Цели и функции маркетинга
Планирование маркетинга начинается с определения целей маркетинга. Эти цели должны самым непосредственным образом вытекать из миссии и общих целей предприятия.
Например, некоторое предприятие определяет для себя следующую последовательность целей, имеющую вертикальную структуру.
Цели предприятия:
· Увеличивать объемы продаж на 10% ежегодно на протяжении последующих пяти лет;
· Увеличивать прибыль на 12% ежегодно на протяжении последующих пяти лет.
МИССИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ
ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ОБЩАЯ ЦЕЛЬ МАРКЕТИНГОВЫХ УСИЛИЙ
ЦЕЛЬ УСИЛИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ
Рис. 7. Иерархия целей маркетинга
Цели маркетингового отдела: Предварительно определить объемы продаж, прибыль и долю рынка следующим образом:
Группа | Объемы продаж | Прибыль | Доля рынка |
продуктов | Год 1 2 3 4 5 | Год 1 2 3 4 5 | Год 1 2 3 4 5 |
A B C D E F |
Таб. 6. Цели менеджера отдела продаж
Определить цели по объемам продаж и прибыли для каждой группы продуктов в соответствии с долями в каждом географическом районе и сегментами потребителей, на протяжении следующих пяти лет в следующем объеме:
Объемы продаж | Прибыль | |
Продукт А | Год 1 2 3 4 5 | Год 1 2 3 4 5 |
Регион 1 Регион 2 Регион 3 Сегмент 1 Сегмент 2 Сегмент 3 |
Таб. 7. Цели регионального менеджера по продажам
Определить цели по объемам продаж и прибыли для каждой группы продуктов в соответствии с долями на каждом участке и сегментами потребителей, на протяжении следующих пяти лет в следующем объеме: ... ... ...
Такая же координация маркетинговых целей должна быть не только по вертикальной линии, но и по горизонтальной линии. Координация целей должна также быть продумана не только в отношении объемов продаж, прибыли и доли рынка, но также и по элементам маркетинга, таких как ценообразование, реклама, продвижение товара, система дистрибьюции и т.д.
Цели маркетинговых усилий должны быть сформулированы таким образом, чтобы они охватывали все основные функции маркетинговой деятельности, а именно:
· аналитическую;
· производственную;
· сбытовую.
Помимо вышеперечисленных функций, маркетинговая деятельность включает в себя дополнительный ряд важных видов деятельности, которые также необходимо планировать. Речь идет об организации системы поддержки и обеспечения службы маркетинга. Здесь могут быть перечислены следующие направления деятельности:
· организация системы управления маркетингом;
· организация системы финансирования маркетинговой деятельности;
· организация системы управления информацией;
· организация контроля за маркетинговой деятельностью; и т.д.
Если составляемый бизнес-план относится к созданию совершенно нового предприятия, данные направления деятельности поддерживающие службу маркетинга должны быть запланированы в организационном плане. В случае, что разрабатываемый бизнес-план имеет отношение к действующей структуре предприятия, план маркетинга будет содержать только вопросы относящиеся к основным функциям маркетинга перечисленные выше.