Оходы и расходы местных бюджетов
Главным требованием к формированию местного бюджета является сбалансированность его доходов и расходов. Если государство еще имеет возможность покрывать дефицит бюджета за счет дополнительной эмиссии денег, то на уровне муниципальных образований возможно только привлечение заемных средств, всегда ложащееся дополнительным бременем и влекущее значительные расходы по обслуживанию долга. В связи с этим в ряде государств вообще запрещено принимать дефицитные местные бюджеты. В РФ установлен допустимый предел дефицита местных бюджетов. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ обязаны обеспечить муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Эти минимально необходимые расходы устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
В целом доходы местных бюджетов состоят из собственных и регулирующих доходов. Под собственными доходами здесь понимаются доходы, закрепляемые за местными бюджетами на постоянной основе; под регулирующими - отчисления в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов, сборов и иных платежей на предстоящий финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на три года), служащие целям финансового выравнивания.
Применяемый в мировой практике принцип закрепления налогов и сборов за тем или иным уровнем власти состоит в том, что за соответствующим уровнем закрепляются те источники доходов, на которые данный уровень власти может оказывать влияние (с целью их развития) или с помощью которых он может осуществлять собственную политику (стимулировать или ограничивать определенные виды деятельности, регулировать социально-экономические процессы). Например, в соответствии с этим принципом целесообразно закреплять за местными бюджетами так называемые «реальные» налоги (налоги на землю и другую недвижимую собственность), так как именно на местном уровне эти источники доходов легко выявляются, контролируются и в то же время посредством влияния на них можно проводить определенную политику развития муниципального образования (стимулировать или ограничивать гражданское и промышленное строительство, создать условия для развития необходимых муниципальному образованию отраслей экономики и т. д.).
К собственным доходам местных бюджетов относятся:
· местные налоги и сборы;
· доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе;
· доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
· часть доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования;
· доходы от сдачи в аренду муниципального имущества;
· часть прибыли муниципальных предприятий;
· платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ;
· доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
· штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты;
· государственная пошлина;
· часть налогов на имущество предприятий (организаций);
· подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В местные бюджеты зачисляются доли от следующих федеральных налогов:
· часть подоходного налога с физических лиц;
· часть налога на прибыль предприятий;
· часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства;
· часть акцизов на спирт, водку, ликероводочные изделия;
· часть акцизов на другие виды подакцизов товаров.
Муниципальные образования в случае недостаточности средств, полученных из закрепленных источников, имеют право на получение финансовой помощи их фонда финансовой поддержки в виде дотаций, а также на получение субвенций для финансирования через местные бюджеты мероприятий федеральных и региональных целевых программ, реализации решений органов государственной власти.
Несмотря на то что органы местного самоуправления имеют значительную самостоятельность в формировании и исполнении местных бюджетов, закон вполне однозначно определяет источники доходов, обеспечивающие покрытие расходов на выполнение тех или иных функций местного самоуправления, и допустимые направления расходов средств местных бюджетов.
Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, поступают из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ в зависимости от того, какой из уровней власти возложил на органы местного самоуправления соответствующие полномочия.
Увеличение расходов или уменьшение доходов местного самоуправления, вызванные решениями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, компенсируются теми органами, которые приняли эти решения, и из средств соответствующих бюджетов. Одновременно с принятием таких решений определяются размер и порядок компенсации.
Допустимые направления расходов также определяются функциями местного самоуправления и включают в себя:
· расходы, связанные с решением вопросов местного значения;
· расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий;
· расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
· расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;
· ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска.