Понятие и участники бюджетного процесса
Финансово-бюджетная политика государства осуществляется в ходе работ, проводимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюджетного процесса.
Бюджетный процесс – это совокупность действий органов государственной власти и местного самоуправления, связанных с составлением, рассмотрением, утверждением и исполнением соответствующих бюджетов.
Таким образом,бюджетный процессвключаетчетыре стадии бюджетной деятельности:
1. Составление проектов бюджетов;
2. Рассмотрение и утверждение бюджетов;
3. Исполнение бюджетов;
4. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями (правами и обязанностями).
Участниками бюджетного процесса являются:
§ Президент РФ: представляет ежегодное бюджетное послание, утверждает федеральный бюджет и контролирует его исполнение.
§ Высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования: утверждает соответствующий бюджет и контролирует его исполнение.
§ Законодательные (представительные) органы государственной власти (Совет Федерации и Государственная Дума) и представительные органы местного самоуправления: рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия.
§ Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований): обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия.
§ Центральный банк РФ: разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно - кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.
§ Органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата и контрольно-счетные органы на местах): осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.
§ Органы управления государственными внебюджетными фондами.
§ Главные распорядители бюджетных средств:
– обеспечивают результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств;
– формируют перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
– ведут реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
– осуществляют планирование соответствующих расходов бюджета, составляют обоснования бюджетных ассигнований;
– составляют, утверждают и ведут бюджетную роспись, распределяют бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняют соответствующую часть бюджета;
– вносят предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и сводной бюджетной росписи;
– формируют и утверждают государственные (муниципальные) задания;
– обеспечивают контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных и иных субсидий, условий, установленных при их предоставлении;
– организуют и осуществляют ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;
– формируют бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;
– осуществляют иные бюджетные полномочия.
§ Распорядители бюджетных средств:
– осуществляют планирование расходов бюджета;
– распределяют бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняют соответствующую часть бюджета;
– вносят предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;
– осуществляют отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находятся.
§ Главные администраторы доходов бюджетов:
– формируют перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;
– представляют сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;
– представляют сведения для составления и ведения кассового плана;
– формируют и представляют бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;
– осуществляют иные бюджетные полномочия.
§ Администраторы доходов бюджетов:
– осуществляют начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
– осуществляют взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
– принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
– принимают решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;
– формируют и представляют главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;
– осуществляют иные бюджетные полномочия.
§ Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета:
– формируют перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
– осуществляют планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;
– обеспечивают адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета;
– распределяют бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполняют соответствующую часть бюджета;
– организуют и осуществляют ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;
– формируют бюджетную отчетность главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.
§ Администраторы источников финансирования дефицита бюджета:
– осуществляют планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;
– осуществляют контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета;
– обеспечивают поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета;
– формируют и представляют бюджетную отчетность;
– осуществляют отдельные бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, в ведении которого находятся;
– осуществляют иные бюджетные полномочия.
§ Получатели бюджетных средств:
– составляют и исполняют бюджетную смету;
– принимают и (или) исполняют в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
– обеспечивают результативность, целевой характер использования предусмотренных им бюджетных ассигнований;
– вносят соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;
– ведут бюджетный учет либо передают на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);
– формируют и представляют бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
– исполняет иные полномочия.