Нефть России. Нефтяной сервис. – 2011. - № 1 (8). – С. 6-9.
Тирон Д.В., Павловская А.В. Проблемы развития нефтегазового сервиса. Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов : сборник статей 13-ой Международной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2011. - С. 114-117
Голубев А.С. Эффективная организация системы бюджетирования / А.С. Голубев // Управление персоналом. - 2008. - № 7. - С.25-27.
Лапенков В.И. Основы бюджетирования / В.И. Лапенков // Экономист. - 2009. - № 11. - С.15-16.
Черненко М.В. Бюджетирование как инструмент взаимоувязки стратегических целей предприятия и операционного управления / М.В. Черненко // Корпоративный менеджмент. - 2009. - № 2. - С.49-52.
Бизнес-план. Методические материалы. - 3 -е изд., доп./Под. ред. Н. А. Колесниковой, А. Д. Миронова. - М.: Финансы и статистика, 2008.
Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование.-М.: Дело,2009
Интернет-ресурсы
Сайт Министерства топлива и энергетики РФ http://minenergo.gov.ru
Журнал «Нефть России» Каталог нефтегазовых сайтов http//www.oilru.com
Учебно-методический кабинет ИНИГ http://inig.ru