Различные модели трансформации отчетности, составленной по российским правилам в формат МСФО
Тема 10. Составление отчетности в соответствии с МСФО российскими предприятиями
Цель: изучение различных моделей трансформации финансовой отчетности в формат МСФО. Задачи: · рассмотреть понятие трансформации отчетности в формат МСФО; · рассмотреть различные методы трансформации отчетности, составленной по российским правилам, в формат МСФО; · рассмотреть порядок трансформации, используемый в различных моделях, преимущества и трудности, присущие им; · рассмотреть параллельный учет и порядок его ведения. |
Содержание
| Версия для печати Хрестоматия Практикумы Презентации Тьюторы Тесты |
Понятие трансформации в формат МСФО
Проблема трансформации отчетности в формат МСФО актуальна практически для всех предприятий на территории РФ, еще не составляющих такую отчетность. Так, даже если компания будет должна согласно законодательству вести учет в соответствии с МСФО, чтобы перейти к такому порядку, сначала потребуется применить методы трансформации.
В общем виде трансформация означает перегруппировку учетной информации в иные бухгалтерские стандарты.
Процесс трансформации финансовой отчетности, составленной по российским правилам, проводится после окончания отчетного периода. Он не требует ежедневных усилий в течение отчетного периода по ведению учета согласно МСФО. Однако если компания заинтересована в постоянном контроле за результатами своей деятельности, то, безусловно, следует непрерывно отражать хозяйственные операции по правилам МСФО, чтобы видеть реальное положение дел.
Могут быть выделены следующие процедуры трансформации финансовой отчетности в формат МСФО.
1. Изучение общих требований к составлению отчетности в формате МСФО.
2. Сравнительный анализ МСФО и РСБУ.
3. Составление учетной политики по МСФО впервые и ее дальнейшее изменение.
4. Выявление и уточнение области корректировок.
5. Установление порядка трансформации форм отчетности.
6. Определение источников информации для трансформации отчетности.
7. Подготовка информации для трансформации.
8. Выбор используемых видов корректировок и порядок их осуществления.
9. Составление списка корректировок для отдельных периодов.
10. Предварительное установление содержания форм отчетности.
11. Подготовка корректировочных таблиц.
12. Осуществление корректировок для баланса и отчета о прибылях и убытках.
13. Завершение составления баланса и отчета о прибылях и убытках.
14. Составление отчета о движении денежных средств и отчета об изменениях в капитале.
15. Составление примечаний к формам отчетности.
16. Подготовка дополнительных разделов отчетности.
17. Проверка сделанных раскрытий.
18. Раскрытие влияния перехода на МСФО.
19. Подготовка дополнительной информации для пользователей.
Определяя этапы, следует помнить, что их последовательность не может быть никем строго задана и предприятие должно выбрать удобный для себя порядок действий.
Различные модели трансформации отчетности, составленной по российским правилам в формат МСФО
На текущий момент можно выделить три методики, которые позволяют формировать международную отчетность в условиях нормативно навязываемых различий между международной практикой и национальными требованиями. Это:
· организация независимого параллельного учета;
· использование специализированного программного обеспечения;
· внедрение технологии трансформационных таблиц.
Для составления отчетности в формате МСФО необходимо провести соответствующую подготовку общего характера: обучение работников бухгалтерии МСФО, освоение процессом трансформации отчетности, определение варианта составления отчетности согласно МСФО.
Для определения объема затрат в первую очередь нужно установить:
· что выгоднее предприятию — вести параллельный учет или делать трансформации;
· кто будет заниматься отчетностью в формате МСФО (или вести параллельный учет) — специально приглашенные специалисты (аудиторская или консалтинговая фирма и т. п.) или собственные сотрудники.
Вопрос о том, задействовать собственные силы или приглашать специалистов со стороны, решают в зависимости от сложившейся в компании ситуации, а также ряда внешних факторов.
Процесс ведения параллельного учета либо трансформации собственными силами может быть осуществлен:
· работниками бухгалтерии;
· работниками специально организованного отдела (на основе бухгалтерии и планово-экономического отдела).
Далее требуется составить программу и подробный план проведения всех работ с указанием:
· источников и объемов финансирования;
· сроков и объемов необходимых работ;
· перечня документов, которые следует подготовить;
· источников информации, которые будут использованы.
Кроме того, следует:
· выделить участки работы и назначить ответственных по ним;
· довести до сведения всех сотрудников принятый план работы.