Суммы прибыли от реализации продукции
АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С/Х ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Анализ финансовых результатов от реализации с/х продукции.
2. Анализ рентабельности предприятия.
3. Методика подсчета резервов увеличения прибыли и рентабельности.
Анализ финансовых результатов
от реализации с/х продукции
Финансовые результаты деятельности с/х предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг.
Прибыль - это часть ЧД, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, которую непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции ЧД принимает форму прибыли.
Количественно прибыль представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние.
В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. Анализ проводится в конце года после составления годового отчета.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого порядка:
V - объема реализации продукции;
УД - структуры товарной продукции;
С - себестоимости продукции;
Ц - уровня среднереализационных цен.
Объем реализации продукции (V) может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции (УД) может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции (С) и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен (Ц) и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки (табл. 1-2).
Взаимосвязь факторов (V, УД, Ц, С) с суммой прибыли можно представить следующей формулой: П = ∑ (Vобщ х УД) (Ц - С)
Табл.1. Исходные данные для факторного анализа прибыли
От реализации продукции, млн.руб.
Показатель | Плановый | Условный | Фактический | ||||
Выручено от реализации | В | Vп х Цп | Vф х Цп | Vф х Цф | |||
Полная себестоимость | З | Vп х Сп | Vф х Сп | Vф х Сф | |||
Прибыль от реализации | П | Вп - Зп | Вусл-Зусл | Вф - Зф |
Таблица 2
Табл. 2. Расчет влияния факторов первого уровня на изменение
суммы прибыли от реализации продукции
Показатель прибыли | Факторы первого порядка | Порядок расчета прибыли | |||
V | УД | Ц | С | ||
Плановый | План | План | План | План | Вплан - Зплан |
Условный 1 | Факт | План | План | План | Пплан х Iп |
Условный 2 | Факт | Факт | План | План | Вусл - Зусл |
Условный 3 | Факт | Факт | Факт | План | Вфакт - Зусл |
Фактический | Факт | Факт | Факт | Факт | Вфакт - Зфакт |
Индекс объема продаж (Iп)исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый уровень себестоимости отдельных видов продукции, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, чем выручка:
Iп = Зусл / Зплан
Пусл1 = Пплан х Iп
По данным таблицы 2 можно установить, как изменилась сумма прибыли
за счет каждого фактора:
∆П(V) = Пусл1 - Пплан
∆П(УД) = Пусл2 - Пусл1
∆П(Ц) = Пусл3 - Пусл2
∆П(С) = Пфакт - Пусл3
∆П(общее) = Пфакт - Пплан
Прибыль от реализации продукции отдельных видов продукции зависит от трех факторов первого порядка: V, С, Ц. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить:
Способ абсолютных разниц:
Пфакт = Vфакт х (Цфакт - Сфакт)
Пплан = Vплан х (Цплан - Сплан)
∆П(V) = (Vфакт - Vпл) х (Цплан - Сплан)
∆П(Ц) = (Цфакт - Цплан) х Vфакт
∆П(С) = (Сплан - Сфакт) х Vфакт
∆П(общее) = Пфакт – Пплан
Способ цепной подстановки:
Пусл1 = Vфакт х (Цплан - Сплан)
Пусл2 = Vфакт х (Цфакт - Сплан)
∆П(общее) = Пфакт –Пплан
∆П(V) = Пусл1 –Пплан
∆П(Ц) = Пусл2 –Пусл1
∆П(С) = Пфакт –Пусл2