Тема 6. Основы контроля страховых организаций 3 страница
- при уплате наличными деньгами – по соглашению сторон с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем получения страховой премии по договору или первой ее части страховщиком, либо с 00 часов 00 минут любого дня в течение одного месяца со дня получения страховой премии по договору или первой ее части страховщиком;
- при заключении договора страхования на новый срок до истечения действия предыдущего договора – с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем окончания срока действия предыдущего договора страхования.
Договор страхования прекращается в случаях:
- истечения срока его действия;
- выполнения страховщиком обязательств по договору в полном объеме;
- смерти страхователя, кроме случаев перехода права на застрахованное имущество к лицам, принявшим это имущество в порядке наследования;
- неуплаты страхователем очередной части страховой премии по договору в установленный договором срок;
- если после вступления договора страхования в силу возможность наступления страхового случая отпала и страхование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай.
При определении размера страховой выплаты страховщик удерживает всю оставшуюся сумму неуплаченной страховой премии, просроченной страховой премии, а также пеню по договору.
4. постановку бухгалтерского учета страховых операций, все ли операции отражаются в учете;
5. правильность определения стоимости имущества, страховой суммы;
В имущественном страховании определение страховой стоимости каждого вида имущества производится по его действительной стоимости в месте его нахождения в день заключения договора страхования, на основании представленных документов, либо оценки их компетентным органом, либо оценки их страховщиком. Действительная стоимость предметов домашнего имущества определяется исходя из их стоимости в новом состоянии за вычетом стоимостной величины износа по каждому предмету (вещи) домашнего имущества.
Страховая сумма устанавливается по каждому виду застрахованного имущества в размере, не превышающем страховую стоимость каждого вида имущества (объекта), принимаемого на страхование.
Норматив ответственности по договору добровольного страхования (сострахования, перестрахования) иного, чем страхование жизни, установлен в размере 20 % от собственного капитала страховой организации. Указанный норматив распространяется на один объект или группу объектов, которые могут рассматриваться как один объект страхования, принятые на страхование по одному или нескольким договорам страхования.
В случае если объекты, принадлежащие одному страхователю, территориально рассредоточены (цех, склад, другие производственные и непроизводственные сооружения, транспортное средство, груз) и по каждому из них можно определить степень риска в отдельности, то указанный норматив может быть распространен на каждый такой объект при условии, если по нему заключен отдельный договор страхования.
6. правильность применения тарифных ставок и исчисления страховых взносов (премий);
Размер страховой премии по каждому виду застрахованного имущества (объекту) рассчитывается по установленным в процентах от страховой суммы базовым годовым страховым тарифам с использованием соответствующих коэффициентов.
7. обоснованность предоставления скидок с исчисленных платежей;
Так, например в Белгосстрахе, по договорам страхования имущества граждан предоставляются следующие льготы:
- месячный льготный срок для возобновления договора и сохранения скидок со страхового тарифа после непрерывного трехлетнего страхования;
- скидка со страхового тарифа за непрерывность заключения (в течение двух и более лет) безущербных годичных договоров по системе “бонус-малус” (максимальный размер скидки – 50 %);
- скидка со страхового тарифа за заключение договоров добровольного страхования нескольких видов (комплексное страхование);
- скидка за заключение договоров непосредственно в обособленных подразделениях Белгосстраха или у страхового агента – юридического лица.
8. полноту и своевременность сдачи страховыми агентами собранных взносов, производили ли работники бухгалтерии при приеме от страховых агентов отчетов о собранных платежах с населения проверку наличия у них неиспользованных чистых бланков строгой отчетности;
9. учет и последовательность расходования бланков строгой отчетности;
10.законность оприходования в кассу или зачисления на счет страховых взносов (премий);
11.правильность и своевременность записей в Журнал учета договоров страхования о поступивших платежах по всем договорам страхования;
12.своевременность вручения страхового свидетельства (полиса);
Страховой полис выдается страхователю после уплаты страховой премии по договору (первой ее части) в течение 10 рабочих дней при безналичной уплате или в день уплаты – при уплате наличным деньгами.
13.законность расторжения договоров страхования;
Страхователь вправе отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по обстоятельствам иным, чем страховой случай.
Договор страхования расторгается с момента получения страховщиком отказа страхователя от договора. При досрочном отказе страхователя от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия по договору возврату не подлежит.
Страховщик вправе расторгнуть договор страхования в случаях:
- неуведомления страхователем страховщика в течение 3 рабочих дней со дня, когда страхователю стало известно о значительных изменениях в обстоятельствах, сообщенных страховщику при заключении договора;
- увеличения страхового риска и отказа страхователя от изменения условий договора страхования или доплаты им дополнительной страховой премии.
14.правильность отражения в учете поступивших (начисленных) страховых взносов (премий) по операциям страхования, сострахования (достоверность кредитовых оборотов по балансовому счету 93);
15.достоверность отражения поступивших (начисленных) страховых взносов (премий) в отчете о прибылях и убытках за проверяемый отчетный период и т.д.
Основанием для принятия страховщиком решения о страховой выплате являются: заявление страхователя; страховой полис; акт о страховом случае (аварийный сертификат); справки компетентных органов, проводивших экспертизу при наступлении страхового случая; другие документы.
При урегулировании убытков по операциям перестрахования белорусский страховщик вправе выплатить страховое возмещение в соответствии с принятыми обязательствами только при наличии у него надлежащим образом оформленных документов (с заверенным переводом на русский язык), подтверждающих факт и обстоятельства наступления страхового случая, а также размер ущерба:
♦ акт о страховом случае (аварийный сертификат) или другой документ, его заменяющий, акт экспертизы, калькуляции, счета по возмещению убытка;
♦ заключения компетентных органов (полиции, пожарных, лечебных учреждений, метеорологических служб и др.);
♦ платежные документы, подтверждающие, что иностранный перестраховщик (страховщик) уплатил потерпевшему свою долю страхового возмещения. Для подтверждения обоснованности произведенных расходов белорусский страховщик имеет право запросить у иностранного партнера или аварийного комиссара дополнительную информацию (номер дела, заведенного по данному страховому случаю; документ правоохранительных органов об открытии уголовного дела; фотографии, копии паспорта, водительского удостоверения, лицензии аварийного комиссара и др.). Такие же документы необходимы для принятия решения о страховой выплате по договорам сострахования и соглашениям об урегулировании убытков, заключенным с иностранными партнерами.
Прежде всего на основании Правил страхования, согласованных со страховым надзором, необходимо выяснить, относится ли к страховому случаю данное событие, так как во всех правилах страхования должен быть перечень страховых случаев, а также убедиться в том, действовал ли договор страхования на момент наступления страхового случая (имелось ли заявление страхователя на выплату, поступило ли оно своевременно и зарегистрировано в журнале учета убытков). На основании первичных документов определяется своевременность страховой выплаты, а при отказе в выплате - обоснованность отказа.
Аудитор проверяет также правильность составления акта о страховом случае, а именно: соблюдены ли страховщиком установленные сроки его составления и направлены ли компетентным органам запросы на предоставление документов, необходимых для решения вопроса о страховой выплате. Кроме того, проверяются: правильность определения размеров страховых возмещений, регистрации произведенных страховых выплат в журнале учета убытков; достоверность документов, послуживших основанием для страховых выплат (если это возможно, то делается встречная проверка); соблюдение установленного в страховой компании порядка хранения документов, по которым произведены выплаты; гасятся ли эти документы штампом «Оплачено» с указанием даты; как осуществляется внутренний контроль у страховщика за своевременностью выплат.
Сумма страхового возмещения перечисляется страховщиком в безналичном порядке на расчетный счет страхователя, а физическим лицам может выплачиваться наличными деньгами. Если в документах на выплату сделаны исправления, то они должны быть оговорены, заверены лицами, составлявшими эти документы, и скреплены печатью страховщика. Если после выплаты страхового возмещения будет найдено похищенное имущество, то страхователь обязан вернуть страховщику полученное от него страховое возмещение за вычетом стоимости необходимого ремонта или расходов на приведение его в порядок. В случае невозврата страхового возмещения в установленный срок страховщику следует предъявить иск.
Как известно, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах этой суммы право требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за нанесенный ущерб. Если в документах компетентных органов указано лицо, виновное в причинении ущерба, то страховщик в порядке суброгации должен обратиться с иском к этому лицу.
Процедура проверки обоснованности, своевременности и правильности учета страховых выплатдостаточно существенна при проведении аудита страховщика и включает следующие основные вопросы, которые рассматриваются аудитором:
1. наличие, правильность и своевременность ведения Журнала учета убытков;
2. действовали ли договоры на момент страхового случая, установление сроков начала и окончания действия договоров;
3. своевременность заявления страхователями о страховом случае в страховую организацию;
Страхователь обязан незамедлительно, но не позднее 3-х рабочих дней со дня утраты (гибели) или повреждения имущества, сообщить страховщику или его представителю о причиненном ущербе.
При наступлении события, которое по условиям договора добровольного страхования от несчастных случаев может быть признано страховым случаем, страхователь обязан своевременно, не позднее 30-ти суток с момента наступления несчастного случая, уведомить в письменной форме о его наступлении страховщика.
4. соблюдение установленного порядка в страховой организации регистрации поступивших заявлений в Журнале учета убытков.
5. относится ли к страховым случаям данное событие, а также имеется ли соответствующий документ компетентного органа (например, гидрометеослужбы, ГАИ, следственных органов и т.п.), подтверждающий факт наступления страхового случая, причины и другие обстоятельства страхового случая;
6. правильность составления страхового акта, а также соблюдены ли страховщиком установленные сроки его составления и запроса документов, необходимых для решения вопроса о страховой выплате;
При добровольном страховании имущества граждан решение вопроса о признании заявленного случая страховым и выплате страхового возмещения, страховщик принимает на основании:
- заявления страхователя о выплате страхового возмещения с подробным перечнем утраченного (погибшего) или поврежденного имущества с указанием причин, обстоятельств;
- страхового полиса;
- акта осмотра погибшего или поврежденного имущества;
- документов, подтверждающих факт, причины, обстоятельства наступления заявленного случая, размер причиненного ущерба.
На основании всех необходимых документов страховщик в течение 10 рабочих дней принимает решение о признании или непризнании заявленного случая страховым либо об отказе в выплате страхового возмещения. Решение о признании заявленного случая страховым оформляется путем составления акта о страховом случае.
7. правильность определения размеров страховых возмещений, страховых обеспечений и своевременность их выплат;
Страховое возмещение выплачивается страхователю в течение 10-ти рабочих дней со дня подписания страховщиком акта о страховом случае, путем перечисления во вклад на имя страхователя или наличными деньгами из кассы страховщика.
8. правильность регистрации произведенных страховых выплат в Журнале учета убытков;
9. достоверность документов, послуживших основанием для страховых выплат;
10.соблюдение установленного в страховой организации порядка хранения документов, по которым производятся выплаты;
11.как осуществляется в страховой организации внутренний контроль за своевременностью выплат и др.
Основным нормативным актом, регулирующим порядок осуществления операций по приему, хранению и выдаче наличных денег в кассе предприятия, является Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17 января 2008 года № 4. Этот документ устанавливает единый порядок хранения наличных денег, их приема и выдачи, оформления кассовых документов и ведения кассовой книги, инвентаризации наличия денежных средств и контроля за соблюдением кассовой дисциплины.
Проверка правильности ведения и учета кассовых операций производится обычно отдельным аудитором и включает в себя сплошную проверку рублевой и валютной касс, расчетов с подотчетными лицами и соблюдение кассовой дисциплины.
Аудитор в процессе проверки руководствуется нормативными документами Национального банка Республики Беларусь по ведению кассовых операций в национальной и иностранной валютах, проверяет наличие кассы в страховой организации, принят ли на работу кассир, заключен ли с ним договор об индивидуальной материальной ответственности, ведется ли кассовая книга по установленной форме.
Если кассовые операции осуществляются в иностранной валюте, то бухгалтерский учет должен вестись в двух валютах: национальной и иностранной. При этом кассовые отчеты и кассовая книга должны вестись по каждому наименованию иностранной валюты.
Таким образом, проверка правильности учета и осуществления кассовых операций включает в себя проверку рублевой кассы, валютной кассы, расчетов с подотчетными лицами и соблюдение кассовой дисциплины в страховой организации.
В процессе проверки соблюдения кассовой дисциплины аудитор должен установить:
1. наличие кассира, наличие и правильность заключения договора о полной материальной ответственности с ним. В организациях с небольшой численностью работающих и не имеющих в штате кассира, обязанности кассира могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.
2. соблюдение лимита остатка в кассе наличных денег, установленного банком.
3. правильность оформления кассовых документов (приходных ордеров, расходных ордеров, документов, заменяющих расходные кассовые ордера (платежных ведомостей (расчетно-платежных), заявлений на выдачу денег и др.), и, как следствие обоснованность выдачи (приема) денег из кассы (в кассу). Прием наличных денег должен производиться в организациях по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером. Выдача денег лицам, не состоящим в списочном составе, должна производиться по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров. Если выдача денег производилась по доверенности, аудитор должен проверить правильность оформления соответствующей доверенности. Последняя должна оставаться в документах дня, как приложение к расходным кассовым ордерам или ведомости. Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно, подчистки, помарки или исправления в этих документах не допускаются. К приходным и расходным кассовым ордерам должны быть приложены все необходимые первичные документы. При выявлении неправильного оформления кассовых документов можно делать вывод о необоснованности выдачи (приеме) наличных денег, необоснованности осуществления кассовых операций. Выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход организации;
4. наличие журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов;
5. наличие и правильность ведения кассовой книги, в которой отражаются все поступления и выдачи наличных денег.
6. наличие и анализ актов ревизий денежных средств в кассе за проверяемый год, которые проводятся в сроки, установленные руководителем организации а также, обязательно, при смене кассиров. Аудиторы (аудиторские фирмы) в соответствии с заключенными договорами при проверке производят ревизию кассы и проверяют соблюдение кассовой дисциплины.
7. соблюдение предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;
8. соблюдение кассовой дисциплины при выдаче наличных денег под отчет. Наличные деньги выдаются под отчет в размерах и на сроки, определяемые руководством организации. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечение срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Все направления работников в командировки должны быть в обязательном порядке оформлены приказом руководителя организации с указанием цели и сроков командировки. Проверка правильности осуществления страховых выплат из кассы, непосредственно связана с проверкой обоснованности и своевременности осуществления страховых выплат. Если из кассы страховой организации выдавались ссуды физическим лицам, ее работникам, то аудитор должен проверить за счет каких источников выдавались данные ссуды (так как ссуды могут выдаваться только за счет собственных средств); проверить состояние учета выданных ссуд и наличие задолженности по ранее выданным ссудам и проанализировать их остатки. Также при проверке кассовых операций выборочно необходимо просчитать итоги, указанные в ведомостях на выдачу заработной платы и т.п.
Источниками информации для проверки операций по счетам в банках являются выписки банков из счетов и приложенные к ним оправдательные документы, а также записи в учетных регистрах по счетам 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета».
В начале проверки аудитору необходимо сверить остатки денежных средств, отраженных в выписках по соответствующим счетам, с остатками средств, которые значатся по учету. Однако равенство остатков не гарантирует тождественности оборотов по выпискам банка и балансовому счету, поскольку при обработке выписок можно уменьшить обороты по дебету и кредиту счета на одинаковую сумму с целью скрыть злоупотребления. Поэтому необходимо проверить соответствие оборотов по дебету и кредиту счета по выпискам банка за каждый проверяемый месяц оборотам по учетным регистрам. Важной обязанностью аудитора является проверка полноты и достоверности банковских выписок и приложенных к ним документов. Полноту банковских выписок устанавливают по их постраничной нумерации и переносу остатка средств на счете. Остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен равняться остатку средств на начало периода в следующей выписке. Достоверность выписок определяют путем проверки всех их реквизитов. Если в выписке будут установлены неоговоренные исправления и подчистки, то необходимо провести встречную проверку данных выписки с записями в первом экземпляре лицевого счета, находящегося в учреждении банка. В учреждение банка следует обратиться и в случае отсутствия отдельных выписок.
Вслед за проверкой полноты и достоверности выписок следует убедиться в том, что все проведенные через банк операции являются достоверными, законными и подтверждены соответствующими подлинными документами. Бывают случаи, когда они подделываются или прилагаются не полностью, что дает возможность, применяя неправильную корреспонденцию счетов, скрывать в учете серьезные злоупотребления. В случае возникновения сомнений в подлинности документов (отсутствие банковского штампа, исправление перечисленных сумм, наименования получателя денег и его расчетного счета, даты совершения операции или назначения платежа) необходимо провести встречную проверку платежных документов, хранящихся в делах страховщика, с платежными документами в банке или у контрагента по операции. Одновременно с проверкой достоверности операций, подлинности банковских документов устанавливается правильность корреспонденции счетов и записей в учетных регистрах.
Иногда злоупотребления могут быть сокрыты посредством составления неправильной корреспонденции счетов, искажения записей в учетных регистрах, бухгалтерских записей, не подтвержденных документами, а также сторнировочных записей без документальных подтверждений, неправильным подсчетом или переносом итогов с одной страницы на другую. Необходимо тщательно проверить, не отражались ли в учете расходы как платежи за услуги (отопление, освещение, услуги связи, транспортные, ремонтные работы и т.д.), а в действительности деньги перечислялись за материальные ценности (или обналичивались в фирмах-однодневках), которые не приходовались, а присваивались. С этой целью проводятся встречные проверки в банках, на соответствующих предприятиях или в организациях.
Проверяя расходные банковские документы, необходимо сгруппировать в отдельные ведомости все уплаченные штрафы, неустойки и другие платежи, связанные с нарушением договорных условий, что позволит впоследствии установить полноту отражения их на соответствующих счетах и принятые страховщиком меры по взысканию с виновных лиц сумм причиненного ущерба.
Осуществляя проверку операций на валютном счете в банке, следует установить: соответствуют ли остатки средств, отраженные в выписке банка, остатку средств, который значится по учету; полноту и достоверность банковских выписок и приложенных к ним документов; достоверность операций и подлинность банковских выписок и первичных документов; правильность корреспонденции счетов по операциям на валютном счете и записей в учетных регистрах.
При проверке корреспонденции счетов по операциям на счетах в банках следует сопоставить ее с типовой корреспонденцией, приведенной в Типовом плане счетов бухгалтерского учета. Сплошным методом проверяют обоснованность списания денег со счетов страховщика на себестоимость, финансовые результаты, расходы будущих периодов и т.д. Каждый случай нарушения типовой корреспонденции счетов проверяется по первичным документам, позволяющим определить, не привело ли это к умышленному искажению данных и другим злоупотреблениям.
Экономическое содержание расчетных операций страховщика определяется его финансовыми отношениями со страхователями, состраховщиками, перестраховщиками, учреждениями банков, государственным бюджетом, предприятиями по хозяйственным договорам и т.д.
Задачи аудита расчетных операций заключаются в проверке соблюдения соответствия их нормативно-правовым актам, насколько они обеспечивают укрепление расчетной дисциплины и хозрасчетных отношений субъектов хозяйствования.
Источниками информации для аудита являются нормативно-правовая, методическая и договорная документация, регулирующая расчетные отношения между страховщиком и предприятиями, организациями различных форм собственности, рабочими, служащими, населением. Кроме того, используются данные первичных документов, учетных регистров, отчетности, отражающие операции по расчетным отношениям.
Например, аудит дебиторской и кредиторской задолженности включает проверку расчетных отношений, связанных со страховыми, коммерческими, хозяйственными и другими операциями, претензиями и спорными долгами, возмещением материального ущерба, исполнительными документами и другими расчетами.
Аудитор, используя различные приемы, способы и методы проверки по данным синтетического и аналитического учета по счетам: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 76.3 «Расчеты по претензиям», 76.7 «Расчеты по регрессным претензиям», 77 «Расчеты по прямому страхованию», 77.2 «Расчеты по рискам, принятым в перестрахование», 77.3 «Расчеты по рискам, переданным в перестрахование», 79 «Внутрихозяйственные расчеты», выявляет устойчивую задолженность и подвергает ее первоочередному исследованию. При этом по первичным документам, учетным регистрам, статьям баланса проверяется достоверность данных по каждому виду расчетов, а затем по аналитическому учету определяется сумма задолженности по отдельным дебиторам. Выясняются причины и период образования задолженности, устанавливаются при необходимости виновные лица, определяется реальность ее погашения и меры, применяемые страховой организацией ко взысканию. Реальность задолженности определяется сопоставлением даты образования со сроком исковой давности, а также наличием документов, свидетельствующих об ее инвентаризации. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 г., № 3321-ХII объекты, сроки и порядок проведения инвентаризации, в том числе и расчетов, определяются руководителем субъекта хозяйствования, собственниками имущества или контрольным органом не менее одного раза в год. По сложившейся в нашей республике практике сверка расчетов с дебиторами и кредиторами осуществляется ежеквартально. В тех случаях, когда инвентаризация задолженности в установленные сроки аудируемого страховщика не проводилась или ее результаты вызывают сомнение, аудитор может провести сверку задолженности самостоятельно и оформить ее соответствующим актом.
Дебиторская задолженность за разными физическими лицами подвергается особо тщательной проверке, потому что ее образование не всегда вытекает из хозяйственной целесообразности и необходимости. Это утверждение относится также к задолженности за различными нестраховыми коммерческими структурами и учредителями.
Наличие задолженности по возмещению материального ущерба свидетельствует о неудовлетворительном состоянии учета и контроля у страховщика, так как отнесение ущерба на виновников не всегда обеспечивает его возмещение. Поэтому аудитор в каждом конкретном случае выясняет причины возникновения задолженности с целью недопущения нарушений в будущем, а также состояние расчетов по возмещению ущерба. Затем устанавливаются факты списания дебиторской задолженности в результате безнадежного взыскания или пропусков исковой давности, определяется сумма убытка, выявляются виновные лица, причинившие материальный ущерб.
Аудитором выявляется также и кредиторская задолженность, особенно переходящая из прошлого года. Особое внимание необходимо уделить проверке расчетов с депонентами, установить причины и реальность возникновения задолженности, законность ее списания. Депонирование оплаты труда может производиться либо по причине болезни работника, либо нахождения его в командировке. Чтобы установить реальность возникновения и законность списания депонентской задолженности, необходимо сверить депонированные суммы с расчетно-платежными ведомостями за соответствующий период, сличить подписи депонентов в различных документах, чтобы убедиться в их подлинности, а при необходимости пригласить отдельных депонентов для подтверждения получения ими соответствующих сумм. Следует также убедиться в обоснованности фактов, послуживших основанием для перечисления депонированных сумм в сберегательные банки на лицевые счета отдельных депонентов или перечисление почтовым переводом. В практике имеют место случаи, когда заработная плата начисляется вымышленным лицам или работникам за невыполненные работы, а затем присваивается кассиром и бухгалтером. Поэтому аудитор проверяет подлинность подписей получателей.
При проверке расчетов с бюджетом аудитор должен помочь страховой организации избежать финансовых потерь, связанных с санкциями, налагаемыми налоговыми службами ввиду неправильного исчисления и несвоевременного перечисления платежей в бюджет. В связи с этим необходимо тщательно проверять правильность составления соответствующих расчетов платежей в бюджет и своевременность их перечисления в соответствии с законодательством, существующим в республике. Основными источниками информации для проверки расчетов с бюджетом являются: справки и расчеты по отдельным видам платежей; выписки банка и приложенные к ним документы о перечислении платежей в бюджет; акты проверок, проведенных налоговыми инспекциями; бухгалтерские записи по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», журналы-ордера или соответствующие машинограммы.