Что в отношении проповеди?
Разве нам не нужно собираться, чтобы слушать хорошие проповеди? Интересный вопрос! В группах верующих, чья жизнь сконцентрирована на здании, есть большой фокус на проповеди. Чем лучше проповедник, тем больше людей можно собрать и тем больше ресурсов можно контролировать. Проповедь становится средством большего влияния и признания.
Мы уже посмотрели на отношение Павла к старейшинам, которые собирали людей около себя. Он назвал это «превратным». Его видение соответствовало видению Господа в Луки 10, - видению малых органичных групп, преумножающихся через взаимоотношения повсеместно. Увлекающие за собой были превратными потому, что останавливали эту динамику преумножения и ученичества, основанного на взаимоотношениях.
Каково было отношение Павла к проповеди? Он ясно говорит об этом в 1 Коринфянам 2:1 – 5: «и когда я приходил к вам, братья, приходил возвещать свидетельство Божие не в превосходстве слова и мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и причем распятого. И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но на силе Божьей».
Мы не понимаем культурного контекста тех дней, и поэтому упускаем происходящее здесь. Одним из основных и самых почетных искусств было ораторство и красноречие. Великие ораторы были супер звездами римского мира, способные повергнуть своих слушателей как в слезы, так в раскаты смеха. Они двигали людьми через свои слова.
Павел об этом знал и, будучи в ряду наиболее образованных людей тех дней, бесспорно был обучен искусству ораторства и публичного выступления. Коринфянам было привычно слушать философские выступления, - это было в категории развлечений. Они и от Павла ждали, чтобы он выражал свои послания по канонам этого искусства.
Павел же осознанно отказался это делать. Он предпочел бы произвести впечатление слабого и трепещущего. Такого, кто вряд ли собрал бы аудитории слушателей в той культуре. Но в том то и дело, -Павел не хотел увлекать людей за собой.
Он хотел, чтобы их вера зиждилась на силе Божьей и труде Святого Духа. Он отказался действовать через человеческий дар, используя человеческую мудрость и силу личности.
Опасность в том, что если позволить кому-то проповедовать вам час за часом, неделю за неделей, конференцию за конференцией, диск за диском, то они в конце концов смогут вас убедить, что черное – это белое!
Ересь проповедуется с такими же убежденностью и «помазанием», что и истина. Невозможно, скажете вы? Абсолютно возможно. Это происходит повсеместно. Как получилось, что «евангелие процветания» взяли за чистую монету в стольких многих кругах по всему миру? Как могло нечто, не имеющее и доли основания в Новом Завете, возыметь такое влияние на сердца и умы верующих? Час за часом проповедей и учений, использования мест Писания, вырванных из контекста и кормящих человеческую алчность и нужду.
Незадолго до смерти Кеннет Хейгин Старший, которого часто называют отцом учения о вере, которое переросло в «евангелие процветания», написал книгу «The Midas Touch», где обличал своих последователей в их материализме и манипуляционных тактиках сбора средств и призыва к пожертвованию. Но почему-то она не стала одной из тех книг, которые вам пошлют сегодняшние проповедники процветания взамен на очередное пожертвования.
Мое личное убеждение – учение о процветании, угрозы проклятиями и обещания благословлений, привязанные к десятине и пожертвованиям, актуальные сегодня – то же самое, что и вопрос с обрезанием, актуальный в дни Павла. Это иное евангелие, заслуживающее осуждение Павла, как в Галатам 1:8: «но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема».
Павел дает Тимофею наставление, как разбираться со лжеучителями в 1 Тимофея 6:3-6 и в завершает его словами: «пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких». Это очень радикальное, но очень необходимое наставление!
В контексте обсуждений вопроса о проповеди с кафедры 1 Коринфянам 14:26 очень сильно: «Итак что же, братья? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию».
Если мы послушаемся этому наставлению, никто не может доминировать, манипулировать или каким-либо образом управлять потоком учения и наставления в каком-то одном направлении. Стих говорит создавать атмосферу вопросов и ответов, вызова и реакции, диалога, а не монолога, - как и в служении самого Иисуса. Это уже поток Святого Духа, который может направляться через каждого члена Тела. Это – структура, в которой Иисус может быть истинной главой Тела, а не просто номинальной, пока кто-то делает свое дело, как он хочет. Это атмосфера взаимообмена, когда каждое место Писания может быть сбалансировано другим, и когда Иисус может говорить через каждого члена Своего Тела.
Когда мы создаем иной контекст – атмосферу интенсивного проповедования одним или несколькими лицами, лидера нередко готовят основание открытому заявлению или негласному подразумеванию, что проповедующий есть «мужчина или женщина Божьи» (этот термин – из реалий Ветхого Завета, и всякий, его использующий, демонстрируют свое малое понимание Нового Завета – завета священства всех верующих), которого нужно слушать без вопросов. С таким подходом человеческая духовность судится по тому, насколько человек беспрекословно принимает и подчиняется этому «человеку Божьему» и этому его учению. Это – основа всякой секты. Задавливается совершенно нормальное желание задавать вопросы, анализировать, также взаимная подотчетность и прозрачность; выстраивается культ лидерства. Это не есть церковь Иисуса Христа. Задавайте вопросы обо всем! Святой Дух не может вести вас во всякую истину, если вы не задаете Ему вопросов. Как Иоанн говорил в 1 Иоанна 2:24 — 27 – «итак, что вы слышали от начала, то да и пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Это я написал вас об обольщающих вас. Впрочем помазание, которое вы получили от Него, пребывает в вас, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том прибывайте».
Одна из проблем, связанных с контекстом односторонней проповеди, конференций и семинаров, - лидерам постоянно нужно выдавать что-то новое, придумывать новые сенсационные откровения, чтобы продавать больше книг, больше билетов на конференции, больше аудио и видео материалов, и привлекать больше зрителей по ТВ. Нужно предлагать потребителю что-то «новенькое», чтобы продолжали идти деньги и продолжала работать большая машина служения. Вы уже не живете Царством Бога и не занимаетесь тем, чтобы идти в соседнее село начинать новую домашнюю церковь. Вы только говорите и берете взамен. Спустя время, чтобы выдавать очередное «новенькое», уже приходится его выдумывать. Вы спросите, ну как кто-то может просто выдумать что-то? Это не так сложно, как только вы становитесь продавцом Слова Божьего. Как только вы уже распрощались с порядочностью и стали торговцем Слова, то недалеко дошагнуть до продажи лжей.
На уровне искренних, посвященных слуг Божьих, которые видят свое основное задание в кормлении своего народа и в мотивировании их к хорошим делам, проблема проповеди все еще остается. Пытаться добиться перемен в людях, чтобы они делали дела Царствия лишь словами проповеди – это как тянуть струну. Поэтому проповедники заходят в тупик, ведь малое происходит. Тем не менее, христианское лидерство – это не вкладывание видения и мотивирования. Эти слова - не библейские. Христианское лидерство, то есть метод призыва людей к распространению Царства, это личный пример и влияние. Вы как лидер первый бежите делать служение.
От дома к дому и от отношений к отношениям происходит перемена. Реальная жизнь не основана на эстрадном мире слов, внешности, личности, дарах, эмоциональной эйфории. Отношения от дома к дому – это порядочность во взаимоотношениях и проявлении Царства.
Опять же, что на счет проповеди? У нее есть относительно ограниченное место в реальной жизни Тела. Можно сказать, что проповедь адекватна или актуальна в отношении еще не уверовавших. Если исполнять 1 Коринфянам 14:26, тело верующих должно проводить совместное время совершенно по-иному. У каждого члена есть Святой Дух. Им не нужно, чтобы кто-то им проповедовал постоянно в одностороннем порядке.
«Итак, что же, братья? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию».