Показатели эффективности проекта
№ п/п | Показатели | Значение показателя по периодам осуществления | |||
Шаг 1 | Шаг 2 | * * * | Шаг Т | ||
Эффект от инвестиционной деятельности | |||||
Эффект от операционной деятельности | |||||
Эффект от финансовой деятельности | |||||
Поток реальных денег | |||||
Коэффициент дисконтирования | |||||
Дисконтированный поток реальных денег |
Обоснование размеров и форм участия в проектах инвесторов, сравнение вариантов проектов осуществляют с использованием показателей ЧДД, ИД, ВНД, срока окупаемости и других, и в основе которых лежит ноток реальных денег в прогнозных ценах.
Чтобы определить поток реальных денег, рекомендуется использовать программные продукты (см.п.22.3).
Примерная форма представления расчета денежных потоков и показателей коммерческой эффективности проекта приведена в приложении 6 (табл. П 6.9).
Пример.На конфетной фабрике решено рассмотреть проект выпуска новой продукции, для чего необходимо приобрести за счет кредита банка новую технологическую линию за 500 млн руб. под 25 % годовых сроком на 5 лет. Увеличение оборотного капитала потребует 100 млн руб. В 1-й год эксплуатационные затраты на оплату труда рабочих увеличатся на 200 млн руб., а в последующие годы — на 10 млн руб. ежегодно. На приобретение исходного сырья (какао, сахара, орехов и др.) для производства новой продукции в 1-й год будет израсходовано 250 млн руб. Расходы будут увеличиваться на 25 млн руб. ежегодно. Другие ежегодные затраты составят 10 млн руб.
Цена реализации (продаж) в 1-й год составит 100 тыс. руб. за единицу изделия и будет увеличиваться на 10 тыс. руб. ежегодно. Объемы реализации новой продукции в 1-й год достигнут 7500 тыс. ед., во 2-й — 8000, в 3-й — 8500, в 4-й — 9000 и в 5-й — 7500 тыс. ед.
Возврат основной суммы кредита предусматривается равными долями, начиная со 2-го года. Норма дохода на капитал принимается равной 15 % годовых; налоги и другие отчисления от прибыли — 35 %.
Необходимо рассчитать: эффект от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности; поток реальных денег и их сальдо, чистую ликвидационную стоимость и сальдо накопленных реальных денег; чистый дисконтированный доход, внутреннюю норму прибыли (доходности) и уровень дисконтированной рентабельности.
Чистый дисконтированный доход составит:
при ставке 15 %
ЧДД = (150,6 + 186,6 + 178,6 + 148,0) - 399,9 = +263,9;
при ставке 40 % ЧДД = (107,6 + 103,2 + 87,2 + 55,4) - 328,2 = +25,2;
при ставке 50 % ЧДД = (82,4 + 83,9 + 61,8 + 39,3) - 306,6 = -33,2.
Внутренняя норма доходности:
ВНД = 0,40 + (25,2 (0,50 - 0,40)) / (25,2 + 33,2) = 0,443 или 44,3.
Индекс доходности составит:
при ставке 15 % ИД = 263,9/399,9 = 0,66 или 66 %;
при ставке 40 % ИД = 25,2/328,2 = 0,076, или 7,6 %;
при ставке 50 % ИД =33,2/306,6 = - 0,108 или 10,8 %.
Все необходимые расчеты выполняются в форме таблицы (цифры условные).
Сальдо реальных денег в последнем, 5-м году рассчитывают следующим образом: 297,7 - 125,0 = 172,7 + 32 = 204,7, где 32 — чистая ликвидационная стоимость. Она определена из условия, что рыночная стоимость оборудования через 5 лет эксплуатации составит (10%) 50 (500 ∙ 0,1) млн руб. Затраты на оборудование — 500 млн руб., амортизация — 500 млн руб. Тогда балансовая стоимость 500 ∙ 500 = 0. Затраты на ликвидацию (5% от рыночной стоимости) — 50 ∙ 0,05 = 2,5 млн руб. Операционный доход составит 50,0 - 2,5 = 47,5 млн руб; налоги — 47,5 ∙ 0,35 = 18 млн руб.; чистая ликвидационная стоимость 50 - 18 = 32 млн руб. Тогда эффект от инвестиционной деятельности в 5-м году равен 50 - 18 = 32 млн руб.
Полученные в результате выполненных расчетов показатели эффективности инвестиционного проекта свидетельствуют о том, что при норме дохода на капитал, принятой в размере 15%, проект может быть реализован, так как ЧДД > 0, ВНД > 15% (44,3 %) и ИД > 0.
Бюджетная эффективность
Бюджетная эффективность рассматривается для бюджетов различных уровней, отдельного бюджета или консолидированного. Она отражает влияние результатов реализации проекта на доходы и расходы бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального или местного).
Основным ее показателем, используемым для обоснования, в частности финансовой поддержки предусмотренных в проекте мероприятий, является бюджетный эффект Бt, определяемый как превышение доходов соответствующего бюджета Дt над расходами Рt в t-мгоду:
В состав доходов (притоков) рекомендуется включать поступления в бюджет, относящиеся к осуществлению проекта: плату за пользование природными ресурсами (землей, водой и др.); доходы от лицензирования; тендеры на разведку, проектирование, строительство и эксплуатацию проекта; дивиденды по пенным бумагам, принадлежащим государству и выпущенным для финансирования проекта; налоговые поступления (включая подоходный налог с заработной платы) и рентные платежи в бюджет; таможенные пошлины и акцизы по производимым (затрачиваемым) продуктам (ресурсам); отчисления во внебюджетные фонды (пенсионный, занятости, медицинского страхования и др.).
В составе расходов (оттоков) бюджета учитывают бюджетные средства, выделяемые на прямое финансирование проекта, включая безвозмездное инвестиционное кредитование, бюджетные надбавки к рыночным ценам (на топливо, энергию и т. п.). кредиты, подлежащие компенсации за счет бюджета, различные выплаты (по государственным цепным бумагам, лицам, оставшимся без работы, и т. п.) и др.
При реализации ИП за счет бюджетных средств учитывается косвенный эффект, получаемый сторонними организациями и обусловленный влиянием проекта на них. Он может складываться из изменения налоговых поступлений от деятельности предприятий, выплат пособий лицам, оставшимся без работы в результате реализации ИП, выделения средств из бюджета для переселения и трудоустройства граждан.
Значения притоков и оттоков бюджетных средств можно рассчитывать так же, как и суммы их дисконтированных годовых значений за период Т осуществления проекта. На их основе вычисляют ЧДД бюджета (ЧДДб). При наличии бюджетных оттоков определяются ВНД и ИД, срок окупаемости и рентабельность бюджетных средств, степень финансового участия государства (региона) в реализации проекта (отношение общих бюджетных расходов к сумме затрат по проекту).
Примерная форма представления расчета денежных потоков и показателей бюджетной эффективности проекта приведена в приложении 6 (табл. П6.15). На основе данных таблицы составляются денежные потоки для определения бюджетной эффективности и рассчитываются обобщающие ее показатели. При этом для каждого уровня бюджета расчеты проводятся раздельно.
Пример.Предположим, что существующая бюджетная система обеспечения административного района, скажем теплом или электроэнергией, требует реконструкции в связи с увеличением потребления. Она будет выполнена в течение двух лет. Инвестиционные затраты (стоимость земли, зданий и сооружений, оборудования, прирост оборотного капитала и др.) в 1 -м году составят 7 и во 2-м — 13 млн руб. В дополнение к ним проект включает текущие издержки производства (эксплуатационные расходы на топливо, материалы, оплату труда, обслуживание и ремонт, накладные и др.), начиная с 3-го года в сумме 2 млн руб.
Доходы бюджета будут получены в виде дополнительной платы за пользование системой коммунального обеспечения (водой, теплом и т. п.), увеличения поступлений от налогов и т. д. Их сумма в 3-м году (начало эксплуатации системы) может составить 8 млрд руб.; в 4-м — 15; в 5-м и 6-м — 22; в 7-м — 10 млрд руб., после чего потребуется новая реконструкция. Для данного примера процентную ставку принимают в размере 0,20. Расчет бюджетного эффекта (млн руб) выполнен в таблице, приведенной ниже.
Таким образом, интегральный бюджетный эффект (ЧДД) составит:
(3,77 + 6,27 + 8,04 + 6,7 + 2,23) - (5,83 + 9,02) = 12,16 млн руб.
Следовательно, инвестиционный проект может быть рекомендован к реализации.