После долгого забвения возрождает свою былую славу Юнда-базар. Нынче организаторы впервые его провели на исторической родине – в селе Юнда.

Эх, ярмарка, да разгуляемся!

24 ноября, 2016 г.

В субботний зимний день по обеим сторонам центральной улицы села в длинный ряд выстраиваются автомобили, далеко разносятся звуки задорной музыки, нос щекочет запах жареных шашлыков. Торговая и концертная площадки развернулись перед сельским домом культуры. Начала ярмарки долго ждать не приходится – мороз и пронизывающий ветер подгоняют ведущих. Глава поселения Владимир Гаевич Урасинов приветствует собравшихся, поздравляет с праздником, желает весёлого дня.
После долгого забвения возрождает свою былую славу Юнда-базар. Нынче организаторы впервые его провели на исторической родине – в селе Юнда. - student2.ru

И вот на сцену с обрядом знакомства деревенской молодёжи выходят падеринские бравы молодцы – в тюбетейках, шёлковых рубахах, а девчата-бесермянки – в ярких шалочках, да как пошли звонкие частушки и зажигательный перепляс! Устоять на месте невозможно. Вслед за местными артистами на площадку степенно выходят гости, участники ансамбля Дома дружбы народов города Глазова «Янчик». Праздничные бесермянские крези зрители слушают, затаив дыхание. Красоту и самобытность исполнения не передать словами. А какая мощь в голосах – никакие микрофоны не нужны. Кстати, самой старейшей песеннице ансамбля Клавдии Алексеевне Малых – восемьдесят три года, и она полна задора и огня! Тут гостей вновь заменяют падеринцы: в их руках звенят колокольчики, тонко и нежно, словно завывая, поёт ручная пила, в качестве барабана – берестяной туесок, в ударный инструмент превратились чугунок и старый угольный утюг, особый звук издают стиральная доска и грабли. Ведущим инструментом, конечно, стала гармошка. Вот это выдумка, талант! Так на сцену друг за другом выходят участники художественной самодеятельности сельских домов культуры – молодёжь и ветераны. Концерт – отличный!
А пока народ веселится, ребята, участники проекта «Сила духа», отправляются в путешествие по станциям: выполняя задания, заодно знакомятся со старинным селом. Желающие катаются на лошади.
Настаёт момент аукциона «Кот в мешке». Участники праздника легко угадывают, что в нём находится – подсказкой тому сами загадки, но, кроме сладкого торта, с молотка ничего не ушло: то ли народ замёрз, то ли подустал. Зато народное жюри быстро и единогласно определяет победителей в номинации «Приятного аппетита»: ими стали культработники из Эркешево. Женщины приготовили изумительную кутью (кашу из разных злаков), с пылу-жару быстро разошлись блины, приготовленные ими же, на «ура» ушли и пирожки с пестиками, грибами, сушёные травы для заварки чая. А вот купцом-молодцом признана семья Бияновых из Юнды – за час ими продано более сорока литров фирменного безалкогольного пива. Вот это да! Без внимания не остались в этот день и народные умельцы Домов ремёсел района, которые на продажу выставили картины, вышитые мулине и написанные акварелью, разделочные доски, туески, обереги и много чего другого.
Всё было замечательно, но, по мнению большинства гостей, не хватило атмосферы ярмарки: не было торговых рядов с мясом, рыбой, квашеными и солёными
овощами, валенками-самокатками, варежками и носками. Тем не менее, организаторы праздника – специалисты Центра развития культуры и народного творчества, да и сами юндинцы – постарались сделать всё, чтобы в этот день всем было весело.

М. Пермякова

Вот что пишет краевед, имам-мухтасиб северных районов Удмуртии, имам мечети деревни Кестым Ильмир Касимов про истоки Юнда-базара:
На Руси его проводили 8 ноября по старому стилю (ныне приходится на 21 число). Сельхозработы уже завершены, да и скотина заколота. Пора на ярмарку! Купцы продавали излишки продукции со своих подворий, на вырученные деньги покупали необходимый товар, расплачивались с наёмными работниками.
На Михайлов день базар проходил и в селе Юнда, куда съезжались жители Глазовского уезда Вятской губернии. Днём народ в поиске подходящего товара ходил по базару, а торговых рядов было порядком, проведывали друзей, родственников, а вечером начиналось застольное гулянье с баней. И так несколько дней подряд. На ночлег в каждой избе располагалось до тридцати человек, кому места не доставалось, те шли в соседние деревни.
Купцы с покупателями приезжали на санях либо на телегах – смотря, какая погода. В эти дни случалась оттепель, поэтому праздник называли михайловскими грязями. Однако не меньшей редкостью бывали и михайловские морозы. Татары до сих пор вспоминают, как на Юнда-базар ехали на санях, а вертались домой на телегах, или наоборот. Зато обмен конной упряжью являлся ещё одним поводом поехать в гости. Транспортные проблемы исчезли с появлением колхозных машин.
Вспоминая Юнда-базар, кестымцы старшего поколения сегодня с сожалением говорят о том, что традиция гостевания забыта. Но не будем о грустном – ярмарка вновь набирает размах. Я выражаю искреннюю радость за возрождение древней традиции, которая собирает вокруг себя людей разных национальностей и вероисповеданий. Юнда-базар – символ единства и взаимного уважения.

Наши рекомендации