Бюджетные денежные потоки и расчет показателей бюджетной эффективности
№№ | Номер шага | ... | ||
строк | Длительность шага, годы | |||
ПОКАЗАТЕЛИ | ||||
1. | Поступления в бюджет (включая налоги, сборы и т.п., возврат займов и процентов по ним, дивиденды по акциям, находящимся в собственности региона) | |||
2. | Расходы бюджета (включая субсидии, дотации, займы и расходы на приобретение акций) | |||
3. | Бюджетный эффект (чистый доход бюджета), (стр.1 – стр.2) | |||
4. | Дефлированный бюджетный эффект* | |||
5. | То же, накопленным итогом | |||
6. | Ставка дисконта | |||
7. | Коэффициент дисконтирования | |||
8. | Коэффициент распределения** | |||
9. | Дисконтированный бюджетный эффект (стр.4´стр.8´стр.9) | |||
10. | То же, накопленным итогом | |||
11. | Индекс доходности гарантий (ИДГ) — отношение ЧДД бюджета к величине гарантий (для гарантий кредита) | |||
12. | Внутренняя норма бюджетной эффективности (ВНДб) |
Примечания:* При расчете в базисных ценах совпадает со стр.3.
**В случае необходимости (см. п. П6.2, Приложения 6 и примечание к табл. П3.8).
ЧД бюджета содержится в последнем столбце стр.4, а ЧДД бюджета — в последнем столбце стр. 10 таблицы. ВНД бюджета может существовать только в том случае, когда чистый доход бюджета на первых шагах отрицателен.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НЕКОТОРЫХ ТИПОВ ПРОЕКТОВ
В настоящем Приложении рассматривается специфика расчетов эффективности следующих типов проектов:
· проект предусматривающий производство продукции для государственных нужд;
· проект, участником которого является действующее предприятие;
· проект, реализация которого предусматривает аренду (лизинг) основных фондов;
· проект, в котором взаимоотношения инвестора и государства устанавливаются соглашением о разделе продукции;
· финансовые проекты.
П4.1. Проекты, предусматривающие производство продукции для государственных нужд
Наличие государственного заказа на производство продукции обеспечивает большую устойчивость рынка сбыта и в то же время увязывает финансовое положение предприятия с финансовыми возможностями государства, что изменяет уровень риска, связанный с проектом, и должно быть учтено при оценке его эффективности (см. разд. 9 и п. 10.2). Этим ограничиваются все изменения, вносимые в расчеты эффективности в случае, если оцениваемый проект не предусматривает государственной поддержки.
Если же проект не только предусматривает производство продукции для государственных нужд, но и требует государственной поддержки, оценка его эффективности имеет ряд особенностей.
1. Условия предоставления государственной поддержки могут предусматривать льготные условия продажи продукции государству по сравнению с другими покупателями. В этом случае для расчета коммерческой эффективности, эффективности участия предприятия в проекте и эффективности инвестирования в акции предприятия необходимо использовать разные цены на продукцию, реализуемую на рынке и поставляемую государству. Общественная и региональная эффективность проекта определяются исходя из рыночных цен на всю производимую продукцию с учетом требований пп. 4.1 и 6.2.
2. Цена закупаемой государством продукции, в общем случае, является предметом соглашения между предприятием и государством. При проектировании этой цены необходимо одновременно обеспечить:
· финансовую реализуемость проекта;
· конкурентоспособность продукции предприятия;
· возможно больший положительный бюджетный эффект.
Обеспечить соблюдение этих условий целесообразно путем проведения вариантных расчетов эффективности проекта при разном уровне и динамике проектируемых закупочных цен. При этом нижний предел цены продукции должен обеспечивать приемлемую эффективность участия предприятия в проекте и допустимый уровень безубыточности производства (см. п. 9.3). Верхним пределом цены продукции, имеющейся на внутреннем или мировом рынке, является отпускная цена такой продукции, установленная предприятиями-производителями или поставщиками. По продукции, отсутствующей на рынке или недоступной, верхний предел цены устанавливается в техническом задании на проектирование (например, в виде предельного уровня рентабельности) или согласовывается с государственными органами.
3. Одним из основных аргументов в пользу государственной поддержки проекта становится его бюджетная эффективность. При определении показателей бюджетной эффективности подобных проектов в дополнение к указанным в разд. 7 денежным потокам (бюджетные расходы по поддержке проекта, налоговыми поступлениями в бюджет и др.) необходимо учитывать эффект замены продукцией предприятия традиционно закупаемой государством продукции.
Эффект замены отражает тот факт, что, закупая продукцию данного предприятия, государство расходует на это меньше средств, чем на закупки эквивалентного количества аналогичной продукции на внутреннем и/или внешнем рынке. Одновременно учитывается и разница в поступлениях в бюджет НДС, акцизов и пошлин при закупке по вариантам закупки.
Исходной информацией для расчета эффекта замены являются данные о потребительских характеристиках и прогнозируемых закупочных ценах аналогичной продукции. Расчет эффекта замены производится по-разному, в зависимости от того, является ли продукция предприятия товаром однократного или длительного пользования.
А. В первом случае эффект замены определяется в следующем порядке:
1) По каждому виду продукции-аналога определяется коэффициент эквивалентности, выражающий количество единиц этой продукции, заменяющий (в сфере конечного государственного потребления) одну единицу продукции проектируемого предприятия.
2) В расчет принимается один вид продукции-аналога, по которому произведение цены на коэффициент эквивалентности является наименьшим (замыкающая продукция-аналог).
3) Для каждого m-го шага расчетного периода эффект замены рассчитывается по формуле:
,
где — цена соответственно продукции предприятия и продукции-аналога на m-ом шаге (без учета НДС, акцизов и пошлин);
Vm— проектируемый объем закупок продукции предприятия на m-ом шаге;
k — коэффициент эквивалентности для продукции-аналога.
4) Интегральный эффект замены определяется как дисконтированная сумма эффектов замены по всем шагам в расчетном периоде.
Б. В случае, когда продукция предприятия является товаром длительного пользования (обычно — оборудованием), в расчете приходится дополнительно учитывать разницу в сроках службы продукции предприятия и продукции-аналога. Эффект замены определяется при этом в следующем порядке:
1) По каждому виду продукции-аналога определяется коэффициент эквивалентности, выражающий количество единиц этой продукции, эквивалентное по производительности (объему работы или продукции, производимой с их применением в единицу времени, вместимости, грузоподъемности или иному аналогичному параметру) одной единице продукции проектируемого предприятия. Коэффициент эквивалентности для продукции предприятия принимается равным 1.
2) На основе информации о сроке службы продукции предприятия и объемах закупки этой продукции государством для каждого m-го шага расчетного периода определяется количество используемых (находящихся в эксплуатации) на этом шаге единиц этой продукции Rm.
3) На основе информации о сроке службы продукции-аналога последовательно, начиная с момента ввода предприятия в эксплуатацию, определяется такая динамика объемов ее закупки государством, при которой (в случае отказа государства от закупки продукции предприятия) на каждом m-ом шаге расчетного периода количество используемых единиц этой продукции, умноженное на коэффициент эквивалентности, совпадает с Rm.
4) Эффект замены продукцией предприятия продукции-аналога для каждого m-го шага определяется как разность между ценой закупаемой на этом шаге продукции предприятия и ценой закупки эквивалентного объема продукции-аналога, рассчитанного на предыдущем этапе. При этом в ценах продукции предприятия и продукции-аналога не учитываются НДС, акцизы и пошлины.
5) Интегральный эффект замены определяется как дисконтированная сумма эффектов замены по всем шагам в расчетном периоде. При наличии нескольких видов аналогичной продукции в расчет принимается тот вид, которому отвечает наименьший интегральный эффект замены.
Пример. Рассматривается проект создания предприятия по производству школьной мебели, предусматривающий, не только государственную финансовую поддержку (форма и размеры такой поддержки в данном случае несущественны), но и закупку производимой продукции для оснащения школьных учреждений за счет средств регионального бюджета. В основу расчета принимается сопоставление вариантов “с проектом” (закупка продукции предприятия) и “без проекта” (закупка заменяемой продукции). Расчет сведен в табл. П4.1.
Для упрощения принято, что продукция предприятия представляет собой унифицированный комплект школьной мебели, рассчитанный на оснащение 1000 ученических мест. Цена комплекта (строка 4 таблицы П4.1) определена таким образом, чтобы обеспечить безубыточность производства и неотрицательность накопленного денежного потока (эти расчеты не приводятся). В связи с тем, что в начале работы предприятия имеют место повышенные затраты (в том числе — связанные с освоением производства и погашением кредитов), цена комплекта в этот период также повышенная. Ее снижение предусмотрено через 5 лет функционирования предприятия.
Аналогичные комплекты другими предприятиями не производятся, однако подобные комплекты можно сформировать из отдельных элементов (столы ученические и лабораторные, столы учителя, шкафы, классные доски), производимых на действующих отечественных или зарубежных предприятиях. В качестве аналога принят комплект, сформированный таким образом из наиболее дешевой продукции, удовлетворяющей санитарно-гигиеническим требованиям (установлено, что такая продукция — отечественного производства). Цена такого комплекта без НДС, но с включением затрат на доставку потребителям (строка 6 таблицы П4.1) определена по данным предприятий-поставщиков, в основном производящих не школьную, а бытовую мебель. Анализ опыта использования такой мебели показывает, что в связи с особенностями технологии производства срок ее службы не превышает 3 лет, в то время как продукция проектируемого предприятия, применяющего новую технологию, будет не менее 9 лет.
Как видно из таблицы, если не учитывать более высокую долговечность продукции предприятия, приобретать ее ни школам, ни государству невыгодно. Положение принципиально меняется, если учесть низкую долговечность заменяемой продукции. В этом случае для оснащения того же количества ученических мест государству придется, начиная с 4-го года, приобретать большее количество заменяемой продукции, поскольку в этом случае потребуется компенсировать выбывающую мебель (необходимость компенсировать выбытие произведенной по проекту школьной мебели также возникает, однако только на 10-м году). Соответствующий бюджетный эффект рассчитан в стр. 12 таблицы. Видно, что в первые 3 года этот эффект отрицателен, затем становится положительным и достаточно большим.
Вторая составляющая бюджетного эффекта связана с увеличением налоговых поступлений в бюджет, связанных с функционированием предприятия, и одновременно — с уменьшением аналогичных платежей в связи с отказом от закупки заменяемой продукции.
В этом расчете учитываются только переменные налоги, величина которых зависит от объема продаж. К числу таких налогов отнесены НДС, отчисления в дорожный фонд, налог на прибыль, начисления на заработную плату основных производственных рабочих и некоторые другие налоги. Налог на имущество, земельный налог и некоторые местные налоги, по которым база налогообложения не зависит от объемов производства, сюда не включены. Расчеты затрат и прибыли по предприятию позволили рассчитать размер и динамику налоговых платежей по данной группе налогов (стр.13) и соответственно — их отношение к цене произведенной продукции (стр.14). Аналогичный показатель по предприятиям-изготовителям заменяемой продукции (стр.15) оценен усредненно по выборочным данным. На этом основании рассчитана сумма налогов, которые поступили бы в бюджет от этих предприятий в варианте отказа от реализации проекта (стр.16) и общее изменение налоговых поступлений (разность между суммой переменных налогов, уплачиваемых по проекту, и той, которая имела бы место при отказе от реализации проекта).
Общая величина эффекта замены (стр.17) определена как сумма бюджетных эффектов от повышения долговечности продукции и от изменения размера налоговых поступлений.
Таблица П4.1
Расчет эффекта замены по проекту производства школьной мебели
№ строки | ПОКАЗАТЕЛИ | ||||||||||||||
1. | Длительность шага, мес. | ||||||||||||||
2. | Время от пуска завода, годы | 1.0 | 2.0 | 3.0 | 4.0 | 5.0 | 6.0 | 7.0 | 8.0 | 9.0 | 10.0 | 11.0 | 12.0 | 13.0 | 14.0 |
3. | Объем производства продукции для государственных нужд, комплекты | ||||||||||||||
4. | Закупочная цена без НДС, включая доставку, тыс.руб./комплект | ||||||||||||||
5. | Срок службы комплекта, годы | ||||||||||||||
6. | Закупочная цена заменяемой продукции без НДС, включая доставку, тыс.руб./комплект | ||||||||||||||
7. | Срок службы заменяемой продукции, годы | ||||||||||||||
8. | Количество ученических мест, оснащенных продукцией предприятия, тыс. мест | ||||||||||||||
9. | Количество комплектов заменяемой продукции для оснащения этих ученических мест | ||||||||||||||
10. | Затраты на оснащение ученических мест продукцией завода, млн.руб. (стр.3 ´ стр.4 / 1000) | 124.9 | 146.3 | 151.3 | 151.3 | 151.3 | 134.8 | 134.8 | 134.8 | 134.8 | 134.8 | 134.8 | 134.8 | 134.8 | 134.8 |
11. | То же, заменяемой продукцией (стр.9 ´ стр.6 / 1000) | 95.3 | 111.7 | 115.5 | 210.8 | 322.6 | 438.1 | 553.6 | 669.1 | 784.6 | 804.7 | 903.8 | 1015.6 | 1035.7 | 1039.5 |
12. | Экономия бюджетных средств при закупке продукции предприятия, млн. руб. (стр.11 — стр.10) | -29.5 | -34.6 | -35.8 | 59.6 | 171.3 | 303.3 | 418.8 | 534.3 | 649.8 | 670.0 | 769.1 | 880.8 | 901.0 | 904.8 |
13. | Переменные (зависящие от объемов производства) налоги, млн. руб. | 42.3 | 52.1 | 54.3 | 54.6 | 55.3 | 49.7 | 48.5 | 48.6 | 48.8 | 49.0 | 41.9 | 48.7 | 49.1 | 49.2 |
14. | То же, в %% к цене продукции предприятия (стр.13 / стр.4´1000) | 33.9% | 35.6% | 35.9% | 36.1% | 36.5% | 36.9% | 36.0% | 36.1% | 36.2% | 36.4% | 31.1% | 36.2% | 36.4% | 36.5% |
15. | Переменные налоги в %% к цене заменяемой продукции | 38.1% | 38.1% | 38.1% | 38.1% | 38.1% | 38.1% | 38.1% | 38.1% | 38.1% | 38.1% | 38.1% | 38.1% | 38.1% | 38.1% |
16. | Поступления в бюджет переменных налогов при закупке заменяемой продукции, млн.руб. | 36.3 | 42.6 | 44.0 | 80.3 | 122.9 | 166.9 | 210.9 | 254.9 | 298.9 | 306.6 | 344.4 | 386.9 | 394.6 | 396.0 |
17. | Изменение ("+" - увеличение, "–" — уменьшение) налоговых поступлений при отказе от закупки заменяемой продукции, млн. руб. (стр.13 – стр.16) | 6.0 | 9.5 | 10.3 | -25.7 | -67.6 | -117.2 | -162.4 | -206.3 | -250.1 | -257.6 | -302.5 | -338.2 | -345.5 | -346.9 |
18. | Итого эффект замены (стр.17 + стр.12) | -23.5 | -25.1 | -25.5 | 33.9 | 103.7 | 186.1 | 256.4 | 328.0 | 399.7 | 412.4 | 466.6 | 542.6 | 555.4 | 557.9 |
Примечание. Помимо эффекта замены, в расчетах бюджетной эффективности данного проекта были учтены также доходы и расходы бюджета, связанные с государственной поддержкой проекта, поступления налогов и пошлин в период строительства и поступления в бюджет прочих налогов, не отнесенных к переменным. В приводимой таблице соответствующие обстоятельства не отражены и общая величина бюджетного эффекта (с учетом и без учета дисконтирования) не показана. ■
П4.2. Проекты, реализуемые на действующем предприятии