Ценные бумаги, классификация, разновидности
Ценная бумага — документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский Кодекс РФ также определяет, что с передачей ценной бумаги все указанные ею права переходят в совокупности. В определенных случаях для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном).
Ценные бумаги можно классифицировать по следующим признакам:
v срок существования: срочные (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и отзывные) и бессрочные;
v форма существования: бумажная (документарная) или безбумажная (бездокументарная);
v порядок фиксации владельца: именные, предъявительские, ордерные;
v форма обращения (порядок передачи): передаваемые по соглашению сторон (путем вручения, путем цессии) или ордерные (передаваемые путем приказа владельца — индоссамента);
v форма выпуска: эмиссионные или неэмиссионные;
v регистрируемость: регистрируемые (государственная регистрация или регистрация ЦБ РФ) и нерегистрируемые;
v национальная принадлежность: российские или иностранные;
v вид эмитента: государственный (федеральный или муниципальный) и негосударственный (корпоративный или частный);
v обращаемость: рыночные или нерыночные;
v цели использования: инвестиционные (цель — получение дохода) или неинвестиционные (обслуживают оборот на товарных рынках);
v уровень риска: безрисковые или рисковые (низкорисковые, среднерисковые или высокорисковые);
v наличие начисляемого дохода: бездоходные или доходные (процентные, дивидендные, дисконтные);
v номинал: постоянный или переменный.
Ценные бумаги в контексте российского законодательства:
v Согласно российскому законодательству к ценным бумагам относятся:
v Акция
v Банковская сберегательная книжка на предъявителя
v Вексель
v Депозитный сертификат
v Двойное складское свидетельство
v Закладная
v Инвестиционный пай
v Ипотечный сертификат участия
v Коносамент
v Облигация
v Опцион эмитента
v Простое складское свидетельство
v Приватизационные ценные бумаги
v Российская депозитарная расписка
v Сберегательный сертификат
v Чек
Рентабельность и ее виды
Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.
Рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности. Комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств.
Виды рентабельности
l рентабельность продаж (оборота)
l рентабельность собственного капитала
l рентабельность активов
l рентабельность производства
l рентабельность продукции
l Рентабельность инвестиций
Основные принципы планирования
Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.
Принципы:
1. Принцип обоснованности целей и задач предприятия
2. Принцип системности (система планов)
3. Принцип научности (применение научно обоснованных прогрессивных норм)
4. Принцип непрерывности (параллельное сочетание текущего и перспективного плана)
5. Принцип сбалансированности плана (взаимосвязи разделов плана, потребностями в ресурсах и их наличием)
6. Принцип директивности (в соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия)