Может ли в церкви быть весело?

Меня постоянно спрашивают: «Если посещаемость Вос­кресных школ падает, почему тогда заполнена церковь «Метро»? В чем секрет вашего постоянного роста?»

Существует много причин. И главная - мы верим в то, что наша школа должна и может быть самым радостным часом недели.

Не имеет значения, когда или где вы встречаетесь. Вам Не обязательно проводить занятия по воскресеньям или даже проводить их в церкви. Намного важнее подготовка и то, что вы делаете для того, чтобы каждый урок был про­веден как можно лучше.

Мы достигли тысячи детей, которые ничего не знали об Иисусе и никогда раньше не слышали слов «Воскресная школа». Нам нужно было начинать с самых основ, и на этом мы и строили.

Меня спрашивали: «Билл, если вы проводите занятия по субботам, почему вы не назовете программу «Субботняя школа»?»

Я считаю, что Воскресная школа - это общий термин, который определяет нечто духовное и нечто, что связано с церковью. Наши Уличные Воскресные школы проводят программы на протяжении недели, и тем, кто туда при­ходит, все равно, в какой день недели их проводят. Они просто знают, что там весело и им хочется там быть.

Есть существенная причина, по которой дети в нашем районе каждую неделю считают часы до прибытия авто­буса. Они знают - то, что они услышат и увидят в течение следующих полутора часов, будет основным моментом недели.

Я не хочу извиняться за то, что верю - в Воскресной школе должно быть весело. Почему дети должны расти с представлением, что церковь — это скучное место? Они могут прийти к такому заключению только в том случае, если это место действительно мрачно и безжизненно.

Мы представляем Евангелие в стимулирующей, часто «накаленной» атмосфере. У нас весело, но все равно это церковь. Когда наступает время проповеди, ученики сидят спокойно и внимательно слушают. Мы также не забываем об их способности сосредоточиваться. Именно поэтому мы внимательно продумываем наши слова и концентри­руемся только на одной теме, чтобы достичь максималь­ного результата. Мы берем одну основную тему и иллю­стрируем ее пятью или шестью разными способами. Мы говорим все время об одном и том же, только по-разному

Вы можете сказать: «У нас маленькая церковь. Прово­дить такие же программы у нас просто невозможно».

Я не предлагаю, чтобы вы сразу же приобрели видео­проектор и организовали музыкальную группу, чтобы привлекать внимание детей. Все относительно. Для того чтобы превратить Воскресную школу в самый радостный час в вашей округе, нужно сделать зрелищным то, что вы представляете. Участие всего одного человека в костюме какого-нибудь героя может разжечь интерес и послужить толчком. Мои папки заполнены письмами от учителей Воскресных школ из маленьких церквей, которые расска­зывают мне, как преобразились их программы.

«Это не игрушки»

В Воскресной школе церкви «Метро» урок каждой неде­ли мы строим вокруг простой темы или принципа. Мы стараемся как можно лучше преподнести его. Наша цель: настолько ясно показать реальное применение, чтобы они могли просто использовать это в своей жизни и ни­когда не забывать. Я хотел бы привести примеры.

Несколько недель назад темой нашего урока было «Не приближайтесь к греху».

На экране с помощью видеопроектора мы показали ко­роткий клип из фильма о морских котиках, которые рез­вились на камнях недалеко от касатки. Вдруг касатка раз­вернулась и проглотила одного из игривых морских котиков. Даже после этого другие морские котики плавали вокруг касатки.

Во время показа мы сказали: «Дети, если вы будете играть с грехом, он проглотит вас».

Потом мы спроектировали на экран игру «Пак-Ман», в которой маленький монстр рычал на все, что приближа­лось к нему. Детям стало понятно.

В своей проповеди я говорил о тех вещах, которые та­ким детям очень знакомы. Я начал: «Хочу рассказать вам о Двух мальчиках, которые играли на крыше многоэтажно­го дома. Они стали перепрыгивать с одного здания на дру­гое. Им было весело, но потом вдруг один мальчик не смог допрыгнуть. Он упал и разбился насмерть».

Я рассказал похожую историю о том, как два мальчика прыгали с вагона на вагон в метро, пока один из них не споткнулся и не упал.

Потом говорил о том, что происходит с молодыми людьми, которые думают, что передавать или продавать наркотики для наркоторговцев - это круто.

В завершающей молитве я попросил детей повторять за мной: «Я не хочу играть с грехом. Я не хочу, чтобы моя жизнь была такой же, как жизнь многих в моем квартале. Помоги мне не забывать о том, что я услышал сегодня. Я хочу быть поближе к Тебе, Иисус. Я знаю, что Ты умер за меня. Я хочу жить для Тебя. Аминь».

Видят ли они это?

Мы всегда используем наглядные пособия для того, что­бы продемонстрировать урок. Восемьдесят три процента всего того, что мы узнаем, воспринимается нашими гла­зами. Дети должны видеть то, о чем мы рассказываем. Я смогу держать два стакана, наполненных прозрачной жид­костью и говорить: «Они выглядят одинаково, но в одном стакане - вода, а в другом - уксус. Так сатана обманывает нас».'

Когда мы рассказывали о Ное и его ковчеге, мы при­влекли их внимание черепашками Ниндзя.

Мы придумали сотни коротких сценок, как, например, «Дж. Ай. Иоиль», в основе которой рассказ о ветхозавет­ном пророке Иоиле.

Каждую неделю я хочу, чтобы мальчики и девочки уви­дели тему и запомнили ее. Урок не основан на трех или четырех пунктах, но только на одном.

Наряду с недельными темами у нас есть также общие, которые мы используем в течение нескольких недель. Од­на серия называлась «Жизнь под стройкой». Сцена была похожа на наполовину законченное здание. Сотрудники были в касках. На одном уроке важный момент мы проил­люстрировали, поменяв слова на огромных картонных кирпичах здания.

Мы часто вручаем призы тем детям, которые могут пер­выми повторить слово в слово тему урока прошедшей недели.

«Какой был урок на прошлой неделе?» - спрашиваю я.

Мальчик или девочка подбегают к микрофону и гово­рят: «То, что ты кормишь, растет, а то, что нет - умирает».

«Правильно!» - И мы вручаем ребенку небольшой приз. Это положительная мотивация.

Каждую неделю у нас что-то новое. Мы проводим со­стязания, гонки, викторины по библейским историям и цитирование стихов, выученных наизусть.

В особые дни, как, например, Пасха или День благода­рения, мы связываем проповедь с праздником. В прошлом году на День матери мы напечатали поздравительные от­крытки от церкви «Метро», которые каждый ребенок мог отнести домой.

Моя проповедь в тот день была о том, что нам нужно любить наших мам, независимо от их поведения. Я сказал детям: «Любите то, что хорошо, не обращайте внимания на то, что плохо, и старайтесь привести вашу маму к Иисусу».

После урока один из сотрудников заметил маленькую плачущую девочку. Она плакала, потому что ее маму недав­но застрелили, а мама не знала Господа.

В тот день мы проявили к ней особую любовь.

Независимо от темы, главное послание остается тем же:

1. Вот Кто такой Иисус.

2. Вот кто такой дьявол.

3. Вот какой это город и вот почему люди в вашем квартале делают то, что они делают.

4. Если вы тоже хотите, ладно. Если не хотите, вот что вы можете сделать; примите Иисуса как своего Спасителя и позвольте Ему править в вашей жизни.

Мы повторяем это снова и снова каждую неделю.

В нашем представлении Евангелия мы больше всего обращаем внимания на Божью любовь. Людям в нашей округе не нужно говорить о том, что они живут во грехе. Они достаточны умны, чтобы самим в этом разобраться. Им нужно, чтобы кто-то сказал: «Несмотря на то, что вы сделали, Господь любит вас и готов простить вас».

Не каждый урок полностью духовный. Многие из на­ших детей никогда не были научены основам жизни. Мы проводили отдельные уроки о рабочей этике, о том, как писать и читать, как вести разговор и как вести себя в обществе и даже о том, как принимать ванну.

Важно также, чтобы молодые люди знали, что ценности церкви и страны основаны на Божьем Слове. Десять запо­ведей и Золотое Правило - не просто слова из историчес­кой книги, но их нужно практиковать каждый день.

Урокам жизни нужно начинать учить как можно рань­ше. Мне нравится книга Роберта Фалнама «Всему, что мне действительно нужно, я научился в детском саду». Имен­но там мы учимся всем делиться, честно играть, не драть­ся, класть вещи на место и многому другому.

Концепция, которую мы пытаемся передать детям: вам не нужно быть такими же, как другие. Вам не нужно быть неудачником. Вы можете достичь того, к чему будет стре­миться ваше сердце. Мы рассказываем о том, что Иисус делает все это возможным. «Господь будет с вами, даже когда рядом никого не останется».

Идол сегодняшнего дня

Живое послание может сильно повлиять на жизнь человека.

Я помню тот день, когда мы представляли одну из деся­ти заповедей: опасность поклонения идолам. Мы хотели помочь детям понять, что идолы - это не просто что-то, с чем пришлось столкнуться израильтянам тысячи лет назад, но это то, с чем мы сталкиваемся каждый день.

Мы построили большой крест в центре сцены. Перед крестом становились на колени подростки и молились. Я сказал залу: «Иногда в нашей жизни есть вещи, которые становятся идолами: это то, что мы ставим между нами и Богом».

Один за одним молодые люди вставали с колен и уходи­ли за большой экран, чтобы вынести оттуда то, чему они придавали больше значения, чем Господу.

Первая девушка вынесла телевизор, поставила его пе­ред крестом и потом упала на колени. Я сказал: «Для нее телевизор был важнее Бога. Она приходила в церковь, но если по телевидению шло что-то, что ей хотелось посмот­реть, ее не найдешь в доме Божьем».

Следующий молодой человек вынес плакат черепашек Ниндзя. Это был его идол. Он повесил его на крест. И так далее.

Когда молодые люди увидели крест, покрытый тем, что было важнее в их жизни, результат оказался поразитель­ным. Они осознали, что то, чему они поклонялись, не было угодно Богу. Крест не стоял на первом месте в их жизни.

Был один особенный момент, когда казалось, что по­слание заполнило каждое сердце в комнате. Как будто внутри у них зажглась лампочка. «Это я\ - поняли они. - Это то, что делаю я».

Вдруг дух помазания наполнил комнату. Можно было чувствовать присутствие Божье и силу обличения. Господь проговорил к сотням молодых людей, и жизнь коренным образом изменилась. И мы сейчас говорим о Воскресной школе, а не о каком-то пробуждении.

В десятках случаях гости стояли в конце зала, наблюдая за Воскресной школой церкви «Метро». Нам бы хотелось предложить им стул, но стулья у нас для наших самых важ­ных гостей - детей, которые приезжают на наших автобусах.

Гости приезжают к нам со всего мира. Вопрос, который они задают чаще всего: «Как вы можете это делать все вре­мя?» Они видят, как мы выкладываемся за этот час в Вос­кресной школе.

Это физическое служение, тяжелое, грязное, потное. Оно очень изнуряет как умственно, так и физически. На­ши сотрудники не подтачивают карандаши целую неделю. Нужно помыть автобусы, составить материал, посетить детей.

Откуда же приходят желание и энергия каждый день? Чем дольше мы участвуем в этом, тем больше понимаем, как сильно дети зависят от нас в будущем. Когда изо дня в день видишь результаты служения, хочется удвоить, утроить усилия. Но даже если бы мы не видели результатов, корень - в посвящении. Даже и не думаешь о том, чтобы бросить служение. Ты просто не можешь этого сделать. Если ты оставишь хоть малейшую возможность бросить, то, когда станет трудно, ты воспользуешься ею. Такова человеческая природа.

На семинарах, которые я провожу по всей стране, люди спрашивают меня: «Какой бы совет вы дали мне об учас­тии в подобном служении, которое действительно прино­сило бы перемены?»

Вот десять основных принципов развития характера для служения, к которым я пришел в основном тяжелым путем, за годы.

Наши рекомендации