№ | Причина ошибки | Ошибка | Исправление ошибки |
| Неправильный выбор предлога к зависимому слову | Умный человек не демонстрирует свое превосходство перед кем-либо. | Умный человек не демонстрирует свое превосходство над кем-либо. |
| Употребление неверно выбранной падежной формы зависимого слова | Заведующий кафедры был у ректора. | Заведующий (чем?) кафедрой был у ректора. |
| Неправильный выбор падежной формы зависимого слова при предложном управлении | Согласно приказа директора введена новая должность. Вопреки предсказаний. | Согласно (чему?) приказу директора введена новая должность. Вопреки предсказаниям. |
| Неуместное использование предлога в беспредложной конструкции | Разъяснение о смысле указа. | Разъяснение (чего?) смысла указа. |
| Отсутствие предлога в предложной конструкции | Потребность средств для производства. | Потребность (в чем?) в средствахдля производства. |
№ | Причина ошибки | Ошибка | Исправление ошибки |
| Одновременное употребление сочинительных и подчинительных союзов | Как только перестал дождь, имы отправились домой. | Как только перестал дождь, мы отправились домой. |
| Пропуск либо избыточность соотносительных слов (указательных местоимений, наречий) в гл. части предложения | Администрация города следит, чтобы многодетные семьи ни в чем не нуждались. Он пишет то, что возмущен этим случаем. | Администрация города следит за тем, чтобы многодетные семьи ни в чем не нуждались. Он пишет, что возмущен этим случаем. |
| Пропуск союза, либо его лишнее, избыточное употребление, либо употребление одних союзов вместо других, либо употребление рядом двух однозначных союзов (но однако…, что будто бы…) | Преданность Гринева Маше Мироновой проявилась в том, когда девушка была в руках злодеев, он спас ее. Автор пишет, что будто бы... что как он добился... Когда опасность миновала, хозяин догадался, за что слон не слушал его. | Преданность Гринева Маше Мироновой проявилась в том, что, когда девушка была в руках злодеев, он спас ее. Автор пишет, будто бы… как он добился… Когда опасность миновала, хозяин догадался, почему слон не слушал его. |
| Загромождение сложного предложения придаточными | Когда утром казаки встали, Тарас удивился, когдаувидел, что среди них не было Андрия. | Когда утром казаки встали, Тарас удивился, что среди них не было Андрия. |
| Разнотипность частей предложения: придаточное предложение и член простого предложения | На конференции обсуждалась ситуация в регионе и нет ли возможности получить дополнительные финансовые средства. | На конференции обсуждалась ситуация в регионе и возможность получения дополнительных финансовых средств. |
| Использование синтаксически неоднородных конструкций в качестве однородных | Для получения прибыли и чтобы компенсировать затраты на рекламу, издательство увеличило цену книги. | Чтобы получить прибыль и компенсировать затратына рекламу, издательство увеличило цену книги. |
| Отделение придаточного определительного от определяемого слова в сложной конструкции | Каждый тракторист закреплен за трактором, который следит за его состоянием. | Каждый трактор закрепленза трактористом, который следит за его состоянием. |
| Несоотнесенность видовременных форм глаголов-сказуемых | Незнакомая женщина сказала, что знает о новом спектакле и хотела бы встретиться с исполнительницей главной роли. | Незнакомая женщина сказала, что знает о новом спектакле и хочет встретиться с исполнительницей главной роли. |
Способ оформления | Пример |
1) предложениями с прямой речью | Пушкин писал Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» |
2) предложениями с косвенной речью | А.П. Чехов подчёркивал, что «...праздная жизнь не может быть чистою». |
3) предложениями с вводными словами | По словам Горького, «искусство должно облагораживать людей». Прочитав этот текст А. Вертинского, мы со стыдом убеждаемся, как мало знаем о своих выдающихся людях и как, по справедливому упреку Пушкина, «мы ленивы и нелюбопытны». |
В письменной речи цитаты заключаются в кавычки. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием |