Бюджетирование ориентированное на результат.
Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), в публичных финансах РФ — методологический подход к пл-нию и исполнению гос-го и местных б-ов, реализуемый с середины 2000-х годов в рамках б-ной реформы, при котором используются методы распределения б-ых ресурсов в согласовании с целями, задачами и функциями гос-ва и с учётом меняющихся приоритетов гос-ой политики.
Кроме того, в подходе предполагается контроль результативности расходования б-ых средств путём оценки достижения кол-ных и кач-ных показателей исполнения.
История развития БОР в России.
Б-ая реформа, ориентированная на внедрение БОР в системе оив в РФ, осуществляется с 2004 года. Координатором реформы явл Минфин РФ.
В широком смысле переход к принципам БОР вкл:
Переход в фед оив к управлению по результатам и среднесрочному БОР;
Проведение реформы межб-ных отношений;
Проведение оптимизации сети б-ых организаций;
Повышение эффективности и результативности б-ых расходов.
Внедрение управления по результатам в фед оив осущ-лось в 2004-2006 годах в форме эксперимента.
Нормативная база, регулирующая введение БОР, включает:
1. Постановление Правительства РФ «О мерах по повышению результативности б-ых расходов»;
2. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»;
Задачи БОР
Концепция реформирования б-го процесса, ориентированного на внедрение БОР, включает сл основные задачи:
1. Приближение б-ой класс-ции РФ к требованиям международных стандартов.
2. Упорядочение процедур составления и рассмотрения б-а, через аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств.
3. Включение в перспективный фин план ежегодно смещаемого на год вперед распределения ассигнований м/у субъектами б-го пл-ия на трехлетний период.
4. Введение в практику б-го процесса формирования ведомственных целевых программ, в рамки которых должна быть включена значительная часть б-ых расходов, осуществляемых по сметному принципу.
5. Переход к распределению б-ых ресурсов м/у распорядителями б-ых средств и б-ми программами в зависимости от пл-мого ур-ня достижения поставленных перед ними целей, в соответствии со среднесрочными приоритетами соц - эк-ой политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов б-ых ресурсов.
6. Расширение сферы применения механизмов поддержки отобранных на конкурсной основе региональных и муниципальных программ б-ых реформ в рамках создаваемого с 2005 года Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.
Понятие налогового планирования. Его роль и место в системе управления финансами предприятия.
Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.
Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
государственная пошлина — это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в гос органы, омсу, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законод-ми актами РФ, законод-ми актами сРФ и нормативными правовыми актами омсу, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных НК, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
Таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Налоговое пл-ие на ур-не хозяйствующего субъекта - это неотъемлемая часть управления ею финн-хоз деят-тью в рамках единой стратегией его эк-го развития пр соб процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финн-го состояния объекта.
Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы , получение налогового вычета , налоговой льготы, применение более низкой налоговой ставки, а тж получение права на возврат или возмещение налогов из бюджета.
О необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии сл обстоятельств:
1) Невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных действий
2) Отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей эк-ой деятельности
3) Учет для целей н/о т/о тех хоз-ых операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды
4) Совершенствование операций с товаром, который не производится или не может быть произведен в объеме указанном налогоплательщиком в документах бух учета.
Т.О. являясь составной частью системы управления налогового пл-ия окаывает влияние на принятие п/п-их решений и повышение эф-ти финн-хоз деят-ти организации.
Так же налоговая экономия увелич собственные финн ресурсы п/п и создает необходимые условия для увелич доходной базы соответствующих б-ов и эк-го роста в масштабах всей страны.
Выгоды налогового пл-ия:
1) Повышение финн устойчивости
2) Воз-ть анализа и использования будущих благоприятных условий
3) Подготовка фирмы к изменениям во внешней среде
4) Обеспечение более рационального распределения и использования различных видов ресурсов хоз-го субъекта
5) Стимулирование участников налогового пл-ия к реализации важнейших решений в дальнейшей работе.
Группы хоз-щих субъектов остро нуждающихся в применении налогового пл-ия
1) Сложные корпоративные структуры (холдинги, финансово промышленные группы и др.)
2) Вновь возникшие частные фирмы
3) Малые п/п.
Принципы и стадии налогового планирования.
В наст время созданы возможности для оптимизации н/о добросовестно хоз-щих субъектов путем:
1) Разработки направлений налоговой б-ой и и/ой политики предусматривающей альтерн-ные варианты н/о
2) Установление различных ставок н/о
3) Предоставление льгот и налоговых освобождений
4) Предоставление возможности изменения срока уплаты налога в форме рассрочки или отсрочки
5) Налогового регулирования в рамках специальных налоговых режимов
6) Создание особых экономических зон имеющих льготное н/о.
Основы налогового пл-ия:
1) Создание выгодных для налогоплательщика условий налогового контроля
2) Учет направлений развития гос-ва
3) Оценка возможностей получения льгот
Принципы налогового пл-ия:
1) Платить минимум из положенного
2) Платить налог в последний день установленного периода
3) Использовать варианты снижения налогооблагаемой базы
4) Применять льготные режимы н/о предусмотренные законодат-ом.
Планирование налоговых доходов.
Пл-ие доходов — важнейший элемент налоговой и б-ой политики гос, в процессе которого соответствующие гос-ые органы принимают решения о внесении изменений в налоговое законод-во, сокращении доли гос-ых расходов; разрабатывают меры по улучшению общеэкономической обстановки в стране и созданию необходимых условий для развития эк-ки.
Налоги — главный источник средств гос-го б-а, финн-вая база соц-ной политики гос-ва
Для обоснования сумм поступаемых в гос-во налогов составляется план по налогам. Он охватывает собираемость налогов разных уровней — фед-го, рег-го и местного.
Планы по налогам и сборам разных уровней объединяет одно общее. В них отражается отношение двух участников: гос-ва и налогопл-ка, который платит налоги для того, чтобы госу-ная власть любого уровня выполняла свои основные функции.
Пл-ие налоговых доходов — это последовательность действий всех ветвей власти, связанных с разработкой прогнозных данных по собираемости налоговых платежей.
В зависимости от уровня хоз-щего субъекта налоговое пл-ие подразделяется на два уровня:
1) налоговое пл-ие на макроуровне;
2) налоговое пл-ие на уровне хоз-щего субъекта или организации.
Налоговое пл-ие на макроуровне. Охватывает сферу пл-ия в масштабе фед-го, рег-ого и местного б-ов.
Основная задача налогового пл-ия на этом уровне — определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующее звено БС.
По отношению к субъектам н/о при обосновании плана по налогам и сборам используются принципы: 1) всеобщности; 2) обязательности; 3) стабильности; 4) равнонапряженности; 5) социальной справедливости.
Виды налогового пл-ия:
При текущем пл-ии детально анализ-ся и определяются размеры как общей совокупности налогов, так и отдельных их видов.
Оперативное пл-ие, осуществляемое на месяц или квартал, призвано обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее время.
Краткосрочное налоговое пл-ие служит основой для составления б-ов соотв-щих ур-ей власти на очередной год.
В процессе осущ-ния текущего пл-ия решаются в основном тактические задачи, вследствие чего создаются важнейшие предпосылки для выработки стратегии налогового пл-ия. Эта стратегия опред-ся в процессе среднесрочного и долгосрочного налогового пл-ия.
В перспективном же пл-ии нет подразделения по видам налогов, оно охватывает сов-ть всех налогов. И текущее и перспективное пл-ие одновременно базируются на прогнозе соц-эк-го развития страны на соотве-щий период времени и служат основой для определения основных хар-тик этого прогноза.
В целом процесс налогового пла-ия можно представить в виде сл схем действий:
1) устанавливаются цели, на достижение которых ориентирована система н/о;
2) разрабатываются методы и конкретные мероприятия реализации поставленных целей;
3) разграничиваются налоговые полномочия и доходные источники между ов и управления различных уровней;
4) дается оценка динамики поступления налогов за предыдущие периоды в сопоставимых условиях с учетом изменений налогового законод-ва;
5) анализируется уровень собираемости и задолженности по каждому налогу;
6) производится оценка предполагаемых изменений налогового законод-ва;
7) определяется налоговая база по каждому налогу с учетом прогноза соц-эк-го развития страны и отдельных отраслей экономики.
Пл-ие доходной части бюджета в наибольшей степени представляет собой пл-ие налоговых платежей, процесс гос-го налогового пл-ия включает два основных направления:
1) Прогнозирование мобилизации сумм контингентов налоговых платежей на основе макроэкономических показателей (объем ВВП, индекс инфляции, объем товарооборота);
2) Определение доходов по уровням БС с целью формирования доходной базы бюджетов территорий.
Налоговое пл-ие осложняется рядом неблагоприятных факторов, такими как:
1) нестабильность налогового законод-ва, частая корректировка законов и инструкций;
2) расширительное толкование налоговых законов и подзаконных актов, нередко приводящее к изменению сути законов, обилие нормативных актов, не прошедших регистрацию в Минюсте РФ и не имеющих законной юридической силы;
3) отсутствие четкой системы обеспечения налогопл-ков необходимой инф-ей об изменениях в налоговом законод-ве, а тж разъяснениями по отдельным вопросам уплаты налогов, которые в виде писем налоговых и финн-ых органов нередко обращаются лишь внутри налоговых администраций;
4) неточность формулировок законодательно-нормативных актов и, следствие, неточное их толкование.
Планирование неналоговых доходов.
Функции пл-ия неналоговых доходов бюджета возложены на администраторов доходов бюджетов.
Администратор доходов бюджета - огв, омсу, орган местной администрации, орган управления гос-ым ВБФ, ЦБ РФ, казенное учреждение, осущ-щие в соотв-ии с законод-ом РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей, пеней и штрафов по ним, явл-ихся доходами б-ов БС РФ.
Неналоговые доходы б-ов СРФ формируются в соответствии со статьями 41, 42,46 БК РФ, в том числе за счет:
1) доходов от испол-ия имущества, находящегося в гос-ой собственности СРФ, за исключением имущества б-ых и автономных учреждений СРФ, а также имущества гос-ых унитарных п/п-ий СРФ, в том числе казенных, - по нормативу 100%;
2) доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в гос-ой собственности СРФ, за исключением имущества б-ых и автономных учреждений СРФ, а также имущества гос-ых унитарных п/п-ий СРФ, в том числе казенных, - по нормативу 100%;
3) доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями СРФ;
4) платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40%;
5) части прибыли унитарных п/п-ий, созданных СРФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в б-ет, - в размерах, определяемых в порядке, установленном законами СРФ;
6) платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, - по нормативу 100%;
7) доходов от передачи в аренду земельных участков, гос-ая собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 20%.
17. Основы планирования бюджетных расходов.
18. Планирование в ходе организации бюджетного процесса.
19. Планирование в ходе составления проекта бюджета.
20. Планирование в ходе рассмотрения и утверждения проекта бюджета.
21. Требования к плану ФХД. Структура плана ФХД.
22. Планирование расходов на содержание общеобразовательных школ.
23. Особенности планирования расходов на здравоохранение.
24. Особенности финансового планирования в учреждениях культуры.
25. Планирование и финансирование в сфере ВПО.
26. Определение нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг.
27. Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения.
28. Роль и значение финансового планирования в коммерческих организациях.
29. Текущее финансовое планирование.
30. Оперативное финансовое планирование.