Внешняя среда предприятия. Понятие, структура, формирование.
Предприятие - это самостоятельный субъект хозяйствования, обладающим правом юридического лица, деятельность которого направлена на получение прибыли, осуществляется на свой риск и под свою имущественную ответственность. Оно может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой. Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Внешнюю среду подразделяют на:
- микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории.
- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.
2 Предприятие: сущность, классификация, функции
Предприятия – самостоятельный хозяйствующий субъект, который осуществляет производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятия – юридические лица, т.е. имеет официальное название, печать, расчетный счет в банке, обособленное имущество, полную бухгалтерскую отчетность, может быть истцом и ответчиком в суде.
Функции предприятий:
1) Организация производства материальных благ и услуг как простого характера, так и непростого.
2) Создание новой стоимости, получение прибыли и формирование из своих доходов бюджетов всех уровней. Предприятие – социальная- экономическая форма завода или фабрики.
Классификация предприятий:
1) По величине : а) мелкие б) средние-в) крупные
2) По форме собственности: а) государственные в) частные ;
3) По форме хозяйствования: товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия
4) По отраслевой принадлежности: материального и нематериального производства;
5) По цели деятельности: коммерческие, некоммерческие
6) По участию иностранного капитала: совместные, зарубежные, иностранные.
7) По видам объединений: производственные, региональные, национальные или транснациональные компании.
8) По подчиненности: дочерние пр-ия, филиалы.
8 Трудовые ресурсы предприятия: сущность, состав, классификация.
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли: руководители, специалисты, рабочие, служащие, охрана и ученики.
Различают списочный, среднесписочный и явочный состав работников предприятия. В списочный состав включаются все работники, принятые на постоянную, сезонную и временную работу на срок один день и более, со дня зачисления их на работу. Среднесписочная численность работников за отчетный месяц определяется как среднее арифметическое число работников за весь период, при этом в расчёт включаются праздничные и выходные дни. Явочный, который показывает, сколько человек из числа состоящих в списке явилось на работу.
7. Особенности предприятий частной формы собственности.Частными являются предприятия, принадлежащие отдельным гражданам на правах частной собственности и с правом найма рабочей силы. К этому виду относят и те индивидуальные и семейные предприятия, которые базируются также на частной собственности, но только на личном труде (труде членов семьи).
3 Организационно-правовые формы предприятий.Организационно – правовая форма предприятия отражает порядок в первоначальном создании имущества и последующим изменением его роли в процессе использования полученной прибыли. Этот порядок включает в себя:
1)Перечень учреждений предприятий;
2 Форму объединения их капиталов;
3) Способы распределения их прибыли;
Правовая форма отражает право и ответственность собственников в ходе функционирования, ликвидации и оптимизации предприятия.
1 Унитарные предприятия. К унитарным предприятиям относятся коммерческие организации (предприятия), не наделённые правом собственности на закреплённое за ними имущество.
2 Хозяйственные товарищества. Одной из распространённых форм предприятий выступают хозяйственные товарищества, которые могут создаваться в виде полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Товарищества, как правило, представляют собой объединения лиц. Важным новым признаком после принятия ГК РБ является то, что полное товарищество наделяется правами юридического лица и, следовательно, имеет право открывать счета в банках, иметь печать, нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещённых законом.
Полным признаётся товарищество, объединяющее двух и более предпринимателей (предприятий).
Для отдельных участников (коммандитистов) более привлекательным с позиций ответственности является участие в создании товарищества на вере, или коммандитного товарищества. Оно представляет собой объединение нескольких граждан и (или) юридических лиц на основании договора между ними в целях ведения хозяйственной деятельности.
3 Потребительское общество (кооператив). Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан либо граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.