Бюджетная система и бюджетное устройство

Для выполнения своих ф-й гос бюджет имеет разветвленную сеть стр-х подразделений, которые обеспечивают концентрацию ден средств и фин-е опр программ и мероприятий на различных уровнях упр-я. Такая сеть стр-х подразделений образует бюдж систему. БС - это сов-сть всех бюджетов, действующих на различных террит уровнях страны.

Стр-ра БС гос-ва опр-тся его бюдж устройством, которое соотв-ет системе органов власти. Кол-во уровней БС зависит от адм-тер деления страны, так как каждый орган гос власти имеет свой бюджет. Понятие бюдж устройства гос-ва включает организацию и принципы форм-я системы бюджетов различных уровней; взаимоотношения между ними; бюджетные права и бюджетный процесс. Бюджетное устройство страны опр-тся гос устройством.

Различают 2 вида БУ: унитарное (простое) и федеральное (сложное).

В унитарных гос-х БС имеет 2 осн ур: общегос и местные бюджеты. Орган гос управления может быть единым или многоуровневым, но контроль за выполнением ф-й гос власти закреплен за центральным правительством. Большинство из сущ-х в мире гос-в являются унитарными. К ним относятся многие страны: Италия, Ирландия, Франция, Турция, Япония, РБ.

В федеральных гос-х БС состоит из 3х уровней: общегос бюджет; бюджеты субъектов федерации; местные бюджеты.

Гос-ва с федеральной системой: Российская Федерация, США, Канада.

Каждый вид БУ имеет свои преимущества и недостатки.

БУ Преимущества Недостатки
Унитарное Централизация фин ресурсов в руках центрального правительства позволяет контролировать бюджетные потоки, оперативно направлять их на общегос цели, опр гос и местные программы Ущемление инициативы на местах, отсутствие гибкости и неповоротливости бюрократической машины.
Федеральное Децентрализованное принятие бюджетных решений, но и распределение полномочий, разделение гос власти, обеспечение множественности нац суверенитетов. Усложнение процедуры контроля за бюдж ср-ми, дублирование бюдж программ и размывание ответственности.

Бюджетная система РБ в соответствии с Конституцией состоит из 2х уровней: республиканского и местных бюджетов. Республ бюджет обеспечивает необходимыми ден ср-ми фин-ние мероприятий, имеющих общегос значение, играет первостепенную роль в регулировании эк процессов страны. В нем сосредоточено более половины всех централизованных ресурсов страны. Местные бюджеты обеспечивают необх ресурсами выполнение ф-й местных органов власти, существенно воздействует на уд-ние бытовых, соц потребностей населения, материальный и культурных уровень жизни граждан соотв-го региона.

Местные бюджеты состоят из: 1. Бюджетов первичного уровня – сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения); 2. Бюджетов базового уровня – районные и городские (городов областного подчинения);

3. Бюджетов обл уровня – областные бюджеты и бюджет г. Минска.

Свод бюджетов отдельных уровней гос-ва - консолидированный бюджет.

Конс бюджет р-на состоит из бюджетов сельских советов, поселков гор типа, городов р-го подчинения, расположенных на территории района, и районного бюджета. Конс бюджет области складывается из конс бюджет р-нов, бюджетов городов обл подчинения, расположенных на территории области, и обл бюджета.Конс бюджет РБ включает республ бюджет, конс бюджеты областей и бюджет г. Минска.

Устройство БС основывается на принципах: единства; полноты; сбалансированности; гласности; самостоятельности; эф-сти исп-я бюдж средств; общего покрытия расходов; достоверности; адресности и целевого назначения бюдж средств; ответственности участников бюдж процесса.

Бюджетный процесс

БП - регламентируемая зак-вом деят-сть гос органов, иных участников БП по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении.

Указанные стадии осущ-тся в течение бюдж периода - срока действия утвержденного бюджета. В РБ бюдж период составляет 12 мес с 1.01по 31.12.

Различают также счетный период - это бюдж период и льготный период после его окончания (1 месяц), в течении которого совершаются операции по обяз-м, принятым в период исполнения бюджета за прошедший фин год.

Деят-сть гос-ва в течение срока от начала составления гос бюджета до утверждения отчета об его исполнении называется бюдж циклом.

Участниками БП являются Президент, Парламент, Правительство, местные Советы депутатов, местные исполнит и распорядит органы, органы Комитета гос контроля, Нац банк, иные гос органы, на которые в соотв с зак-вом возложены права и обязанности по рег-ю бюдж отношений.

Составление проектов республ бюджета и местных бюджетов на очередной фин год осущ-тся в целях опр-ния объема ден средств, необх для вып-я ф-й гос органов РБ, эк и соц развития страны и соотв адм-тер единиц.

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов основных параметров эк развития и важнейших денежно-кредитных показателей, основных направлений бюджетно-фин и налоговой политики, включая среднесрочную фин программу.

Прогноз основных параметров эк развития составляет Министерство эк-ки, а прогноз параметров важнейших денежно-кредитных показателей на три года - Нац банк. Эти прогнозы разрабатываются на три года, ежегодно уточняются до 1 апреля года, предшествующего плановому году, и представляются в Мин-во Ф. На основе этих документов Мин-вом Ф составляется проект основных направлений бюджетно-фин и налоговой политики и не позднее 1 мая вносится на рассмотрение Правительства и служит основой при разработке проекта республ бюджета и расчетных показателей по конс бюджет РБ на очередной фин год.

Разработка проекта республ бюджета осущ-тся правительством не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного фин года. Составление проектов бюджетов проводится Мин-м Ф РБ и местными фин органами.

Форм-е местных бюджетов осущ-тся в рамках единого с республ БП. Это накладывает опр специфику форм-я местных бюджетов.

Процесс составления местных бюджетов начинается в первичных звеньях бюджетах р-нов и городов. Р-ные и городские фин отделы опр-ют возможность сбора собственных, закрепленных, а также разделенных налогов. Одновременно опр-тся расходы базовых местных бюджетов. Планируемые данные по доходам и расходам передаются в вышестоящий фин орган – обл фин отдел или управление,где опр-тся областной бюджет, а также возможности покрытия дефицита бюджетов р-нов и городов.

След этап бюджетирования осущ-тся в Мин-ве Ф. Здесь проводится «стыковка» всех местных бюджетов с республ и их «встраивание» в единый гос бюджет. Особенностями данного этапа являются опр-ние конс бюджета и размера дотаций, субсидий, субвенций местным бюджетам за счет средств республ бюджета; уточнение и корректировка доходов бюджетов р-нов, городов и обл бюджетов.

Очередной этап БП связан с рассм-ем проекта гос бюджета в Правительстве РБ. Здесь изучаются местные бюджеты и республ бюджет с позиции их взаимосвязей и взаимозависимостей в едином БП. После рассмотрения проект гос бюджета направляется Президенту, которому дано право собирать Совет губернаторов областей, руководителей ведущих министерств и ведомств с целью корректировки местных и республ бюджетов в составе гос бюджета.

Затем проект бюджета на позднее 1 октября передается в Нижнюю палату представителей для парламентских слушании и его принятия, а затем - в Верхнюю палату - Совет Республики для одобрения.

Затем проект гос бюджета передается Президенту для подписания. В последствии проект принимает силу закона.

Заключительный этап бюдж процесса связан с утверждением местных бюджетов на местах: в областях - областными Советами депутатов; в районах и городах — районными и городскими Советами депутатов. Утверждаются эти документы после утверждения республ бюджета и, как правило, после начала бюджетного года - в январе-феврале.

Таким образом, особенностью бюджетирования в Республике Беларусь является то, что процесс планирования, утверждения и доведения окончательных размеров местных бюджетов «встроен» в единый гос бюдж процесс и целиком зависит от решения центральных органов управления.

Окончательное составление местных бюджетов осущ-тся после утверждения вышестоящими местными Советами депутатов нормативов отчислений от регулирующих доходов в соотв местные бюджеты.

Закон о республиканском бюджете и решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной фин год подлежат официальному опубликованию.

Важной составляющей БП является исполнение бюджета - комплекс мероприятий направленных на полное и своевременное поступление доходов в бюджет, на их расходование в соотв с утвержденными бюдж назначениями. Исполнение республ и местных бюджетов осущ-тся на основе Закона о республ бюджете и решений местных советов депутатов на очер фин год.

Заверш этапом БП является составление органами казначейства отчета об исполнении республ бюджета за истекший период и предоставление его на рассм-е Правительству РБ. Одобренный им проект закона об утверждении отчета об исполнении республ бюджета за отч год представляется През-ту, который вносит его в Палату представителей для утверждения в срок не более пяти месяцев со дня окончания отч фин года.

Отчеты об исполнении местных бюджетов составляются в эти же сроки местными фин органами и представляются в соотв местный исполнительный и распорядительный орган и фин орган. Областные и Минский городской исполнит комитеты представляют отчеты в Мин-во Ф.

Наши рекомендации