Работа руководителя по качеству, система качества
В каждом из критических элементов предприятия - производственном, исследовательском, финансовом, кадровом и др., под общим руководством генерального директора работают руководители, ответственные за имеющиеся в их распоряжении ресурсы и за достижение хороших результатов в своей области. Одной из ключевых областей деятельности при этом является достижение общего качества продукции или услуги. Эта деятельность распространяется на все области, включая использование людских ресурсов и денег. Руководители по кадрам и финансам осуществляют услуги и отвечают за кадры и деньги в рамках всей организации.
Точно также, всегда имеется руководитель, осуществляющий, координирующий и контролирующий достижение качества в рамках предприятия. Не все сотрудники, работающие на фабрике, подотчетны отделу кадров. Не вся наличность на фабрике контролируется финансовым отделом. Точно также не предполагается, что все ключевые вопросы качества окажутся под контролем руководителя по качеству.
Каким образом руководитель по качеству может достигнуть целей обеспечения качества? На этот вопрос можно дать следующий ответ: “Путем выработки и создания Системы качества”.
Стандарт ISO 8402 определяет систему качества как:
“Совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством”.
В круг обязанностей руководителя по качеству входит разработка, формулировка и внедрение такой системы, которая бы учитывала нужды всех подразделений, имеющих отношение к качеству выпускаемой продукции или услуг. Пользуясь людскими и материальными ресурсами, имеющимися в отделе обеспечения качества, руководитель по качеству должен пропагандировать, координировать и контролировать эту систему, сравнивать фактические и требуемые характеристики качества, докладывать о возможностях его улучшения.
Характеристика руководителя по качеству
Мы указали на специфику работы и место руководителя по качеству и обсудили некоторые показатели, которым должен соответствовать стиль его работы. Каким требованиям должны соответствовать люди, подбираемые на эту должность в организации? Если им не удается найти для этого “супермена” или “супер-вумен”, то кто это может быть? Соответствующий человек должен:
- иметь сильную приверженность качеству и доброму имени организации;
- представлять себе весь круг мероприятий, связанных с деятельностью по обеспечению качества продукции или услуг;
- иметь твердый и независимый характер, не идти на компромиссы в отношении стандартов, установленных в организации;
- быть передаточным звеном, способным передавать точку зрения руководства на уровень цеха;
- иметь доверие и уважение со стороны потребителей и внешних агентств;
- понимать, как пользоваться стандартными методиками обеспечения качества, знать когда ими можно пользоваться, а когда нельзя.
- быть способным руководить ресурсами, имеющимися в распоряжении отдела, включая подготовку и обучение подчиненных.
- Порядок работы.
- Организуйте группы по два человека
- Для выбранной вами организации постройте структуру руководства и определите в ней место руководителя службы качества.
- Проанализируйте стили руководства организацией. Какой стиль руководства вы считаете предпочтительным при руководстве качеством и почему?
- Объясните роль руководителя по качеству в достижении общих задач организации.
- Каким требованиям должны соответствовать люди, подбираемые на должность руководителя по качеству в организации?
- Проанализируйте примерную структуру службы качества
- Ознакомьтесь с примерным Положением о службе качества