Помогайте как можно большему числу людей
Вполне возможно, чтобы попасть в рай, достаточно просто принять Бога; однако в соответствии с некоторыми теориями рай подразделяется на разные «классы». За неимением лучшей аналогии назовем их экономкласс, бизнес-класс и первый класс. (Не факт, конечно, что рай устроен именно так; но речь идет о вечности, так зачем рисковать?)
Как и в авиапутешествиях, основной вопрос здесь — «Как повысить свой статус?». Ответ таков: в течение отпущенного вам земного срока своим поведением вы должны зарабатывать себе очки, и лучший способ — это помогать людям.
Легче всего помогать тем людям, от которых вы сами рассчитываете когда-нибудь что-нибудь получить. Но, к сожалению, очки, заработанные таким образом, имеют наименьшую ценность, поскольку мотивация в этом случае нечиста.
Наиболее ценные очки достаются за помощь людям, которые ничем не могут быть вам полезны, — и это именно то, что отличает менша от талантливого интригана. Помогать таким людям можно, руководствуясь тремя видами мотивации (в порядке возрастания кармической чистоты):
• Никогда не знаешь — вдруг однажды они вам пригодятся.
• Вы хотите обеспечить себе кармические очки на случай, если
теория Гая Кавасаки верна.
• Вы испытываете истинную радость от возможности помочь
ближнему.
Первый вид мотивации приведет вас в экономкласс. Второй — в бизнес-класс. Третий — в первый класс «Сингапурских авиалиний», на сиденье, трансформируемое в комфортабельную горизонтальную кровать, с сетевой розеткой для подключения лэптопа, звукоизолирующими наушниками и интернет-доступом в течение всего полета.
Но не будем отвлекаться на детали. Истинный менш помогает людям независимо от того, будет ли он вознагражден за это в "нынешней жизни или в следующей. Мало что приносит ему такую радость, как бескорыстная помощь ближнему.
Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.
Как стать менгием
ПОСТУПАЙТЕ ПРАВИЛЬНО
Поступать правильно — второй краеугольный принцип меншизма. Это означает следовать прямой, и зачастую трудной, дорогой правды. Вот три примера такого поведения:
• СОБЛЮДАЙТЕ ДЕЛОВУЮ ЭТИКУ.Инвестиционный банк находит
для вашей компании покупателя, помогает вам договориться
о приемлемой цене и оформляет сделку. Однако заключение
сделки происходит спустя месяц после истечения договора об
оказании услуг, и у вас есть возможность сэкономить на воз
награждении банку 500 000 долларов. Тем не менее вы выпла
чиваете банку причитающиеся комиссионные. И делаете это
с радостью.
• ПЛАТИТЕ ЗА ТО, ЧТО ПОЛУЧАЕТЕ.Вы — розничный торговец
ювелирными изделиями, и вы получаете партию колец от про
изводителя. Производитель прислал вам чек на 14-каратное
золото, но кольца оказались из золота в 18 каратов. Вы звони
те производителю и сообщаете о несоответствии.
• ОТЛИЧАЙТЕ ГЛАВНОЕ ОТ ВТОРОСТЕПЕННОГО.Вы в любитель
ской хоккейной лиге. В разгар сезона ваша команда ведет со
счетом 8:0. Следующая после вас команда ведет со счетом
4:4; худшая команда сезона — проигрывает со счетом 0:8.
Некоторые из ваших лучших игроков предлагают поменять
ся местами с игроками худшей команды*. Главное здесь —
это чтобы всем было весело, а победа в чемпионате — вто
ростепенное.
Менш делает то, что правильно, — а не то, что удобно и целесообразно, позволяет сэкономить деньги или легко сходит с рук. Есть правильное и есть неправильное: правда и ложь, добро и зло. В жизни есть абсолютные понятия — и менши помнят эту истину и иллюстрируют ее своим примером.
* И просто чтобы показать вам, как работает кармическое табло, — худшая команда сезона выигрывает чемпионат.
Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.
Мастер-класс №11
ПЛАТИТЕ ОБЩЕСТВУ ЗА ДОБРО
Третий краеугольный принцип меншизма — платить обществу за добро. Менша можно рассматривать как инвестора, которого не заботят доходы с капитала. Истинный доход для менша — это возможность отблагодарить общество, а не срубить побольше денег.
Это не означает, что менш обязательно должен быть богатым. В действительности, меншей среди богатых людей — меншинство. (Хотите узнать, что Бог думает о деньгах, — посмотрите, кому Он их раздает.)
Менш стремится отблагодарить общество за такие подарки, как:
• семья и друзья;
• духовная самореализация;
• хорошее здоровье;
• красота окружающего мира;
• экономическая успешность;
• хет-трик* время от времени.
Существует много разных «валют», в которых можно отплатить обществу. Деньги — лишь одна из них; в числе прочих — время, профессиональный совет, эмпатия. Менши с радостью делятся этой валютой с другими людьми. Суть в том, что они платят обществу за уже полученное от него добро, — а не инвестируют в него в ожидании дохода.
УПРАЖНЕНИЕ
Представьте, что ваша жизнь подошла к концу. Запишите три факта о себе, которые вы считаете достойными запоминания:
1. 2. 3.
* От англ. hat trick — 1) фокус со шляпой; 2) (в спорте) — три гола, забитых игроком за одну игру. — Прим. пер.
Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.
Как стать менгием
Чиво
В. Как избежать головокружения от успеха?
О. В этом смысле на меня оказали глубокое воздействие такие явления, как болезнь и смерть, И той, и другой плевать, что вы богаты, знамениты или влиятельны. И все ваши богатства, слава и власть ничего не значат, если вы больны или мертвы. Поэтому, когда чувствуете себя непобедимым, просто помните, что вас может не стать в долю секунды, а «самый богатый человек в больнице» или «самый богатый человек на кладбище» — хреновое самопозиционирование.
В. Как я могу делать коммерческие звонки и заключать бизнес-сделки без постоянного чувства, что я «впариваю» свой товар покупателю?
О. Если вы продаете нечто, в чем покупатель нуждается, то вы ни в коем случае не должны так себя чувствовать. Если вы все-таки не можете избавиться от этого ощущения — прекратите продавать этот товар либо продавайте его людям, которым он действительно нужен.
В. Не противоречат ли идеи милосердия и альтруизма основной цели бизнеса -делать деньги? Не выглядит ли милосердный человек в глазах потенциального инвестора мягкотелым, слабым - в общем, не способным к успешной предпринимательской деятельности?
О. Если потенциальный инвестор рассуждает таким образом, это характеризует в большей степени его, чем вас. Быть успешным, делая добро, — вполне реально. Это не взаимоисключающие понятия. Однако инвестор отнюдь не обязан участвовать в вашей благотворительной деятельности. И если хотите заниматься благотворительностью — делайте это за счет ваших собственных ресурсов, а не чьих-то еще.
В. Что, если мне, обычно отзывчивому и позитивному, иногда просто необходимо на кого-нибудь наорать?
О. Вот как раз для этого существует хоккей — хотя, чего уж там, сам грешен: бывало, срывался на людей и за пределами катка (на катке — тоже). Но ни к чему хорошему это не приводило. С годами я научился вовремя закрывать рот (либо не отправлять мейл) и отходить в сторону.
Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.
Мастер-класс №11
В. Люди постоянно просят у меня профессионального совета, но это отрицательно сказывается на моей способности выполнять текущую работу. Как же мне быть?О. Написать книгу и советовать всем купить ее.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Halberstam J. Everyday ethics: inspired solutions to real-life dilemmas. New York: Viking, 1993 (Хальберстам Дж. Каждодневная этика: божественные решения земных дилемм).
Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.
Послесловие
Книги сами по себе неплохи, но они —
весьма бескровная замена жизни.
Роберт Льюис Стивенсон
Спасибо, что прочли мою книгу. Вы инвестировали в нее ваши деньги и время. Взамен же, я надеюсь, вы получили представление о том, как изменить мир, привнеся в него нечто действительно значимое.
Также я надеюсь однажды познакомиться с вами. И если у вас будет при себе эта книга, вы сможете продемонстрировать мне сделанные вами заметки на полях, загнутые уголки страниц, подчеркнутый тут и там текст. Нет ничего более лестного для автора, чем видеть свою книгу изрядно потрепанной.
Время от времени, пожалуйста, заглядывайте на мою страничку www.guykawasaki.com: я выкладываю там всякие интересные материалы и даю полезные ссылки.
Ну что ж, не буду больше вас задерживать — я и так отнял у вас достаточно времени. А теперь отложите микроскопы, настройте телескопы — и приступайте к делу.
Гай Кавасаки
Пало-Альто, Калифорния
Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.
Алфавитный указатель
Абраме, Джеффри 22 агностики и атеисты 231-233
Б
байки
городские 160, 162
«о китайской газировке» 155
плохих кандидатов на работу 130-131
потенциальных партнеров 189
предпринимательские 152—157 Безос, Джефф 26 бизнес-модель
мнение женщин 30—31
разработка 29-31, 68 бизнес-план
пересмотр 94
привлечение консультантов 94
разработка 85-94
резюме 88-89 брендинг
евангелизм 203—206
заразительность 197-199, 204
инструкции 201-202
интерфейс 201-202, 234
слухи 221
тестирование нового продукта на родителях 202
человечность 209-210
бутстрэппинг
аутсорсинг 59, 109, 114-115 восходящий прогноз 99—100, 181
кассовый оборот против прибыльности 98—99, 123
люди с опытом (не нанимать) 102—103 неукомплектованность 114 продажа услуг 104-106
В
венчурные капиталисты
каверзные вопросы 157-158 как правильно им врать 152—157 чувство избранности 160-161 венчурный капитал
безупречность компании 147—148 заручиться рекомендацией 144—145 меценатский капитал 162-164 пасти котов 158—160 показать тягу 146—147 предьшвестиционный аудит 148,154,174 внутреннее предпринимательство 34—40 внутреннее лидерство 180, 183-184, 208 ВРЗ (Вехи, Расчеты, Задачи) 20, 31-33, 85
Г
Гейтс, Билл 21, 103, 127, 130
генератор программных заявлений Дилберта 22
глагольный потенциал (удачных названий) 52
Годин, Сет ПО, 120
Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.
Алфавитный указатель
д
Деври, Анри 228-229
делать добро 192, 247
Джобе, Стив
биография 26, 103, 126-127, 134 найм игроков первого разряда 122 новатор-одиночка (ложный образ) 35
ДИНАМО (Демонстрировать Интерес, Находя Аргументированные и Многообразные Отмазки) 158
Диснейленд 103
драгоценное касание Гая 198
Друкер, Питер 36, 42, 196, 200, 226-227
Е
евангелизм и евангелисты в случае Macintosh 205 вербовка 203-206 и брендинг 197, 204 и реклама 221
неуместность платы за помощь 208 формирование сообщества 207—208
Ж
женщины и их разумность 30—31
И
игроки первого разряда 122—125 имена покемонов 53 интуиция 35, 122, 131-135
К
Кавасаки, Гай
и ассистентки 230
и тиннитус 61, 81, 191
о смысле жизни 21
устройство на работу в Apple 134
шок от партнерства Apple-DEC 180-184
камикадзе 124 Кляйнер, Юджин 144 конкуренция
значение в позиционировании 151, 171, 197-198
упоминание в презентациях 88 «крестный отец» 36 Кристенсен, Клейтон 42, 92, 94, 232
Л
ликвидность 42, 67, 158, 167, 169, 171, 173, 220
Ломбарди, Вине 23
м
мантра 19, 22-24, 222
«Матрица» 111-112
мейл (искусство писать) 192-195
менш
плата обществу за добро 246
помощь людям 244
правильные поступки 245 микроскопов фаза 15—16, 28, 201, 249 «морские котики» 78 Морфеус 112-113, 118 мужчины и их идиотизм 31
н
наставники 12, 41, 87 непотребители 232—233
непредусмотренные способы использования продукта
аспирин в банках 200—201 новокаин 226
Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.
Омидьяр, Пьер 28, 103
Оруэлл, Джордж 126
ОС Windows 21, 49, 181,215,233
п
паранойя неопытных предпринимателей 40, 204
партнерство
взаимовыгодные сделки 39, 180, 183, 185-186, 195
и шмузинг 190-192
и юристы 180, 186-189
крупноформатные цели 180-182
ориентиры и результаты 181-182 патенты 78, 83, 108, 148, 155, 175 перезагрузить мозг 39 пилюля
красная 97, 111—113
синяя 111 позиционирование
выбор ниши 30, 39, 49-51, 104, 155
каскадирование сообщения 57-58
нейминг 51—53
персонализация продуктов и услуг 47
привлечение PR-фирм 28, 107, 221
следование течению 58-59
тест «от противного» 48, 56 поляризация общества 27 Порше, Фердинанд 27 презентации
буллиты 82—83
для инвесторов 68-69, 88-89
для партнеров 71—72
для покупателей 70-71
отвечать «человечку» 63-64
первая минута 62
подготовка площадки 74—75
правило 10/20/30 62-74
тренировки 80—81 премия Дарвина 31
программные заявления 19, 22-24, 32, 65 продажи — см. шаманизм публичные выступления
дискуссии, участие 217-219
отличие от презентаций 213
принципы эффективности 217 Р
разреженность воздуха 229 рекрутинг
игнорировать формальности 126—128
ЛПР (лица, принимающие решения) 129-130
никогда не расслабляться 136 не спешить с зарплатой 130 перепроверять интуицию 131—134 показывать козыри 128—130 проверять рекомендации 137-138
тест Стэнфордского торгового центра 134-135
Рок, Артур 143-144
С
самоубедительные продукты и услуги 99 Святой Грааль 85-86 Синатра, Фрэнк 143 Скалл.Джон 183-184 Скалли, Джон 183
совет директоров выгода 175
формирование 115-116, 129, 140
управление 164—166 создание значимого
и бизнес-модель 19-22 и красная пилюля 112 и привлечение капитала 163 и рекрутинг 125—126 роль в презентациях 62 стратегии выхода 60, 67, 69, 173 слоган 24, 56, 213, 219, 222
т
телескопов фаза 15, 249 тест-драйвы 234-236 тяга 146-147, 153,159
У
управленческая команда и сбор капитала 148
найм игроков первого разряда 122-125
роль в презентациях 69, 72, 88
Ф
финансовые прогнозы
в бизнес-планах 25, 88-93 и партнерство 181-182 привлечение консультантов 94
форма или функция 106-108
формула Кавасаки 173
футболки (дизайн) 219-220
X
Хайнц, Генри Джон 235
Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.
Алфавитный указатель
ц
Цзэдун, Мао 226
ч
четыре Р маркетинга 197 чистый доход 167-168
ш
шаманизм
«амулеты» ЛПР 230-231
давать клиентам высказаться 233—234
методы выявления потребителей 228-229
отказы как полезный опыт 237-239 пусть цветут 100 цветов 226—227
рынки-«гориллы» (не упускать) 227-228
тест-драйвы 234-236 управление 239-240 VIP-персоны 229 шмузинг 190—192
э
Эйнштейн, Альберт 162 Эллисон, Лэрри 154