Тема 4. Особенности контроля страховых организаций

Все записи в бухгалтерском учете ведутся на основе пер­вичных документов. Затем данные из них переносятся в учетные регистры, где они систематизируются, т.е. записы­ваются на бухгалтерских счетах. В конце отчетного периода по данным учетных регистров заполняется отчетность пред­приятия.

В соответствии с Законом Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчет­ности" предприятие самостоя­тельно устанавливает внутренние правила документирова­ния операций, документооборота, ведения регистров бухгал­терского учета. Для этого на каждом предприятии должны быть разработаны и утверждены приказом руководителя ра­бочий альбом форм документов и график документооборота.

Бухгалтерский учет в страховании имеет свои особен­ности:

♦ в соответствии с Постановлением Министерства финан­сов Республики Беларусь в Типовой план счетов бухгалтер­ского учета включены специфические для страхования син­тетические счета: 22 «Страховые выплаты», 77 «Расчеты по прямому страхованию и перестрахованию», 93 «Страховые взносы (премии)», 95 «Страховые резервы». Кроме того, на счете 26 «Общехозяйственные расходы» обобщается инфор­мация о расходах на ведение дела страховой организации, включаемых в себестоимость страховых услуг. К синтетичес­ким счетам предусмотрены субсчета по учету операций пря­мого страхования, сострахования и перестрахования;

♦ специфические формы первичных документов, учет­ные регистры и формы отчетности, отличающиеся от других отраслей народного хозяйства. Данным Постановлением Ми­нистерства финансов Республики Беларусь определен объем отчетности (семь форм), порядок и сроки их представления;

♦ специфические правила формирования страховых ре­зервов и фондов (по стандартам Европейского союза): тех­нические, математические резервы, фонд предупредительных мероприятий, гарантийные фонды, специальный стра­ховой резерв;

♦ специфический порядок формирования себестоимости страховых услуг;

♦ особый порядок формирования конечного финансового результата;

♦ отдельный порядок налогообложения;

♦ раздельный учет операций по страхованию жизни и по страхованию иному, чем страхование жизни;

♦ иной расчет показателей рентабельности;

♦ обязательный страховой аудит.

Несмотря на имеющиеся особенности, основные требова­ния к ведению бухгалтерского учета едины для всех субъек­тов хозяйствования, в том числе и для страховых организа­ций. К ним относятся:

♦ организация непрерывно ведет бухгалтерский учет с момента ее создания, образования до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством;

♦ бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяй­ственных операций ведется в белорусских рублях, а доку­ментирование их - на русском или белорусском языке;

♦ имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических и физических лиц, находящегося на бухгалтерском учете ор­ганизации;

♦ хозяйственные операции подлежат своевременной ре­гистрации на счетах бухгалтерского учета;

♦ хозяйственные операции фиксируются в бухгалтер­ском учете на дату их совершения и отражаются в бухгалтер­ской отчетности с учетом тех периодов, к которым они отно­сятся, независимо от времени проведения денежных или не­ денежных расчетов, связанных с этими операциями;

♦ в бухгалтерском учете организации раздельно учиты­ваются текущие затраты на производство продукции, выпол­нение работ, оказание услуг и затраты, связанные с капи­тальными и финансовыми вложениями.

Под учетной политикой страховой организации пони­мается выбранная ею совокупность способов ведения бухгал­терского учета - первичного наблюдения, стоимостного из­мерения, текущей группировки и итогового обобщения фак­тов хозяйственной деятельности.

К способам (приемам, методам) ведения бухгалтер­ского учета относятся:

♦ приемы организации документооборота;

♦ способы применения системы учетных регистров;

♦ приемы организации инвентаризации;

♦ способы обработки информации;

♦ методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;

♦ способы применения синтетических счетов бухгалтер­ского учета;

♦ способы погашения стоимости активов (амортизация);

♦ иные.

Страховые компании независимо от форм собственности формируют и разрабатывают учетную политику, которая должна отвечать определенным требованиям:

♦ полнота — должна обеспечить полноту отражения в бухгалтерском учете всех операций;

♦ осмотрительность — должна обеспечить большую го­товность к учету потерь, расходов и пассивов, чем возмож­ных доходов и активов;

♦ приоритет содержания перед формой — должно быть обеспечено отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций, исходя не только из их законности (правовой фор­мы), но и из экономического содержания и условий хозяй­ствования;

♦ непротиворечивость — должна обеспечить тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а так­же показателей бухгалтерской отчетности данным синтети­ческого и аналитического учета;

♦ рациональность — должна обеспечить рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и размеров собственного капитала;

♦ законность — соответствие избранных предприятием способов и методов ведения бухгалтерского учета, а также порядка отражения в учете фактов хозяйственно-финансо­вой деятельности действующему законодательству;

♦ достоверность — формирование достоверных проме­жуточных и конечных финансовых результатов предприятия, позволяющих обеспечить правильное и своевременное исчисление соответствующих налогов и неналоговых плате­жей в бюджет и внебюджетные фонды.

Учетная политика предприятия (организации) должна охватывать весь процесс учета, как методическую, так и ор­ганизационно-техническую стороны. К методической — от­носятся конкретные способы и методы ведения бухгалтер­ского учета, выбранные предприятием, например, методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, способы применения счетов бухгалтерского учета и т.д.; к организационно-техничес­кой — система построения бухгалтерской службы; организа­ция внутрихозяйственного учета, отчетности и контроля; технология обработки учетной информации, приемы органи­зации документооборота, инвентаризации, система учетных регистров и др.

Учетная политика оформляется соответствующим приказом и применяется с 1 января года, следующего за годом издания приказа. При этом она применяется всеми структур­ными подразделениями независимо от их места расположе­ния. Изменения в учетной политике могут иметь место в следующих случаях:

♦ при реорганизации компании (слиянии, разделении, присоединении, выделении, преобразовании);

♦ смене собственников;

♦ изменениях в законодательстве Республики Беларусь;

♦ разработке новых способов ведения бухгалтерского учета.

Изменение в учетной политике должно быть обоснован­ным и оформлено приказом. Учетная политика раскрывает­ся в пояснительной записке к годовому бухгалтерскому отче­ту. При этом раскрытию подлежат способы ведения бухгал­терского учета, причины убыточности, существенно влияю­щие на оценку и принятие решений пользователей бухгал­терской отчетности.

В 2004 г. с введением нового Типового плана счетов бух­галтерского учета и Налогового кодекса появилась необходи­мость формирования двух видов учетной политики:

1) для целей бухгалтерского учета;

2) целей налогообложения.

Связано это с тем, что в бухгалтерском и налоговом учете разные подходы к оценке фактов хозяйственной деятель­ности:

♦ если в себестоимость продукции (работ, услуг) для це­лей бухгалтерского учета включены фактические суммы расходов, связанные с видом деятельности (например, сумма командировочных расходов), то при расчете налога на при­быль часть затрат исключается (например, командировоч­ные расходы, произведенные сверх норм, установленных за­конодательством);

♦ если в бухгалтерском учете финансовые результаты дея­тельности страховой организации формируются на несколь­ких счетах (91, 92, 99), то в налоговом учете прибыль или убыток определяется как от страховой деятельности, так и от внереализационных операций. Следует иметь в виду, что если оценка имущества и обязательств и порядок формиро­вания финансовых результатов деятельности могут оста­ваться неизменными в течение длительного периода време­ни, то расчет налоговой базы по отдельным налогам изменя­ется чаще в связи с новой бюджетной политикой государ­ства каждый год.

Кроме того, поскольку налоговый учет и расчет налогов формируются на основе данных бухгалтерского учета, то можно утверждать, что основным требованием пересмотра учетной политики является правильное исчисление налогов.

С 1 ноября 2004 г. страховые организации стали форми­ровать учетную политику для целей налогообложения. При проверке аудитору следует обратить внимание на то, применяется ли учетная политика, выбранная предприяти­ем (организацией), всеми его структурными подразделения­ми, в том числе выделенными на отдельный баланс, соблю­дается ли учетная политика в течение всего отчетного перио­да, а также как она оформлена и как раскрывается.

Во внутрифирменных аудиторских стандартах может быть приведен приблизительный перечень основных состав­ных элементов учетной политики предприятия с целью пра­вильной ориентации аудиторов, не имеющих достаточного опыта работы в условиях ведения бухгалтерского учета по новому Типовому плану счетов бухгалтерского учета. Одна­ко исчерпывающий перечень, единый для всех предприя­тий, составить трудно из-за большой специфики деятель­ности каждого предприятия и уровня компетентности его руководства.

Соответствующая организационно-распорядительная документация, оформляющая учетную политику в страховой организации, может содержать следующие разделы:

Наши рекомендации