Методические указания к выполнению задания 3.6
Министерство финансов Российской Федерации совместно с Федеральной налоговой службой рассмотрело обращение Центрального банка Российской Федерации от 14.12.2010 N 02-29-1/5738 и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" функция определения порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации возложена на Банк России.
Согласно пункту 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (далее - Постановление) для юридических лиц всех форм собственности, кроме кредитных организаций, утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся:
- приходный кассовый ордер,
- расходный кассовый ордер,
- журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов,
- кассовая книга,
- книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Пунктом 2 данного Постановления предусмотрено, что указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Предприятия, подлежащие проверке, определяются руководителем учреждения банка в зависимости от объема налично-денежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятиями установленного порядка работы с денежной наличностью (приложение N 7 к Положению N 14-П).
Таким образом, Положение N 14-П и вышеуказанный Порядок на индивидуальных предпринимателей не распространяются.
Кроме того, постановлением Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 29.06.2010 N 1411/10 определено, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей по оприходованию в кассу денежной наличности и соблюдению порядка хранения свободных денежных средств, а следовательно, отсутствуют правовые основания для привлечения их к административной ответственности в соответствии со статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В этой связи, а также учитывая, что ответственность за несоблюдение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением индивидуальными предпринимателями правил ведения кассовых операций действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена, налоговыми органами контрольные мероприятия за соблюдением должностными лицами учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением индивидуальными предпринимателями правил ведения кассовых операций не проводятся.
В соответствии с п. 24 Порядка записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Согласно п. 23 Порядка каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.
В соответствии с п. 32 Порядка после издания приказа (решения, постановления) о назначении кассира на работу руководитель предприятия обязан под расписку ознакомить его с Порядком, после чего с кассиром заключается договор о полной материальной ответственности.
В соответствии с п. 30 Порядка все наличные деньги и ценные бумаги на предприятиях хранятся, как правило, в несгораемых металлических шкафах, а в отдельных случаях - в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании рабочего дня закрываются ключом и опечатываются печатью кассира. Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты.
Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках и др. хранятся у руководителей предприятий. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем предприятия, результаты ее фиксируются в акте. При обнаружении утраты ключа руководитель предприятия сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка металлического шкафа.
Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию, запрещается.
При проведении инвентаризации такие денежные средства должны быть оприходованы как излишки и отражены по Д 50 «Касса» - К 91 «Прочие доходы и расходы». В соответствии со ст. 15.1 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (от 30.12.2001 N 195-ФЗ) установлено, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
Ситуация 7
В ходе аудиторской проверки ОАО «Удача» установлено, что работники предприятия вносят деньги в кассу за реализованный им уголь, дрова. Лицам, работающим на этом предприятии, топливо продается по сниженным ценам (т.е. ниже затрат, связанных с их приобретением). Кассир Иванова О. К. оплату принимает по открытой ведомости, т.е. собственноручно записывает в ведомость фамилии плательщиков и сумму. В конце месяца подсчитывает общую сумму по ведомости, записывает итог, заверяет ведомость подписями руководителя и главного бухгалтера. В бухгалтерии поступление денег в кассу за отпущенное топливо в оценке по стоимости ниже приобретения (заготовления) отражается в корреспонденции Д 50 «Касса» - К 10 «Материалы». На расходных накладных на отпуск топлива проставляется отметка "оплачено". Сопоставление в процессе аудита этих накладных с ведомостью на оплату топлива показало, что деньги в сумме 14 800 руб. в кассе не оприходованы. Оказалось, что пока кассир ездила вбанк, штамп с оттиском "оплачено" она передавала в бухгалтерию: бухгалтеры принимали деньги, но в кассу их не вносили. По данным учета налоговая база по НДС была определена с суммы 14 800 руб.
По полученным данным стоимость затрат (т.е. себестоимость) отпущенного топлива составляет 16 000 руб., в пересчете на стоимость по рыночным ценам это составило 18 000 руб.
1. На основании собранных данных охарактеризуйте соблюдение норм действующего законодательства по данному разделу учета.
2. Систематизируйте выявленные искажения и оформите результаты проверки для включения в письменную информацию аудитора руководству аудируемого лица по результатам аудита (отчет аудитора). Укажите правильные варианты отражения хозяйственных операций.