Бюджетное устройство и бюджетная система государства
Бюджетное устройствопредставляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения. В свою очередь, под бюджетной системойпонимается совокупность бюджетов всех уровней, действующих на территории страны. Так, в унитарных государствах бюджетная система включает в себя два уровня, например,
в Республике Беларусь – республиканский и местные бюджеты. Местные бюджеты, в свою очередь, подразделяются следующим образом:
· бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
· бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
· бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет
г. Минска).
Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском с целью выравнивания их экономического и социального развития. Кроме того, бюджетам областей и города Минска при недостаточности у них средств для финансирования отдельных видов расходов из средств республиканского бюджета могут выделяться:
1) дотации – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств;
2) субвенции – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели;
3) субсидии – денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы либо юридическим и физическим лицам
в виде помощи или пособия.
Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и иных мероприятий, проводимых на соответствующей территории.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней: федерального бюджета, бюджетов членов федерации
(например, штатов – в США), местных бюджетов. Как в унитарных, так и в федеративных государствах все уровни бюджетов существуют самостоятельно и не входят своими доходами и расходами в вышестоящие бюджеты.
Свод всех бюджетов на соответствующей территории называется консолидированным бюджетом. Так, консолидированный бюджет района включает в себябюджеты сельских советов, поселков городского типа, городов районного подчинения и районный бюджет. Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения и областного бюджета. В консолидированный бюджет Республики Беларусь включаются консолидированные бюджеты областей, бюджет города Минска и республиканский бюджет. Кроме того, как уже отмечалось, в состав республиканского и местных бюджетов входят целевые бюджетные фонды.
Бюджетные системы современных государств имеют существенные отличия, однако, несмотря на это, базируются на следующих общепризнанных принципах:
· принцип единства, который обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, единой информационной базой данных и т. п.;
· принцип полноты отражения, означающий, что все доходы и расходы бюджетов, которые определены законодательством страны, подлежат обязательному отражению в бюджетах в полном объеме;
· принцип реальности, обеспечивающий финансирование расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета;
· принцип гласности, подразумевающий открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о бюджете на очередной год;
· принцип самостоятельности, который обеспечивается наличием собственных источников доходов у бюджетов различных уровней и правом соответствующих государственных органов самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, т. е. составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
Кроме вышеперечисленных, можно также выделить принципы эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого назначения, ответственности участников бюджетного процесса и др.
Все вышеперечисленные принципы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.