Понятие и принципы технического регулирования. Законодательство о техническом регулировании.
Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:
1) применения единых правил установления требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
2) соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
3) независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
4) единой системы и правил аккредитации;
5) единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
6) единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
7) недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
8) недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
9) недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
10) недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
11) недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Законодательство РФ о техническом регулировании состоит из ФЗ «О техническом регулировании», принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, таких как ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и иных нормативных правовых актов.
Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов, касающиеся сферы применения ФЗ «О техническом регулировании» (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов), применяются в части, не противоречащей ФЗ «О техническом регулировании».
Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера за исключением регламентов по оборонной продукции и регламентов, предусмотренных программой разработки технических регламентов, утвержденной Правительством РФ.
Если международным договором РФ в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим РФ, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство РФ.
68. Технические регламенты: понятие, цели, содержание и применение.
Технический регламент - документ, который принят международным договором РФ, межправительственным соглашением, федеральным законом, или указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, строениям и сооружениям или к процессам проектирования, производства, строительства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и т.п.).
Технические регламенты принимаются в целях:
1) защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
2) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
4) обеспечения энергетической эффективности.
Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость; единство измерений; другие виды безопасности в целях.
Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения указанных целей.
Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия, определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования или требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности.
Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Технический регламент не должен содержать требования к конструкции и исполнению.
В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции или к связанным с ними процессам, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).
Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции.
Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.
Национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.
Технический регламент может содержать специальные требования к продукции или к связанным с ними процессам, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению указанных целей.
Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест.
Технический регламент, принимаемый федеральным законом, постановлением Правительства РФ или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.