Представительный орган муниципального образования
1. Общая характеристика ПО МО;
2. Компетенция ПО МО;
3. Правовой статус депутата ПО МО.
Общая характеристика ПО МО
Численный состав ПО устанавливается ФЗ №131 при минимальной численности от 7 до 35 депутатов (больше можно – меньше нельзя) с учетом численности населения, проживающего в соответствующем МО.
ПО МР по закону не может быть менее 15 депутатов.
Численность ПО внутригородской территории города федерального значения не может быть менее 10 человек.
Порядок формирования ПО: ПО МО, по общему правилу, формируется на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании с применением либо мажоритарной избирательной системы относительного большинства, либо пропорциональной, либо смешанной избирательных систем. При этом ПО с численностью депутатов от 20 и более формируются на основе смешанной избирательной системы.
Особенности формирования ПО МР установлены в ФЗ №131. Он устанавливает два способа формирования данного органа:
1. Может избираться на муниципальных выборах, при этом от одного поселения может быть избрано не более, чем две пятых от установленной численности ПО;
2. Может состоять из глав поселений, входящих в состав района и депутатов представительных органов поселений с равной численностью.
ПО является правомочным при избрании в его состав не менее двух третей от общего числа депутатов.
Структура ПО МО:
1. Руководящие органы ПО (председатель и его заместители);
2. Функционально-отраслевые структурные элементы (комиссии);
3. Объединения депутатов (фракции, депутатские группы);
4. Аппарат.
Руководящие органы: председатель – либо избранный на заседании ПО МО депутат, либо глава МО, если уставом предусмотрено, что он по должности входит в представительный орган и является его председателем; полномочия смотреть в законе;
Председатель и его заместители, как правило, работают в составе ПО на освобожденной основе и получают вознаграждение за счет средств местного бюджета;
Статья 35 устанавливает, что ПО может иметь в своем составе не более 10% депутатов, работающих на освобожденной основе.
Функционально-отраслевые органы – постоянные или временные комиссии (порядок формирования, полномочия, состав – смотри в Законе).
Компетенция ПО МО
Компетенция ПО МО определяется видом МО и характером вопросов местного значения (ст.35 ФЗ №131).
С учетом этого компетенцию можно разделить на две группы:
1. Исключительная компетенция, в которую входят те вопросы, которые могут быть решены только представительным органом и только на его заседаниях. Перечень данных вопросов содержится в статье 35;
2. Полномочия общего характера, которые определяются характером и содержанием вопросов местного значения и могут осуществляться как представительным органом, так и исполнительным, на основе принципа разграничения полномочий.
Функции ПО МО – основные направления деятельности представительного органа по решению вопросов местного значения.
1. Нормотворческая функция: порядок принятия муниципальных НПА представительным органом закрепляется в соответствии с Уставом МО и ФЗ №131 регламентом ПО МО;
2. Представительская функция;
3. Контрольная функция;
4. Исполнительно-распорядительная, реализующаяся вовне.
Формы деятельности представительного органа:
1. Заседание (сессия): бывают очередные и внеочередные; открытыми и закрытыми; кроме того, они могут быть выездными; порядок проведения заседаний определяется регламентом представительного органа;
2. Заседания постоянных комиссий. Порядок формирования и деятельности данных комиссий определяется регламентом, а также может быть принято положение о постоянных комиссиях. Действующее законодательство допускает возможность одному депутату участвовать в деятельности не более чем в двух комиссиях;
3. Заседания депутатских групп (фракций);
4. Деятельность самого депутата.
Полномочия представительного органа могут быть прекращены досрочно в порядке роспуска в следующих случаях:
1. Если соответствующим судом установлено, что ПО МО принят НПА, противоречащий Конституции, ФЗ, основным и текущим законам субъектов РФ, а также уставу МО;
2. В случае принятия решения о самороспуске в порядке, установленном уставом МО;
3. Вступления в силу решения суда субъекта РФ о неправомочности данного состава депутатов ПО МО;
4. Преобразования МО.