Становление и нормативное регулирование учета в США.
В становлении современной системы бухгалтерского учета в США выделяются 3 периода:
Первый период охватывает 1930-1938 годы. Мировой кризис и «великая депрессия» начала 1930-х годов вызвали в США существенную переоценку роли федерального правительства в экономической жизни. Банкротство многих тысяч компаний привлекло внимание к проблеме достоверности их отчетности, качеству применяемых ими методов учета. Новая экономическая политика заключалась в жестком государственном регулировании финансового рынка. Одними из первых законов, регулирующих финансовые рынки, стали Акт о ценных бумагах (1933 год), Акт о биржах (1934 год), Акт о холдинговых компаниях в коммунальном хозяйстве (1935 год). В 1934 году была создана государственная структура, уполномоченная регулировать рынок ценных бумаг, ставшая ключевым звеном в регулировании бухгалтерского учета в США - Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC). До настоящего времени Комиссия является центральным органом, ответственным за исполнение американских национальных стандартов учета - GAAP (Generally Accepted Accounting Principles - Общепринятые принципы учета).
Второй период включает 1938-1973 годы. В 1938 году общенациональное профессиональное объединение - Американский институт сертифицированных общественных бухгалтеров (AICPA) - создал Комитет по бухгалтерским процедурам (САР), а в 1939 году создал Комитет по процедуре аудита. Перед САР, состоящим из сертифицированных общественных бухгалтеров, занимающихся практикой, была поставлена задача подготовки единых комментариев по ведению бухгалтерского учета. В 1939 году Комиссия делегировала часть своих полномочий по разработке правил бухгалтерского учета AICPA. С 1938-го по 1959 год комитетом по бухгалтерским процедурам был подготовлен пятьдесят один Бюллетень бухгалтерских исследований. В это же время (1953 — 1959 годы) другой комитет AICPA - Комитет по терминологии - подготовил четыре Бюллетеня бухгалтерских терминов. Эти документы и стали базой для создания учетных стандартов США. В 1959 году САР был реорганизован в Комитет по бухгалтерским принципам (АРВ). Этот Комитет имел большие полномочия и в период с 1959-го по 1973 год выпустил более 30 нормативных документов (Мнений, Положений и Учетных интерпретаций), имеющих статус обязательных к применению для всех членов AICPA. Однако монополизация одним объединением процесс разработки национальных стандартов учета привела к роспуску АРВ.
Третий период начинается с 1973 года по настоящее время. В 1973 году взамен распущенного АРВ была создана новая независимая организация, принимающая в настоящее время активное участие в регулировании вопросов бухгалтерского учета - Совет по разработке стандартов финансового учета (FASB). По законодательству США FASB считается частной (негосударственной) организацией. С момента создания FASB была уполномочена вести деятельность по разработке и обнародованию национальных стандартов учета (GAAP). Преемственность в вопросе разработки национальных стандартов выражается в том, что непересмотренные документы, выпущенные САР и АРВ, сохраняют свое действие и по настоящее время.
В эти же годы Конгрессом был приняты законы, содержащие вопросы, регулирующие ведение учета - Акт об экономии энергоресурсов (1975 год), Акт о контроле над «инсайдерской» торговлей и мошенничествах с ценными бумагами (1988 год), Акт о совершенствовании национального рынка ценных бумаг (1996 год), Акт о корпоративном и преступном мошенничестве (2002 год), Акт Сар-банес-Оксли (2002 год) и др. В частности, Актом об экономическом восстановлении (1981 год) была установлена, а в 1986 году пересмотрена и дополнена система ускоренного возмещения затрат (начисления износа основных средств для целей определения налогооблагаемой прибыли).
В настоящее время, разработкой и внедрением стандартов финансового учета и отчетности в США заняты различные организации:
1) SEC регулирует ведение учета компаниями, акции которых прошли листинг и котируются на больших фондовых биржах SEC регулирует выпуск и обращение, ценных бумаг. Руководство Комиссии состоит из пяти членов, назначаемых Президентом США по согласованию с Сенатом. Все попадающие под юрисдикцию SEC компании обязаны:
- предоставлять в SEC ежеквартальные и ежегодные финансовые отчеты в принятом в США формате, которые SEC делает общедоступными;
- сопровождать годовой финансовый отчет заключением аудитора о результатах проведенного аудита отчетности;
- раскрывать существенные и неожиданные события, такие, как замена аудитора, банкротство и изменения в составе руководящих органов;
- применять при ведении учета GAAP;
2) AICPA - профессиональная саморегулируемая организация, объединяющая сертифицированных общественных бухгалтеров (CPA). В структуру AICPA входят территориальные институты, созданные в каждом штате и объединяющие CPA. AICPA разрабатывает Общепринятые стандарты аудита (GAAS), разрабатывает, внедряет и контролирует исполнение профессионального Кодекса этики и принимает участие в разработке GAAP;
3) в 1973 году организован FASB, который собирает и систематизирует информацию об отраслевых проблемах применения GAAP и разрабатывает отраслевые особенности их применения.
Руководит FASB правление, состоящее из семи членов, работающих на принципах полной занятости. При разработке новых стандартов FASB формирует рабочие группы, состоящие из потенциальных пользователей стандартов и штатных работников FASB. Рабочая группа издает меморандум, вынося на публичное обсуждение проект стандарта.
Кроме того, в процесс разработки GAAP вовлечены:
1. Комитет по стандартам учета в государственном секторе (GASB), который был создан в 1984 году для разработки стандартов учета и отчетности для органов государственной власти и местного самоуправления.
2. Американская ассоциация бухгалтеров (AAA) создана в 1916 году как Ассоциация университетских преподавателей бухгалтерского учета. С 1936 года переименована и в настоящее время объединяет в своих рядах как преподавателей, так и практикующих бухгалтеров.
В разработке GAAP принимают участие и ряд других профессиональных объединений. Нормативная база США отличается большой простотой: законодательной базой для общего регулирования финансового учета и отчетности служат буквально несколько законов о ценных бумагах и фондовых биржах. Государственным органом, регулирующим ведение финансового учета, является SEC (Комиссия по ценным бумагам).
Только SEC обладает властью принуждать фирмы, причем только участников рынка ценных бумаг, к соблюдению определенных правил предоставления финансовой отчетности. Правила, соблюдения которых требует SEC, определяются не только и не столько самой SEC, сколько частными организациями. Именно к этим правилам применяется в узком смысле понятие GAAP. С целью определения того, какие правила и методы поддерживаются SEC в практику учета введено интересное понятие - достаточная авторитетная поддержка. Все фирмы, представляющие отчетность в SEC, должны пользоваться методиками и принципами, имеющими достаточную авторитетную поддержку. Соответственно, выделяется определенный круг организаций, решения и публичные заявления которых являются такой поддержкой. Методы, не описанные в публичных материалах этих организаций или противоречащие им, объявляются не имеющими авторитетной поддержки.
Определенное воздействие на методы ведения учета оказывают и небухгалтерские объединения предпринимателей, и государственные учреждения, регулирующие различные отрасли промышленности.
Таким образом, в США ведение финансового учета и предоставление аудированой отчетности строго обязательны только для компаний, акции которых котируются на фондовом рынке. Для всех остальных компаний следование общепринятым принципам является во многом добровольным процессом. Если компании не требуется положительное заключение аудитора - присяжного бухгалтера (CPA), то, она может совершенно не соблюдать общепринятые принципы учета при составлении отчетности и тем более при ведении учета. Более того, отклонение от стандартов является возможным и даже обязательным, если соблюдение стандарта может привести к ошибочным выводам пользователей, естественно, при условии раскрытия такого отклонения.
18). Принципы ведения учета в США.
Принципы американского учета обусловлены его целями. Цели учета и отчетности в США имеют главенствующий характер. А цели учета как таковые в США не формулируются, а формулируются как цели финансовой отчетности. Ими являются:
1.Финансовая отчетность должна обеспечивать полезной информацией реальных и потенциальных инвесторов, кредиторов и других ее пользователей для принятия решений об инвестировании, кредитовании и др.
2.Информация финансовой отчетности должна помочь реальным и потенциальным инвесторам, кредиторам и другим ее пользователям в определении сумм и сроков инвестиций, будущих поступлений денежных средств от дивидендов или процента, выручки от продаж, размера и срока погашения платежей за ценные бумаги или по ссудам.
3.Финансовая отчетность должна содержать информацию об экономических ресурсах предприятия, а также результатах операций, событиях и обстоятельствах, которые изменяют эти ресурсы и задолженность.
Следующей по важности частью учетных принципов США после целей являются качественные характеристики информации. Выделяются четыре важнейшие характеристики информации: релевантность, достоверность, сопоставимость и последовательность.
Релевантность (Relevance). Информация должна способствовать принятию решения пользователем, то есть иметь полезное применение к действиям, для которых она предназначалась. Информация должна обладать предсказывающей ценностью для того, чтобы пользователь мог использовать ее в принятии инвестиционных решений. Она также должна обеспечивать обратную связь - не только прогнозирование, но и подтверждение и корректировку предыдущих прогнозов. И, наконец, она должна быть своевременной, чтобы сохранять свою полезность.
Надежность(Reliability). Надежность определяется как свойство информации, предполагающее ее достаточную свободу от ошибок и пристрастности, а также то, что она точно представляет то, что предполагалось представить. Надежность состоит в свою очередь из трех составляющих: проверяемости, репрезентативной достоверности и нейтральности.
Проверяемость, является исключительно важным свойством информации - она означает, что пользуясь одними и теми же данными различные эксперты придут к одинаковым выводам. Репрезентативная достоверность данных подразумевает, что существует прямая связь между явлением и его оценкой и нет каких-либо опосредующих факторов, которые способны исказить оценку явления. И, наконец, нейтральность подразумевает, что на оценку явления не оказывает влияния то, каких целей хочет добиться данный пользователь или эксперт с помощью данной оценки.
Сравнимость (Comparability) - это возможность сравнения информации с аналогичными показателями или данными.
Последовательность(Consistency). Под последовательностью подразумевается последовательность, постоянство в применении любого данного учетного принципа или способа учета, однако применение принципа последовательности в американском учете ограничено, поскольку иногда способно не только не помочь в правильной оценке положения фирмы, но и существенно исказить его. Например, последовательное применение принципа себестоимости в отношении учета основных средств при высокой инфляции способно привести к тому, что текущий ремонт станка будет стоить дороже, чем его учетная стоимость.
Помимо рассмотренных основных требований к качеству подготовленной информации выделяются также требования к самому процессу подготовки информации. Эти требования и предположения в свою очередь делятся на следующие группы: допущения, собственно основные принципы или методики, требования.
Допущения (Assumptions)
1.Допущение единого изолированного предприятия. Это допущение полагает, что данное предприятие существует как единая и в то же время самостоятельная организация, которая отделена в экономической деятельности как от своих владельцев, так и от всех прочих контрагентов. Соответственно, это допущение позволяет сконцентрироваться на данных, относящихся только к данному предприятию, и отбросить все ненужные.
2.Допущение непрерывности. Это допущение предполагает, что однажды созданное предприятие будет существовать в течение неопределенно долгого промежутка времени. Это не слишком правдивое предположение, а иногда просто неправильное, но оно помогает избежать проблем, связанных с распознанием прибылей или убытков, служит основой для применения принципа себестоимости при оценке активов, а также предоставляет сторонним пользователям лучшую возможность самим прогнозировать развитие предприятия.
3.Допущение использования денежного измерителя. Это допущение подчеркивает приоритет финансовой информации над любой другой. В отчетности могут отражаться только операции и события, которые имеют денежную оценку, причем натуральные или иные причины результатов, имеющих денежное измерение, не имеют особого значения. С одной стороны, предоставление информации только в денежной форме уменьшает аналитические возможности стороннего пользователя. С другой стороны, это избавляет пользователя от большого количества нерелевантной информации.
4.Допущение периодичности предполагает исчисление финансовых результатов по истечении определенных периодов времени - месяца, квартала или года. Так как отчетный период, обычно финансовый год, редко совпадает по продолжительности с операционным циклом предприятия, то это допущение помогает решить проблему исчисления финансового результата по незавершенным операциям и соотнесения частей этого результата с соответствующим периодом.