Определение и юридическая характеристика
Легальное определение договора. Юридическая характеристика. Источники правового регулирования. Требования к субъектному составу. Заключение договора.
1. По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ).
2. Юридическая характеристика. Договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, а также государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров соответствуют юридическим характеристикам договора купли-продажи. Он является:
- консенсуальным;
- возмездным;
- двусторонне обязывающим (взаимным).
3. Источники правового регулирования. Поставка товаров для государственных (муниципальных) нужд в настоящее время урегулирована системой нормативных актов различной юридической силы. Во главе этой системы находятся нормы § 4 главы 30 ГК РФ ("Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд"). Далее к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст. 506-522 ГК РФ). Затем подлежат применению общие положения о купле-продаже (§ 1 главы 30 ГК РФ).
ГК РФ продолжает традицию использования специальных правовых актов о государственных (муниципальных) закупках. Разнообразие целей приобретения товаров для государственных (муниципальных) нужд является одной из причин многочисленности принятых законов.
Правовой акт
Федеральный закон "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" от 26.10.1994 N 53-ФЗ
Федеральный закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 10.11.1994 N 60-ФЗ
Федеральный закон "О государственном материальном резерве" от 23.11.1994 N 79-ФЗ
Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" от 24.11.1995 N 213-ФЗ
Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 08.07.2005 N 94-ФЗ (далее - ФЗ "О размещении заказов...").
ФЗ "О размещении заказов..." имеет превалирующее значение по отношению к остальным названным федеральным законам. Они применяются в части, не противоречащей ФЗ "О размещении заказов..." (ч. 2 ст. 65 ФЗ "О размещении заказов...").
Комплексность законодательства о бюджетных закупках проявляется во включении в его систему административно-правовых актов, это: Бюджетный кодекс Российской Федерации, акты Президента РФ, Правительства РФ, Минэкономразвития России, ФАС России.
4. Требования к субъектному составу. Поставка товаров для государственных (муниципальных) нужд обусловливает специфику субъектного состава в одноименном договоре.
Государственными (муниципальными) заказчиками могут быть:
а) государственные органы (в том числе органы государственной власти);
б) органы управления государственными внебюджетными фондами;
в) органы местного самоуправления;
г) бюджетные учреждения;
д) получатели бюджетных средств и средств из внебюджетных источников финансирования.
Потенциальным поставщиком (исполнителем) по поставке товаров для государственных (муниципальных) нужд может быть физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель), юридическое лицо.
К потенциальному поставщику (исполнителю) ФЗ "О размещении заказов..." предъявляет ряд определенных требований (основных и дополнительных), например непроведение ликвидации, отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом и об открытии конкурсного производства, требования к производственным мощностям, технологическому оборудованию, финансовым и трудовым ресурсам и т.д.
Правовой акт
Постановление Правительства РФ от 28.12.2006 N 813 "О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства"
5. Заключение договора. Подробное правовое регулирование процедуры заключения контракта на поставку для государственных (муниципальных) нужд объясняется необходимостью рационального использования бюджетных средств, предотвращения злоупотреблений при их расходовании и т.д.
ФЗ "О размещении заказов..." предусматривает несколько способов заключения государственного (муниципального) контракта, это: (1) конкурс; (2) аукцион; (3) запрос котировок; (4) на товарных биржах; (5) у единственного поставщика. По общему правилу, законодательства о бюджетных закупках, договор должен заключаться посредством торгов (т.е. конкурса или аукциона).
ФЗ "О размещении заказов..." вслед за ГК РФ определяет конкурс следующим образом. Это торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
ГК РФ содержит лишь несколько норм о торгах. Напротив, законодательство о бюджетных закупках содержит более подробное регулирование процедуры заключения государственного (муниципального) контракта на поставку.
Конкурс на право заключить государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров состоит из нескольких последовательных стадий: организационная, отборочная, оценочная и заключительная стадии.
Нарушение установленного порядка заключения государственного (муниципального) контракта - основание для признания его недействительным посредством судебной процедуры.
В ряде следующих случаев заключение контракта для потенциального поставщика является обязательным.
Во-первых, когда такие поставщики занимают доминирующее положение на товарном рынке или когда в объеме их производства государственный оборонный заказ превышает 70% (поставка в госрезерв).
Во-вторых, когда нет претендентов на участие в торгах на размещение оборонного заказа, он обязателен для государственных унитарных предприятий (которые производят уникальную военную продукцию).
В-третьих, это федеральные казенные предприятия, находящиеся в режиме обязательного заключения таких контрактов. Режим вводит Правительство Российской Федерации.