Принципы корпоративной культуры для заинтересованных лиц
Под заинтересованными лицами понимаются любые группы, интересы которых затрагиваются деятельностью компании: акционеры, менеджеры, деловые партнеры, потребители и т.д. Среди заинтересованных лиц выделяют три основные группы, между которыми существуют объективные противоречия, поскольку их интересы имеют разную направленность: акционеры, директора и менеджеры.
Акционеры, в свою очередь, подразделяются на две категории, интересы которых также разделяются между собой: мажоритарные и миноритарные. Мажоритарные акционеры в отличие от миноритариев настроены на долгосрочную перспективу развития компании и меньшие риски. Если им придется выбирать между выплатой дивидендов и капитализацией прибыли – они предпочтут второе.
Можно рекомендовать следующие принципы корпоративного поведения для мажоритарных акционеров:
· Не игнорировать имущественные интересы миноритариев и проводить взвешенную дивидендную политику;
· Осуществлять совместно с советом директоров продуманную мотивацию деятельности менеджеров, что снижает риск злоупотреблений со стороны последних;
· Планомерно повышать профессиональность и независимость деятельности совета директоров.
Принципы корпоративной культуры для миноритариев:
· Не допускать злоупотреблений своими правами акционеров в ущерб интересам компании;
· Не распространять информацию, относящуюся к коммерческой тайне компании;
· Требовать от крупных акционеров, директоров и менеджеров компании соблюдение принятых этических правил.
Принципы корпоративной культуры для директоров компании.
Сглаживание противоречий между акционерами и менеджерами – основная задача директоров. Для ее решения совет директоров должен быть не формально, а реально отделен и независим как от акционеров, так и от менеджеров. Для директоров можно рекомендовать следующие принципы:
· Разрабатывать и утверждать этические правила в компании;
· Учитывать в ходе деятельности совета директоров интересы всех заинтересованных лиц компании;
· Осуществлять мониторинг прозрачности компании, соблюдать требования законодательства, учредительных и внутренних документов общества со стороны акционеров, менеджеров и работников общества;
· Разрабатывать и представлять акционерам рекомендации по разумной дивидендной политике;
· Разрабатывать эффективную систему мотивации деятельности менеджеров;
· Отчитываться перед акционерами и предоставлять им полную и достоверную информацию о положении дел в компании.
Принципы корпоративной культуры для менеджеров компании.
Менеджеры не несут рисков потери своего имущества, рискуя лишь деньгами собственников. Можно рекомендовать для них следующее:
· Не злоупотреблять своими полномочиями;
· Не причинять ущерб акционерам компании умышленными действиями;
· В случае возникновения риска убытков для компании немедленно ставить в известность совет директоров компании;
· Внедрять в деятельность компании этические правила, разработанные советом директоров;
· Исполнять свои обязанности добросовестно и инициативно;
· Надлежащим образом отчитываться перед советом директоров;
· Соблюдать в своей деятельности требования законодательства, учредительных и внутренних документов компании и требовать их соблюдение от работников компании;
· Соблюдать интересы работников, обеспечивать им достойные условия труда.
Принципы корпоративной культуры
В числе общих этических норм взаимодействия компании и ее конкурентов можно выделить:
· Взаимное уважение;
· Отказ от неэтических методов ведения конкурентной борьбы;
· Благоприятствовать развитию открытых рынков для торговли и инвестирования.
Принципы отношений с поставщиками товаров и услуг:
· Корректное ценообразование, лицензирование;
· Исключение ненужных судебных разбирательств;
· Развитие долговременных и устойчивых отношений;
· Делиться информацией неконфиденциального характера;
· Своевременная оплата в соответствии с условиями заключенных договоров.
Принципы отношений с потребителями:
· Обеспечивать потребителей товарами и услугами высшего качества в соответствии с их потребностями и ожиданиями;
· Честное обхождение, гарантирование потребителям, что товары и услуги акционерного общества будут поддерживать или улучшать их здоровье, безопасность, состояние окружающей среды;
· Исключать дискриминацию потребителей товаров и услуг акционерного общества в зависимости от пола, возраста, расовой принадлежности и т.д.;
· Гарантировать уважение к человеческому достоинству в предлагаемых потребителям товарах и услугах, включая их маркетинг и рекламу;
· Уважать целостность культуры потребителей.