Образец написания ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Пластиковые карты как инструмент безналичных расчетов является осмысленной, обособленной деятельностью коммерческих банков по извлечению прибыли посредством предоставления различных банковских услуг через использование в расчетах специализированного инструмента – пластиковой карты. Пластиковая карта - это персонифицированный платежный инструмент, свидетельствующий о наличии в банке-эмитенте счета владельца и позволяющий за определенную плату осуществлять сберегательные, расчетные, кредитные и кассовые операции в отделениях банков, банкоматах и торгово-сервисной сети, оснащенной специальными устройствами обслуживания.
Работа с пластиковыми картами имеет технологическую и организационную стороны. Технологический процесс зависит от типа выбранной платежной системы. На первом происходит непосредственное присоединение коммерческого банка к платежной системе На втором этапе коммерческий банк проходит подключение к процессингу платежной системы, т.е. техническое оснащение банка специализированным программным обеспечением. Организационная поддержка, определяет его позицию в коммерческом банке. Серьезность отношения к пластиковым картам предполагает выделение отдельного структурного подразделения (отдела, управления, департамента), занимающегося непосредственно реализацией карт-программы. Наиболее целесообразно организованная структура бизнеса с пластиковыми картами подразумевает выделение внутри этого подразделения таких направлений, как Front-office, Middle-office, Back-office и техническая поддержка эквайринга.
Для оценки работы с пластиковыми картами существуют два вида моделей – бюджетная и инвестиционная, имеющих специфическую группировку доходов и расходов. Основными проблемами организации пластиковых карт в коммерческом банке являются позиционирование этого вида деятельности внутри банка, подбор квалифицированных кадров, организация экономичного технологического процесса, совместимость продуктов.
Общее описание деятельности объекта исследования позволяет сделать вывод, что ОАО «Омск-Банк» обладает всеми средствами для качественного и современного предоставления банковских услуг. Итоги деятельности банка за исследуемый период (2004 – 2006 годы) являются положительными, валюта баланса увеличена практически вдвое, а прибыль несколько снизилась.
ОАО «Омск-Банк» является ассоциированным членом платежной системы VISA Int., расчетным банком выступает АКБ «УралСиб», процессинговой компанией – ООО ПК «Рукард». Внутри банка создано специальное подразделение по реализации пластиковых карт – отдел пластиковых карт, структура которого отвечает описанию, изложенному в специализированной литературе.
Для анализа пластиковых карт ОАО «Омск-Банк» разработана и применена специфическая модель оценки, имеющая две части – показатели масштаба бизнеса и финансовые показатели. Натуральные позволяют оценить масштаб деятельности и долю коммерческого банка на рынке, финансовые показывают общую эффективность деятельности, а также позволяют выявить проблемные места и тенденции развития пластиковых карт.
Финансовые показатели делятся на доходные и расходные статьи. Доходные представляют собой совокупность процентных и операционных доходов коммерческого банка, формирующихся за счет установленных банком тарифов на обслуживание, расходные – это сумма процентных расходов, операционных расходов, расходов на содержание деятельности и т.д. Отдельно учитывается амортизация оборудования. Итоговые показатели модели рассчитываются с учетом амортизации и без нее.
Показатели первой части модели свидетельствуют о лидирующем положении банка на рынке пластиковых карт региона, показатели второй части описывают потоки доходов и расходов, образованных в ходе реализации пластиковых карт в 2005-2006 годах. Согласно данным предложенной модели, использования пластиковых карт ОАО «Омск-Банк» в исследуемом периоде можно признать прибыльным, рентабельность деятельности возросла с 16 % до 25,8 %.
В ходе работы выявлены такие организационные проблемы в ОАО «Омск-Банк», как отсутствие внутреннего нормативного документа, закрепляющего обязательность финансового моделирования пластиковых карт, отсутствие внутреннего отчета о мониторинге пластиковых карт, а также несоблюдение некоторых контрольных соотношений внутри финансовой модели, а именно:
- доходы от эквайринговых операций должны превышать расходы по эмитентским операциям;
- в структуре доходов доля операционных доходов должна превышать долю процентных доходов;
- в структуре расходов процентные расходы должны стремиться к нулю;
- необходимо постоянно снижать расходы по уплате возмещения расчетному банку и оплате процессирования операций;
- темпы роста непроцентных и не операционных расходов не должны превышать темп роста операционных доходов.
Кроме этого, выявлено отсутствие внутреннего нормативного документа, устанавливающего схемы взаимодействия с удаленными подразделениями банка.
Согласно выявленным проблем, в ходе исследования выработаны соответствующие рекомендации по их устранению, а именно:
- формирование отчета об исполнении плановых показателей модели, с приведением критического порога отклонения и процента выполнения каждой конкретной статьи;
- пересмотр условий договора с расчетным банком в части тарификации эквайринговых и эмитентских операций (внешний и региональный уровни) в сторону снижения;
- расширение спектра оказываемых услуг держателям пластиковых карт, формирующих операционные доходы;
- снижение процентной ставки, начисляемой на остатки на счетах до востребования, используемых для расчетов с пластиковыми картами;
- проведение комплекса рекламных и административных мероприятий по переориентации клиентского потока в сеть терминалов банка;
- разработка внутреннего нормативного документа, регламентирующего работу отдела пластиковых карт с удаленными подразделениями банка, и создание внутри отдела направление кураторов, ответственных за развитие пластиковых карт в дополнительных офисах и филиалах ОАО «Омск-Банк».
ПРИЛОЖЕНИЕ 5