Требования к отчету о практике
Отчет о практике выполняется в виде пояснительной записки, сброшюрованной из стандартных листов бумаги. Отчет объемом 30-50 листов должен оформляться в строгом соответствии с требованиями государственного стандарта и «Методическими указаниями по оформлению курсовых и выпускной квалификационной работы» [Текст] / О.Ю. Коломыцева, Е.В. Горковенко, 2005.
Ниже приведены рекомендации по структуре и содержанию отчета.
Титульный лист. На нем должны быть все подписи. Образец титульного листа разработан ВГТА.
Содержание. Перечень приведенных в отчете разделов, подразделов, подпунктов и их названий с указанием страниц.
Введение. В нем дается краткая характеристика организации и история ее создания, приводятся задачи, которые стоят перед предприятием в современных условиях; график последовательности прохождения практики по рабочим местам и краткое содержание теоретических занятий и экскурсий.
Основная часть содержит:
1. Описание бизнес-среды организации и ее финансовый и производственный план:
перечень выпускаемой продукции, услуг;
потребители продукции, услуг;
приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке: качество, цена, время и точность поставки, надежность поставок, сервисное обслуживание и т.п.;
сегментация рынка: определяются размеры и емкость рынков по продукции (услуге) организации (размер рынка – территория, на которой происходит реализация товаров (услуг)), конкуренты по сегментам;
технология производства;
производственная программа и структура, производственные мощности и их развитие;
основные технико-экономические показатели: себестоимость реализованной продукции, затраты на 1 р. товарной продукции, выручка от реализации продукции, прибыль (убыток) от реализации, среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, фонд оплаты труда промышленно-производственного персонала, средняя выработка (производительность труда) одного работника, стоимость основных производственных фондов, фондоотдача, фондоемкость.
2. Характеристику финансовой деятельности предприятия.
Здесь необходимо провести анализ устойчивости финансового состояния: сравните за 3-4 последних периода фактические и нормативные значения коэффициентов автономии (финансовой независимости), финансовой задолженности (финансового риска), самофинансирования, финансовой напряженности, коэффициента маневренности собственного капитала, обеспеченности оборотных активов собственным оборотным капиталом, обеспеченности запасов и затрат собственным оборотным капиталом, реального имущества и др.
Далее оценивается платежеспособность организации: сравнить за 3-4 последних периода фактические и нормативные значения коэффициентов абсолютной (быстрой) и текущей ликвидности, ликвидности при мобилизации средств, общей ликвидности, собственной платежеспособности. Сделайте вывод о платежеспособности и тенденциях ее изменения.
Этот раздел отчета должен также содержать анализ движения денежных средств предприятия по прямому (из годовой бухгалтерской отчетности) и косвенному методу, оценку объемов и динамики операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, а также структуру капитала и источников финансирования внеоборотных активов и оборотных средств, характеристику политики организации в области внеоборотных активов, капитала, текущих активов и текущих пассивов, описание финансовых и предпринимательских рисков.
В этом разделе отчета описывается система финансового планирования и бюджетирования в организации: состав и структура финансового плана, формы документов, регламент их разработки, методика расчета показателей, состав внутренних регламентирующих документов, компьютерные средства, методы и средства автоматизации финансовой деятельности, используемые на рабочих местах финансовых специалистов.
3. Предложения по совершенствованию финансовой деятельности организации в той предметной области, которая намечена для выпускной квалификационной работы, какие преобразования следует провести для их реализации, а также возможные экономические и финансовые последствия внедрения этих предложений.
Заключение. Студент делает свои выводы и вносит предложения по совершенствованию финансового управления в организации.
Список литературы. Приводится список использованных источников, включая нормативные акты, стандарты предприятия, методические указания, выполненный по ГОСТ 71-2003.
Приложения. Содержат документацию (формы, бланки, схемы, графики и т.п.), которую студент подбирает и изучает при написании отчета.