Заключительное предостережение
Стратегическое видение требует умения не поддаваться многочисленным соблазнам, а также дисциплины и готовности выполнить приказ. Слишком динамичное видение перестает быть таковым, и риск опрокинуться при «ловле волны» совершенно реален.
Уроки фатальных ошибок американских компаний =^=
Анализ некоторых грубейших ошибок в бизнесе позволяет выделить четыре смертельно опасных заблуждения:16
1. У нас слишком большие затраты на оплату труда. На самом деле заработная плата составляет лишь небольшой процент от добавленной стоимости. Более того, на наиболее эффективных производствах доля зарплаты превышает среднеотраслевую; просто они лучше используют и лучше мотивируют своих работников.
2. На дешевых товарах денег не заработать. На самом деле то, что вчера было дешевым (радиоприемником, полупроводниковым устройством), завтра вполне может стать основой для технологии, производства и маркетинга продукции класса «high-end».
3. Мы не можем это продать. Американские компании пытались продавать самые разные товары, начиная от микроволновых печей (крупные производители бытовой техники) и заканчивая факсимильными аппаратами {Xerox, первой представившая серийный телефакс), используя свои традиционные маркетинговые методы. В действительности продвижение инновационных товаров требует использования новых решений.
4. Дешевле приобрести новый бизнес, чем развивать его самостоятельно. Отношение к СБЕ как к автономным фирмам, которые легко покупаются и продаются, препятствует достижению синергизма между ними, переключает внимание на внешние способы вложения капитала (хорошо там, где нас нет) и заставляет относиться к необходимым для выживания инвестициям как к рядовым капиталовложениям.
Часть III. Альтернативные стратегии бизнеса
Главные идеи
• Ориентированная на создание УКП стратегия должна быть ценной для рынка и подкрепляться невоспроизводимыми конкурентами активами и компетенциями. Наиболее распространенными УКП являются репутация производителя высококачественных товаров, поддержка покупателей и узнаваемая торговая марка.
• Устойчивость синергизма объясняется тем, что он базируется на уникальных характеристиках организации.
• Стратегический оппортунизм сфокусирован на настоящем, когда основное внимание уделяется существующим возможностям и стратегическим альтернативам. Стратегическое же видение предполагает долгосрочную перспективу и минимум изменений в стратегии. Оппортунизм нередко ведет к стратегическому дрейфу, видение — к стратегической неуступчивости.
• Стратегические намерения соединяют стратегическое видение и устойчивую одержимость. Использованию организацией стратегических возможностей и устранению стратегических проблем способствует ее стратегическая гибкость.
Темы для обсуждения
1. Что такое устойчивое конкурентное преимущество? Определите УКП для компаний Dell, P&G, Tide и Citibank.
2. Выберите товарный класс и несколько крупных торговых марок. Каковы точки паритета и точки отличия для каждой торговой марки? Установите связь между точками паритета и ключевыми факторами успеха, а также между точками отличия и устойчивыми конкурентными преимуществами.
3. Что такое синергизм? Каковы источники синергизма? Приведите примеры. Почему столь трудно добиться синергизма?
4. Что такое стратегическое видение и в чем его отличие от стратегического оппортунизма? Что такое стратегический дрейф и стратегическая неуступчивость? По какой причине они возникают? Можете ли вы привести какие-либо примеры помимо тех, которые были упомянуты в данной главе? Привели ли ошибочные стратегические решения к возникновению серьезных проблем или их причиной были внутренние организационные недостатки? Что такое динамичное видение и насколько реально его осуществление? Действительно ли компания Schwab продемонстрировала динамичное видение?
Глава 8. Создание устойчивых конкурентных преимуществ 239
5. Сравните стратегическое видение и стратегические намерения. Проиллюстрируйте свой анализ примерами.
6. Проиллюстрируйте соответствующими примерами стратегическую гибкость.
Примечания
1. Kevin Lane Keller, Strategic Brand Management, 2nd edition, Upper Saddle River, New Jersey: Prentice-Hall, 2003, pp. 131-136.
2. David A. Aaker, «Managing Assets and Skills: The Key to a Sustainable Competitive Advantage», California Management Review, Winter 1989, pp. 91-106.
3. Noel M. Tichy, «Revolutionize Your Company», Fortune, December 13, 1993, pp. 114-118.
4. Louis V. Gertner, Jr., Who Says Elephants Can't Dance?, New York: Harper Business, 2002.
5. Neil Gross and Robert D. Hof, «Sega!» Business Week, February 21, 1994, pp. 66-71.
6. К. Прахалад и Г. Хэмел. Стержневые компетенции корпорации // Минц-берг Г., КуиннДж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. — СПб.: Питер, 2001. В предлагаемой вашему вниманию книге мы используем термин «стержневые активы и компетенции», более широкий, чем понятие «стержневых компетенций» К. Прахалада и Г. Хэмела.
7. George Stalk, Philip Evans, and Lawrence E. Shulman, «Competing on Capabilities: The New Rules of Corporate Strategy», Harvard Business Review, March-April 1992, pp. 57-69.
8. Keith H. Hammonds, «Coming's Class Act», Business Week, May 13, 1991, pp. 68-76.
9. Adrian J. Slywotzky, Value Migration, Boston: Harvard Business School Press, 1996.
10. Kenichi Ohmae, «Companyism and Do More Better», Harvard Business Review, January-February 1989, pp. 125-132.
11. Michael L. Tushman and Charles A. O'Reilly III, Winning through Innovation: A Practical Guide to Leading Organizational Change and Renewal, Boston: Harvard Business School Press, 1997.
12. Slywotzky, Value Migration.
13. К. Прахалад и Г. Хэмел. Стратегические намерения // Минцберг Г., КуиннДж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. — СПб.: Питер, 2001.
14. Ira С. Magaziner and Mark Patinkin, «Fast Heat: How Korea Won the Microwave War», Harvard Business Review, January-February 1989, pp. 83-92.
15. Peter T.Johnson, «Why I Race against Phantom Competitors», Harvard Business Review, September-October 1988, pp. 106-112.
16. Thomas A. Stewart, «Lessons from U.S. Business Blunders», Fortune, April 23, 1990, pp. 128-138.
Глава 9
Стратегические направления
С тех пор как в рекламе соли «Morton» появилась девочка
в желтом дождевике, объявившая, что «когда дождь идет,
он переливается», ни один уважающий себя рекламист не имеет
права считать, что его товар может быть сравним с чем-нибудь.
Малькольм Макдугал, Jordan Case McGrath
Если у тебя нет конкурентного преимущества —
не конкурируй.
Джек Уэлч, GE
Вы не можете полагаться на свои глаза, когда ваше воображение не в фокусе.
Марк Твен
Стратегия бизнеса, согласно определению из главы 1, включает в себя четыре компонента: решение об инвестировании в товар-рынок, предложение ценности для покупателя, активы и компетенции организации и функциональные стратегии и программы. Для каждой конкретной отрасли и организационного контекста стратег может предложить бесчисленное количество способов ведения конкурентной борьбы. Это всегда предполагает рассмотрение альтернативных рынков, субрынков, возможностей для расширения товарной линии и создания новых товаров. Варианты стратегии могут определяться ошеломляющим множеством предложений ценности, каждое из которых обладает своими собственными нюансами и поворотами. Компании могут создавать, поддерживать, использовать и сочетать сотни возможных активов и компетенций; кроме того, потенциально существуют тысячи эффективных стратегий и программ.
Однако, как правило, стратегии бизнеса группируются вокруг ограниченного количества стратегических направлений — определенных предложений ценности для товарного рынка, поддерживаемых акти-
Глава 9. Стратегические направления
вами и компетенциями, а также функциональными стратегиями и программами. К числу общепринятых стратегических направлений относятся качество, фокусирование (на товаре или рынке), ценность, инно-вационность, близость к покупателю или глобальность. Каждое из этих направлений необходимо адаптировать к конкретному контексту, но все они должны предлагать покупателям ясную и четкую ценность и поддерживаться активами и компетенциями, а также функциональными стратегиями и программами.
Изучение этих стратегических направлений (или опционов) может помочь вам при оценке и разработке стратегий бизнеса. Чтобы добиться успеха, вы должны проявлять креативность и «забрасывать широкую сеть»: наличие набора потенциально жизнеспособных опционов может стать гарантией того, что вы рассмотрели все многообещающие альтернативы. Кроме того, знание доступных вариантов выбора позволяет вам достичь более полной и реалистичной оценки вероятности успеха для предлагаемого стратегического направления. Наконец, понимание ключевых моментов, определяющих успех различных опционов, способствует разработке программ, предназначенных для осуще-. ствления бизнес-стратегий.
Компания может выбрать для себя более одного стратегического направления — так сказать, одновременно прогуливаться и жевать резинку. Данная ситуация не относится к категории «или/или». На самом деле большинству успешных стратегий присуще объединение нескольких стратегических направлений. Однако серьезное понимание каждого из них может направлять вас не только в процессе принятия решения об использовании конкретного направления, но и в определении присущей ему роли и приоритетности в рамках общей стратегии. Какое из них следует выбрать? Как могут взаимодействовать различные направления? Способ их объединения может стать определяющим для достижения успеха.
Что такое эффективная стратегия бизнеса
Какое стратегическое направление или набор направлений должны составлять основу бизнес-стратегии? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть каждое направление с точки зрения того, содержит ли оно реальное и воспринимаемое предложение ценности и отличается ли оно релевантностью, устойчивостью и осуществимостью. Цель такого анализа состоит в определении не только потенциального влияния стратегического направления, но также присущей ему ограниченности и вероятности реализации.
Часть III. Альтернативные стратегии бизнеса
Создание истинной ценности для потребителя
Прежде всего эффективная стратегия бизнеса должна создавать добавленную ценность для потребителей. Здесь следует различать ценность мнимую и истинную. К примеру, предоставление комплекса финансовых услуг в одном месте обладало гораздо меньшей ценностью для покупателей, чем предполагалось в момент первой попытки его реализации в начале 1980-х гг. Об этом примере синергизма, который так никогда и не был претворен в жизнь, будет рассказано в главе 14. Присутствие имени «Bayer» на других лекарствах, кроме аспирина, оказалось намного менее ценным в сравнении с ожиданиями компании знаком для американских покупателей. Таким образом, производителю не удалось перенести ценность имени «Bayer» на другие товары.
Истинность ценности во многом определяется созданием точки отличия не с позиций фирмы (и в частности, с точки зрения производства), а непосредственно для покупателей. Как выбранная точка отличия повлияет на впечатления потребителя от покупки и использования товара? В чем состоит ее суть: в снижении затрат, в повышении функциональности, в большем удовлетворении? Здесь уместно вспомнить о концепции неудовлетворенных потребностей и покупательских проблем (см. главу 3). Подтверждают ли исследования рынка, что ценность является добавленной, с точки зрения покупателя?
Обеспечение воспринимаемой ценности
Следует отметить, что добавленная ценность должна быть правильно воспринята покупателями. Возможно, проблема заключает в коммуникативных трудностях отражения ценности либо в полном отсутствии такого рода коммуникаций. Так, покупатель может и не знать, что в закусочных Burger King его ждет удобная система заказа блюд, а автомобили Subaru отличаются эффективной тормозной системой. Быть может, покупатель не имел возможности вступить в соответствующие коммуникации, или же его не удовлетворяет форма полученного сообщения (правдоподобность, запоминаемость, стиль), или он не считает атрибут или услугу релевантной или ценной.
Проблема воспринимаемой ценности приобретает особую остроту в тех случаях, когда покупатель не имеет возможности адекватно оценить добавленную ценность товара или услуг (безопасность авиаперелетов или услуги дантиста). Для того чтобы разобраться в различиях конкурирующих торговых предложений, покупателю придется затратить значительное время и усилия. Большинство же потребителей делают выводы, исходя из косвенных признаков, таких как внешний вид
Глава 9. Стратегические направления
авиалайнера или профессионализм служащих приемной стоматологической клиники. Следовательно, задача фирмы состоит в управлении такого рода сигналами или признаками добавленной стоимости.