РАЗДЕЛ I. Основы организации финансов предприятий
Федеральное агентство по образованию
Негосударственное образовательное учреждение
Уральский Финансово-Юридический институт
ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ
(ПРЕДПРИЯТИЙ)
Программа учебной дисциплины для студентов
специальности «Финансы и кредит»
всех форм обучения
Утверждаю
Проректор по учебной части
____________А.В. Томилова
Екатеринбург 2007 г.
Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом
НОУ «Уральский Финансово-Юридический институт»
Составитель: А.М. Мельнов
Рецензент: Т.С. Орлова
ã Уральский Финансово-Юридический институт ___________________________________________________________
2007 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Финансы организаций (предприятий) занимают ведущее место в воспроизводственном процессе и формировании собственных денежных средств и централизованных финансовых ресурсов государства.
Осуществляемые в стране реформы привели к увеличению объемов и потоков социально-экономических связей, повышению роли распределительных отношений. Появились и продолжают развиваться негосударственный сектор экономики, современная банковская система, рынки товаров, услуг, капитала. Предприятия перешли к широкому использованию рыночных методов регулирования деловой активности. Основной целью предпринимательской деятельности стало получение прибыли, которая служит важнейшим источником и предпосылкой приращения капитала, роста доходов предприятия и его собственников. Этой цели можно достигнуть лишь при оптимальной организации финансов на предприятиях, позволяющей не только укрепить их финансовое положение и конкурентоспособность, но и обеспечить финансовую стабилизацию в стране.
Финансы организаций (предприятий) представляют обширный раздел финансов в целом и являются одной из дисциплин специализации для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит». Принимая во внимание современные тенденции процесса обучения, обусловленные системными изменениями в национальной экономике, а также международные требования к специалистам в области финансов, содержание традиционного курса «Финансы предприятий» переработано и расширено. Курс «Финансы предприятий» базируется на комплексе знаний, приобретенных студентами ранее. При этом наиболее востребованными станут знания следующих дисциплин: бухгалтерский учет (отечественный и зарубежный), управленческий учет, экономический анализ, экономическая статистика, методы оптимизации и математические методы в экономике. Следует отметить, что, несмотря на взаимосвязь данной дисциплины с бухгалтерским учетом, предметом изучения финансов предприятий является экономическая, а не бухгалтерская модель фирмы. Кроме того, в рамках данного курса закладываются основы для изучения еще одной специальной дисциплины – «Организация и финансирование инвестиций».
Учитывая вышеизложенное, к задачам курса следует отнести:
· ознакомление студентов с фундаментальными концепциями современной теории финансов;
· освоение студентами современных количественных и качественных методов управления финансами предприятий и приобретение навыков их использования;
· формирование у студентов экономического мышления и навыков системного подхода к решению экономических проблем с учетом инфляционных процессов и рисков;
· умение ориентироваться в выборе обоснованной финансовой политики и стратегии предприятия.
Изучение дисциплины предусматривает чтение лекций, проведение практических занятий и ситуационных семинаров, методика проведения которых основана на современной образовательной технологии (case study) – кейс-методе.
Отдельные вопросы дисциплины «Финансы организаций (предприятий) выносятся на самостоятельное изучение с использованием современной научной, научно-практической и методической литературы.
Текущий контроль знаний студентов по дисциплине «Финансы организаций (предприятий)» происходит в ходе решения ситуационных задач, промежуточный контроль – посредством тестирования (контрольных работ, рефератов), итоговый – по результатам экзамена.
1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план занятий на дневном отделении
Таблица 1.1.
Форма обучения – очная
№ п/п | Раздел, название темы | Количество часов | |||
Всего | В том числе | ||||
Лекции | Практич. занятия | Самост работа | |||
Маркетинг как рыночная концепция управления, его использование в условиях формирующегося рынка России | - | ||||
Методологические основы, методы маркетинговой деятельности и виды маркетинга | - | ||||
Современная концепция маркетинга, его функции | - | ||||
Стратегия маркетинга. Виды маркетинговых стратегий: эффективность маркетинга | - | ||||
Комплекс маркетинга. Особенности его применения в российской практике | - | ||||
Комплексное исследование рынка в системе маркетинга и его информационное обеспечение | - | ||||
Сегментация рынка. Виды клиентурных рынков | - | ||||
Конъюнктура рынка. Ценовая политика. Ценовые стратегии в маркетинге | - | ||||
Товародвижение в системе маркетинга. Формирование спроса и стимулирование сбыта | - | ||||
Итого: |
ПРОГРАММА КУРСА
РАЗДЕЛ I. Основы организации финансов предприятий