Описание комплекса мер, направленных на повышение собираемости налогов

Проведенный анализ результативности работы отдела оперативного контроля выявил следующие недостатки:

1. Количество проведенных проверок в ИФНС по Нижегородскому району г. Н. Новгорода не соответствует плановым показателям;

2. Количество уплаченных штрафов в ИФНС по Нижегородскому району г. Н. Новгорода существенно меньше суммы начисленных штрафов.

Выявленные недостатки обуславливают необходимость разработки мероприятий, направленных на повышение результативности деятельности отдела. В частности необходимо:

1. Реализовать мероприятия, позволяющие выполнять план по проверкам за счет расширения штата отдела оперативного контроля;

2. Разработать мероприятия, способствующие взысканию штрафов.

Рассмотрим более подробно первое мероприятие. Проведенный анализ показал, что в 2015 году в отделе работало 13 инспекторов, которые выполнили 33 554 проверки ИП и 14 005 проверок ООО. Соответственно на 1 инспектора приходилось в 2015 году 2 581 проверка ИП и 1077 проверок ООО, в совокупности 3 658 проверки.

Далее в таблице 4 определим объем проверок, которые в 2015 году были не выполнены в соответствии с планом.

Таблица 4

Объем проверок, которые были не выполнены в 2015 году в ИФНС по Нижегородскому району г. Н. Новгорода

Период Количество запланированных проверок Количество проведенных проверок Количество проверок, которые были не выполнены по плану
ИП ООО ИП ООО ИП ООО
1 полугодие
2 полугодие
Год

Проведенный анализ показал, что в 2015 году было не выполнено 3 954 проверки ИП и 1736 проверок ООО. В совокупности было не выполнено 5 690 проверок.

Данные проверки были не проведены ввиду нехватки инспекторов в отделе. Определим, какая нехватка персонала была в отделе, для чего количество невыполненных проверок разделим на количество проверок, выполняемых одним инспектором:

5 690 невыполненных проверок / 3 658 проверок, приходящихся на 1 инспектора » 2 человека

Таким образом, в качестве мероприятия по повышению результативности деятельности отдела предлагается нанять в штат двух инспекторов. Тогда план проверок будет выполнен.

Что касается второго мероприятия, то в качестве мероприятий, способствующих взысканию штрафов можно предложить внести изменения в НК РФ, а именно утвердить бесспорный порядок списания штрафов налоговыми органами в случае вынесения решения о взыскании и неисполнение этого решения налогоплательщиком (и отсутствии апелляции). Так же предусмотреть увеличение штрафа на 5% ввиду неисполнения налогоплательщиком требований налогового органа. Увеличение начисленного штрафа предотвратить желание налогоплательщика переложить ответственность по уплате штрафа на налоговую инспекцию.

В большинстве европейских стран суммы налогов и санкции могут быть списаны со счета налогоплательщика без его согласия, если в оговоренный срок он не опротестовал решения налогового органа в административном или судебном порядке. В Австрии оспаривание решения о доначислении налогов и санкций само по себе не влечет приостановления решения о доначислении налогов (ст. 254 Федерального процессуального налогового кодекса).

Однако налогоплательщику по его запросу может быть предоставлена рассрочка или отсрочка платежа до окончательного принятия решения по жалобе (ст. 212 Федерального процессуального налогового кодекса). В Финляндии обжалование решения о взыскании налога также не приостанавливает его исполнения. В Хорватии, напротив, подача административной жалобы приостанавливает исполнение решения о взыскании налога. В Болгарии налог должен быть уплачен в течение 14 дней с момента предъявления требования о его уплате. После истечения этого срока требование может быть исполнено в принудительном порядке, если только его действие не приостановлено.

Система, применяемая в Польше, весьма схожа с российской. Налогоплательщик должен платить налоги добровольно, однако если он этого не сделал, с него взыскиваются и налоги, и расходы по их взиманию.

Наши рекомендации