Стратегии фирмы в различных отраслях.

Стратегии инновационных фирм: наступательная, оборонительная, глобальная. Риски инновационных стратегий и пути их снижения.

Стратегии фирмы зрелых отраслей. Выбор базовых стратегий и типичные ошибки стратегического выбора в отрасли на стадии зрелости. Источники конкурентных преимуществ в зрелых отраслях.

Стратегии фирм в отраслях на стадии стагнации или спада. Преимущества и проблемы отраслей, переживающих спад.

Стратегии фирм в раздробленных отраслях. Причины раздробленности отрасли. Рекомендации по выбору конкурентных преимуществ в раздробленных отраслях.

Глобальные и международные стратегии. Многонациональная и глобальная стратегия. Тенденции российских компаний к глобальной стратегии и стратегическим альянсам.

Проектирование организации.

Факторы проектирования организации: внешняя среда, технология работы, стратегический выбор. Элементы проектирования организации: разделения труда и специализация; департаментизация и кооперация; связи в организации и координация; масштаб управляемости и контроля; иерархия в организации и ее звенность; распределение прав и ответственности; централизация и децентрализация; дифференциация и интеграция.

Организационная структура и стратегия. Приведение организационной структуры в соответствие с выбранной стратегией.

Проектирование систем управления. Стадии развития структуры организации.

Потенциал организации как основа реализации стратегии.

Создание главных достоинств и конкурентных преимуществ для реализации стратегии. Стратегические изменения в организации, Управление стратегическими изменениями.

Перераспределение ресурсов в соответствии с бюджетной и кадровой политикой новой стратегии. Поддерживающая стратегию политика. Методы и приемы работы по реализации стратегии. Система поддержки персонала. Системы и методы мотивации и стимулирование персонала, повышение ответственности за выполнение стратегии. Стратегический контроль и бенчмаркинг.

Корпоративная культура в поддержку стратегии. Сила, слабость, адаптивность корпоративной культуры. Установление системы ценностей и этических норм. Изменение организационной культуры.

Стратегическое партнерство.

Понятие стратегического партнерства. Этапы построения партнерства в экономике. Принципы и формы стратегического партнерства.

Динамика распределения функций и партнерство. Инсорсинг. Аутсорсинг. Сетевые организации. Оболочечные фирмы или системные интеграторы. Франчайзинг. Международное партнерство организаций. Партнерство организаций с другими социальными институтами. Стратегическое партнерство с потребителями.

Практика разработки стратегий российскими компаниями.

Этапы развития методов по развитию стратегий на российских предприятиях. Методы формирования стратегий на различных этапах.

Управление стратегическими альянсами: теория и практика.

Консультирование российских компаний по стратегическому развитию. Разработка стратегий. Примеры.

ЗАДАЧИ

специализация «Стратегический менеджмент»

Задача 1

Президент электронной фирмы имеет два альтернативных варианта стратегии по открытию линии производства новых жидко - кристаллических компьютеров. Продажи в течение жизненного цикла прогнозируются в размере 100 000 шт.

Альтернатива А:

- имеет вероятность 0,9 производства 80 тыс. хороших компьютеров из 100 тыс.;

- вероятность 0,1 производства 90 тыс. хороших компьютеров из 100 тыс.;

- требует затрат 10 000 000 $.

Альтернатива В:

- имеет вероятность 0,8 производства 90 тыс. хороших компьютеров из 100 тыс.;

- вероятность 0,2 производства 80 тыс. хороших компьютеров из 100 тыс.;

- требует затрат 10 350 000 $.

Каждая хорошая или плохая единица продукции будет иметь себестоимость 750 $ и будет продана за 1500 $ (плохие уничтожаются и не дают никакого дохода). Выберите оптимальный вариант стратегии.

Задача 2

Необходимо решить: куда фирме пойти со своим бизнесом, выбирая между двумя рынками (Аи В). Основным критерием выбора рынка является уровень конкурированности, сложившийся в каждой из возможных зон развития бизнеса (индекс Герфиндаля- Гиршмана – представляет собой сумму квадратов рыночных долей основных конкурентов).

Для сопоставления уровней конкурированности имеются следующие данные:

· На рынке А лидер имеет рыночную долю 0,4 в совокупном объеме продаж по данной товарной группе; претендент на лидерство- 0,2; кроме того, есть еще восемь сравнительно мелких конкурентов с рыночными долями 0,05.

· На рынке В лидер имеет рыночную долю 0,3; его ближайший конкурент- 0,1; имеются еще двенадцать конкурентов с рыночными долями 0,05.

Задача 3

Требуется определить темп прироста совокупного объема продаж фирмы на предстоящий год направления рыночной стратегии по следующим данным:

- объем продаж товара А на рынке 1 в предыдущем году составил 450 тыс. у.е.;

- то же на рынке 2- 130 тыс. у.е.;

- объем продаж товара В на рынке 1 в предыдущем году составил 1240 тыс. у.е.;

- то же на рынке 2 – 3150 тыс. у.е.;

- на основе сегментации рынка установлено, что темп прироста объема продаж товара А на рынке 1 в следующем году составит 5 %;

- то же на рынке 2 – 12 %;

- темп прироста объема продаж товара В на рынке 1 в следующем году составит 2,5 %;

- то же на рынке 2 – 4,5 %.

Задача 4

По имеющимся данным о двух альтернативных стратегиях, необходимо выбрать оптимальную (эффективную) стратегию.

Прогнозные оценки результативности двух альтернативных стратегий

Цели фирмы Коэффициент весомости цели Альтернатива 1 Альтернатива 2
Экспертная оценка Результат Экспертная оценка Результат
1.сбыт (единиц товара) ? ?
2.объем продаж (ден.ед.) ? ?
3.рыночная доля (%) ? ?
4.распределение по сегментам ? ?
Итого     ?   ?

Прогнозные оценки усилий (трудности реализации)

двух альтернативных стратегий

Возможности фирмы, условия среды Коэффициент сложности использования Альтернатива 1 Альтернатива 2
Экспертная оценка Усилие Экспертная оценка Усилие
1.финансирование ? ?
2.организация ? ?
3.длительность ? ?
4.сопротивление рынка ? ?
Итого     ?   ?

Задача 5

На предприятии выделены шесть потенциальных стратегических зон хозяйствования (СЗХ) или видов бизнеса. Экономическая характеристика каждой представлена в таблице:

СЗХ
Показатели
1. Рост рынка, %
2. Относительная доля на рынке 0,2 1,8 3,0 2,2 0,7
3. V реализации (тыс. у.е.)
4. Покрытие затрат (тыс.)
5. Прибыль (тыс.)
Доля покрытия затрат 0,5 0,5 0,4 0,1 0,3 0,2

Задание: 1. Сопоставить и оценить СЗХ по матрице БКГ.

2. Сделать выбор перспективных СЗХ и дать стратегические рекомендации предприятию.

Задача 6

Оценить аналогичные товары, представленные на данном рынке, и сделать вывод об их сравнительном уровне конкурентоспособности по следующим данным:

Образец Полезность Совокупные затраты Эффективность К/ способность по отношению к лучшему образцу на рынке Вывод
Проектируемый вариант № 1 6.5 2.4 ? ?  
Проектируемый вариант № 2 8,8 2,6 ? ?  
Конкурент № 1 5,8 2,2 ? ?  
Конкурент № 2 7,2 2,3 ? ?  
Конкурент № 3 8,0 2,5 ? ?  

Задача 7

Определить конкурентоспособность отрасли по производству домашних холодильников на внутреннем рынке. Имеются данные об основных параметрах к/ способности ведущих крупных организаций, удельный вес которых в общеотраслевом объеме продаж составляет более 70 %:

Параметры к/ способности изготовителей Номер изготовителя
1. Уровень к/ способности 0,95 1,00 0,70 0,97 0,85 1,13 1,20 1,22
2. Доля рынка 0,05 0,08 0,10 0,05 0,04 0,08 0,15 0,31

Задача 8

Предприниматель выпускает спортивный инвентарь.

Его ежегодные постоянные затраты составляют $ 10 000;

производственные издержки на единицу изделия- $ 4,50;

продажная цена изделия равна $12,50.

Какова точка безубыточности (в долларах и в штуках)?

Задача 9

Оцените данные по проекту, с точки зрения наличия резервного времени в период осуществления проекта. Проанализируйте каждый вид резерва и действия, которые предполагают их наличие.

Действия Продолжи Тельность Очередность СРВН СПВН СРВО СПВО Суммарный Резерв времени Свободный Резерв времени Независимый Резерв Времени
А -
Б -
В Б
Г А,В
Д Б
Е Б
Ж Г,Д

*СРВН – самое раннее время начала проекта

СПВН – самое позднее время начала проекта

СРВО – самое раннее время окончания проекта

СПВО – самое позднее время окончания проекта

Задача 10

Организация, владеющая сетью мелких ресторанов, рассматривает три варианта роста. Выберите наиболее оптимальный вариант (обоснуйте свой выбор) по следующим данным:

Варианты Состояние экономики (вероятность) Ожидаемый годовой эффект
Спад(0,3) Стабилизация(0,4) Подъем(0,3)
1. Строительство новой точки - 1 000 т.р. ?
2. Аренда дополнительного помещения - 500 т.р. ?
3.Расширение существующих площадей - 400 т.р. ?

Задача 11

Экспертная группа из пяти человек произвела оценку факторов конкурентоспособности товара:

Эксперт Оценки
КТ(4) ЦТ(3) КС(2) ЭЗ(1)
Руководитель
Конструктор
Маркетолог
Экономист
Технолог
Сумма баллов
Средний балл 3,6 3,2 3,8 3,4

Определить конкурентоспособность данного товара

Задача 12

Компания рассматривает возможность запуска нового продукта и необходимо принять ряд решений, связанных со сбытом этого продукта. Сначала необходимо решить, попытаться ли немедленно приступить к сбыту, предварить его исследованием рынка или же полностью отказаться от проекта.

Проведение маркетинговых исследований обойдется в 50 000 $. Сбыт товара – в 100000 $, т.к. потребуется новое оборудование, его монтаж и наладка.

Отказ от проекта сэкономит компании 250 000 $.

Если компания решает проводить маркетинговые исследования, то вопрос с продажей остается открытым: объем продаж будет зависеть от положительных или отрицательных результатов исследований.

Компания оценивает, что высокий объем продаж принесет доход в 1 млн. $, средний-500 000 $ валового дохода, низкий – 200 000 $.

Представлена также оценочная вероятность объемов продаж:

V продаж Без маркетингового исследования С маркетинговым исследованием
Положительн. 0,7 Отрицат. 0,3
Высокий 0,2 0,4 0,1
Средний 0,4 0,4 0,1
Низкий 0,4 0,2 0,8

Задача 13.

Первоначальные инвестиции в покупку земельного участка составляют 10 000 руб., через 3 года после обработки почвы он может быть продан за 30 000 руб., ставка дисконтирования 10% годовых. Определить чистую приведенную стоимость и индекс рентабельности инвестиции.

Задача 14.

Платежный ряд (CF) инвестиционных проектов имеет следующий вид:

  1г. 2г. 3г. 4г. 5г.
1 проект
2 проект
3 проект

Определить наиболее эффективный инвестиционный проект, если сумма первоначальных инвестиций составляет 10 000 руб. Процент по депозитам устойчивых банков 10% годовых.

Задача 15

Имеются следующие данные о производстве и реализации обоев со звукопоглощающим покрытием.

Показатели Единица измерения Величина показателя
Объем реализации Тыс. рулонов
Выручка от реализации (Рт) Млн. руб 22 588
Издержки производства (Зт) Млн. руб 8 444

Определить экономический эффект от производства обоев со звукопоглощающим покрытием.

Задача 16.

В истекшем году нормированная трудоемкость изделия А = 800 норма-часов, а фактические затраты труда = 660 часов. В планируемом году предполагается изменить технологический процесс, что позволит снизить трудоемкость изделия на 100 норма-часов.

На сколько процентов повысится производительность труда, если в планируемом периоде выполнение норм предполагается на уровне 110 %.

Задача 17.

Инвестор, желающий через 3 года иметь 13 310 $, решил зарезервировать некоторую сумму и вложить под 10% годовых. Определить какова эта сумма.

Задача 18.

В производство внедряется новый агрегат по упаковке тары. Определить экономический эффект от использования данного агрегата с учетом фактора времени, а также величину удельных затрат.

Показатели Годы расчетного периода
Результаты –   14 260 15 812 16 662 18 750 26 250 28 750
Затраты – З 4 233 10 213 18 140 18 396 20 148
Коэффициент дисконтирования при ставке дохода 10% 0,9091 0,8264 0,7513 0,683 0,6209 0,5645

Задача 19.

Предприниматель может получить ссуду:

1) либо на условиях ежеквартального начисления процентов из расчета 75% годовых,

2) либо на условиях полугодового начисления процентов из расчета 80% годовых.

Определить какой вариат предпочтителен.

Задача 20.

Цеху установлена производственная программа на месяц с нормативной трудоемкостью 30000 часов, в том числе по участкам: №1 – 8000 часов, №2 – 7500 часов, №3 – 6200 часов, №4 – 8300 часов. Определите явочную численность рабочих по участкам и в целом по цеху. Число рабочих часов в месяц на одного работника – 176.

Задача 21.

Рассчитать какую сумму необходимо вложить в инновационный проект по ставке процента 6%, для того чтобы через 4 года стоимость вложенных денег стоила 5 000 $.

Задача 22.

Предложены к внедрению три изобретения. Определить, какое из них наиболее рентабельное.

Изобретение Инвестиции (К), млн. руб Предполагаемый доход, млн. руб
446,5 640,2
750,6 977,5
1 250,0 1 475,5

Задача 23.

За счет обновления оборудования выработка продукции на одного рабочего повысится в планируемом периоде с 60 тыс. рублей до 64 тыс. рублей в год, объем выпущенной продукции составит при этом 120 млн. рублей. Каковы окажутся рост производительности труда и экономия рабочей силы?

Задача 24.

Предприниматель год назад приобрел акцию предприятия по цене 15 000 рублей. Текущая рыночная цена акции – 16 700 руб., полученные дивиденды составили 1 000 руб. Рассчитать общую доходность данного вида активов.

Задача 25.

В планируемом периоде предполагается увеличить объем выпускаемой продукции на 10%, производительность труда – на 6%, среднюю заработную плату – на 4%. Рассчитайте плановый фонд заработной платы, если в базисном периоде объем продукции составлял 180 тыс. рублей, а фонд заработной платы – 40 тыс. рублей.

ЗАДАЧИ

специализация «Финансовый менеджмент»

Задача 1.

В производство внедряется новый агрегат по упаковке тары. Определить экономический эффект от использования данного агрегата с учетом фактора времени, а также величину удельных затрат.

Показатели Годы расчетного периода
Результаты –   14 260 15 812 16 662 18 750 26 250 28 750
Затраты – З 4 233 10 213 18 140 18 396 20 148
Коэффициент дисконтирования при ставке дохода 10% 0,9091 0,8264 0,7513 0,683 0,6209 0,5645

Задача 2.

Имеются следующие данные о производстве и реализации обоев со звукопоглощающим покрытием.

Показатели Единица измерения Величина показателя
Объем реализации Тыс. рулонов
Выручка от реализации (Рт) Млн. руб 22 588
Издержки производства (Зт) Млн. руб 8 444

Определить экономический эффект от производства обоев со звукопоглощающим покрытием.

Задача 3.

Предложены к внедрению три изобретения. Определить, какое из них наиболее рентабельное.

Изобретение Инвестиции (К), млн. руб Предполагаемый доход, млн. руб
446,5 640,2
750,6 977,5
1 250,0 1 475,5

Задача 4.

Рассчитать какую сумму необходимо вложить в инновационный проект по ставке процента 6%, для того чтобы через 4 года стоимость вложенных денег стоила 5 000 $.

Задача 5.

Инвестор, желающий через 3 года иметь 13 310 $, решил зарезервировать некоторую сумму и вложить под 10% годовых. Определить какова эта сумма.

Задача 6.

Платежный ряд (CF) инвестиционных проектов имеет следующий вид:

  1г. 2г. 3г. 4г. 5г.
1 проект
2 проект
3 проект

Определить наиболее эффективный инвестиционный проект, если сумма первоначальных инвестиций составляет 10 000 руб. Процент по депозитам устойчивых банков 10% годовых.

Задача 7.

Цена за единицу продукции составляет 20 руб.

Переменные затраты на единицу продукции 10 руб.

Постоянные затраты на весь выпуск 10 000 руб. Предприятие выпустило 20 000 единиц продукции. Определить:

1) точку безубыточности производства;

2) запас финансовой прочности предприятия; (в штуках, процентах и рублях)

3) рентабельность продукции.

Задача 8.

На основе данных таблицы оценить платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия на начало и конец года:

  Актив на начало года на конец года   Пассив на начало года на конец года
1. Внеоборотные активы 3. Капитал и резервы
2. Оборотные активы: 4. Долгосрочные обязательства
- запасы 5. Краткосрочные обязательства:
- дебиторская задолженность - кредит и займы
- денежные средства     - кредиторская задолженность
Баланс Баланс

Задача 9.

Предприятие выпускает два вида продукции: Аи Б.

Цена за единицу продукции А 2 000 руб., В 4 000 руб. Переменные затраты на единицу продукции А 1 200 руб., В 2 900 руб. Постоянные затраты на весь выпуск составили 120 000 руб. Объем выпуска составил 50 единиц продукции А и 100 единиц продукции В. Условно допускается, что до точки безубыточности Х единиц продукции А и 2Х продукции В.

Определить:

1) точку безубыточности производства для продукции А и В;

2) запас финансовой прочности для продукции А и В;

4) прибыль на единицу продукции А и В.

Задача 10.

Предприятие продало товар на условиях потребительского кредита с оформлением простого векселя: номинальная стоимость 1500 руб., срок векселя - 60 дней, ставка процента за предоставленный кредит - 60% годовых. Через 45 дней с момента оформления векселя предприятие решило учесть вексель в банке, предложенная банком дисконтная ставка составляет 75%. Рассчитать сумму, получаемую предприятием и банком.

Задача 11.

Предприниматель может получить ссуду:

1) либо на условиях ежеквартального начисления процентов из расчета 75% годовых,

2) либо на условиях полугодового начисления процентов из расчета 80% годовых.

Определить, какой вариант предпочтителен.

Задача 12.

Предприниматель год наазд приобрел акцию предприятия по цене 15 000 рублей. Текущая рыночная цена акции – 16 700 руб., полученные дивиденды составили 1 000 руб. Рассчитать общую доходность данного вида активов.

Задача 13.

Чистая прибыль предприятия за год составила 17,3 млн. руб. Норма дохода – 17%. Имеются два варианта обновления материально-технической базы. Первый требует реинвестирования 50% прибыли, второй – 20%. В первом случае годовой темп прироста прибыли составляет 8%, во втором – 3%. Какая дивидендная политика более предпочтительна?

Задача 14.

Прибыль ОАО, предназначенная на выплаты дивидендов, составила за год 1200 тыс. рублей. Общая сумма акций – 5000 тыс. руб, в том числе привилегированных акций – 500 тыс. руб. и обыкновенных – 4500 тыс. руб. на привилегированные акции установлен фиксированный размер дивиденда - 30% к их номинальной стоимости. Рассчитать размер дивидендов по обыкновенным акциям.

Задача 15.

Имеются следующие данные:

Постоянные расходы - 30 тыс. руб.

Переменные расходы на единицу продукции – 45 руб.

Цена единицы продукции – 60 руб.

Требуется:

1) определить критический объем продаж,

2) рассчитать объем продаж, обеспечивающий валовый доход в размере 15 тыс. руб.

Задача 16.

В истекшем году нормированная трудоемкость изделия А = 800 норма-часов, а фактические затраты труда = 660 часов. В планируемом году предполагается изменить технологический процесс, что позволит снизить трудоемкость изделия на 100 норма-часов. На сколько процентов повысится производительность труда, если в планируемом периоде выполнение норм предполагается на уровне 110 %.

Задача 17.

Цеху установлена производственная программа на месяц с нормативной трудоемкостью 30000 часов, в том числе по участкам: №1 – 8000 часов, №2 – 7500 часов, №3 – 6200 часов, №4 – 8300 часов. Определите явочную численность рабочих по участкам и в целом по цеху. Число рабочих часов в месяц на одного работника – 176.

Задача 18.

За счет обновления оборудования выработка продукции на одного рабочего повысится в планируемом периоде с 60 тыс. рублей до 64 тыс. рублей в год, объем выпущенной продукции составит при этом 120 млн. рублей. Каковы окажутся рост производительности труда и экономия рабочей силы?

Задача 19.

В планируемом периоде предполагается увеличить объем выпускаемой продукции на 10%, производительность труда – на 6%, среднюю заработную плату – на 4%. Рассчитайте плановый фонд заработной платы, если в базисном периоде объем продукции составлял 180 тыс. рублей, а фонд заработной платы – 40 тыс. рублей.

Задача 20.

Первоначальные инвестиции в покупку земельного участка составляют 10 000 руб., через 3 года после обработки почвы он может быть продан за 30 000 руб., ставка дисконтирования 10% годовых. Определить чистую приведенную стоимость и индек рентабельности инвестиции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.

2. Барышева А.В. Инновационный менеджмент [Текст] / А.В. Барышева: Учебное пособие. – М.: Изд-во Дашков и К, 2007, 384 с.

3. Бочаров В.В. Финансовый анализ: учебное пособие. С – П ., 2001.

4. Гаврилов А.И. Инновационный менеджмент [Текст] / А.П. Городнов, Ю.П. Морозов: Учебное пособие - М.: ЮНИТИ-ДАКА, 2003 - 471 с.

5. Ильдеменов С.В. Инновационный менеджмент [Текст] / А.С. Ильдеменов, В.П. Воробьев – М.: ИНФРА-М. 2002-208 с.

6. Менеджмент [Текст]: учеб. для студентов вузов, обуч. по эконом. специальностям / под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова – М. ЮНИТИ – ДАНА, 2008.- 238с.

7. Мескон М. Основы менеджмента [Текст]: пер. с англ. / М.Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М. Дело, 2002. – 704с.

8. Райченко А.В. Общий менеджмент [Текст]: / А.В. Райченко – М.: ИНФРА –М. 2006. – 384с.

9. Ковалёв В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2001.

10. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки.-М.: 1997.

11. Староблинский Э.Е. Как управлять персоналом? – М.: ЗАО Бизнес – школа Интел – синтез, 1995.

12. Тарасов В.К. Персонал – технология: отбор и подготовка менеджеров. – Ленинград: Машиностроение, 1989.

13. Травкин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1995.

14. Уткин Э.А. История менеджмента. – М.: Тандем, 1997.

15. Управление персоналом организации: Учебник /Под. ред. А.Я. Кибанова. –М.: Инфра – М, 1997.

16. Русинов Ф.М., Никулин Л.Ф. , Фаткин Л.В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учебное пособие. – М.: Инфра – М, 1996.

17. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент [Текст] / Р.А. Фатхутдинов Учебник, 4-е издание. - СПб.: Питер, 2004.

18. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. – М.: ЗАО Бизнес - школа Интел – Синтез, 1997

19. Финансовый менеджмент: учеб. для студентов вузов, обуч. по спец. «Менеджмент» / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: ИНФРА-М, 2004.-284с.

20. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно – практическое пособие. – М.: ЗАО Бизнес – школа Интел – синтез, 1997.

21. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. – М.: Бизнес – Информ, 1997.

Дополнительная литература

22. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб: Издательство «Питер», 2000.

23. Баркер А. Алхимия инноваций / Алан Баркер; [Пер. с англ. А.Р. Ханукаева]. - М.: ООО «Вершина», 2004.

24. Бауэр Р., Коллар Э., Тан В. Управление инвестиционным проектом: опыт IBM: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1995.- 320 с.

25. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М.: МГУ, 1995 –416 с.

26. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М.: 1990.

27. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994 – 685 с.

28. Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный, 1998 – 224 с.

29. Глущенко Е.В., Захарова Е.В., Тихонравов Ю.В. Теория управления. Учебный курс. – М.: Вестник, 1997 –334 с.

30. Глухов В.В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие. – СПб: Специальная литература, 1995 –328 с.

31. Грачев М.В., Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. – М.: 1993.

32. Гунин В.Н. и др. Управление инновациями. Модуль 7. – М.: Инфра-М, 1999.- 386 с.

33. Гупалов В.К. Управление рабочим временем. – М.: Финансы и статистика, 1998.

34. Гурков И. Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. – М.: ТЕИС, 2003.- 321 с.

35. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: Бином, 1997.

36. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С.Д.Ильинковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

37. Инновационный менеджмент. /Под ред. Завлина П.Н., Казанцева А.К. – М.: ЦИСН, 1998.

38. Инновационный менеджмент. /Под ред. Уткина Э.А. – М.: АКАЛИС, 1996.

39. История менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Д.В. Валового. – М.: Инфра – М, 1997.

40. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов /С.Д. Ильенкова, Л.М, Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. проф. С.Д. Ильенковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

41. Инновационные процессы в странах развитого капитализма / Под. Ред. И.Е Рудаковой. – М.: Экономикак, 2000. – 125 с.

42. Карлоф Б., Седерберг С. Вызов лидеров. – М.: Дело, 1996 – 352 с.

43. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. – М.: Дека, 1996.

44. Кокрев В.П., Толтов В.К. Концерн: организация и управление. – Барнаул: 1995.

45. Магура М.И. Обучение персонала как конкурентное преимущество [Текст]: к изучению дисциплины / М.И. Магура, М.Б.Курбатова. – М.: ООО «Журнал» Управление персоналом», 2004. – 216с.

46. Мазур И.И. Всеобщая история менеджмента [Текст]: / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. – М.: Изд. Центр «ЕЛИМА», 2007. – 885с.

47. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М.: Инфра – М, 1996.

48. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005.

49. Менар К. Экономика организации. – М.: Инфра – М, 1996.

50. Менеджмент [Текст]: учеб. для студентов вузов, обуч. по эконом. специальностям / под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М. ЮНИТИ – ДАНА, 2007.- 225с.

51. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: Инфра – М, 1996.

52. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. – Н. Новгород: ННГУ, 2000.-385 с.

53. Мухин Ю. Наука управлять людьми: изложение для каждого. – М.: Фолиум, 1995.

54. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.

55. Основы менеджмента: Учебное пособие / Науч. Ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 1998.

56. Поляков В.А. Технология карьеры. – М.: Дело, 1995.

57. Саймон Г.А., Смитбург Д.У. Томпсон В.А. Менеджмент в организации. – М.: Экономика, 1995.

58. Финансовый менеджмент: учеб. для студентов вузов, обуч. по экон. спец. / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы: ЮНИТИ, 1997. – 518с.

59. Финансовый менеджмент: теория и практика: учеб. для. по специальностям «Финансы и кредит». «Бухгалтер. Учет и аудит», «Менеджмент» / Стоянова Е.С., Крылова Т.Б., Федотова М.А. – М.: Перспектива; ИНФРА – М, 1996. -405с.

60. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005.

61. Винслав Ю., Гуськов Э. Факторы и пути повышения эффективности работы отечественных финансово-промышленных групп // Российский экономический журнал, - 1996.- №7.- с.12-14.

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры менеджмента

Протокол № 7 от 15.03.2007

Зав.кафедрой _______________ Н.Ф. Дитц

Вопросы для подготовки к государственному экзамену по специальности

Менеджмент организации

специализация «Стратегический менеджмент»

1. Эволюция управленческой науки.

2. Классическая школа управления. А.Файоль, Ф. Тейлор.

3. Методологические основы менеджмента.

4. Процессный подход к менеджменту.

5. Системный подход к менеджменту. Модель организации как открытой системы. Ситуационный подход к менеджменту.

6. Цели и задачи в системе современного менеджмента.

7. Коммуникации в современной фирме: сущность, элементы и этапы коммуникационного процесса.

8. Управленческие проблемы и пути их решения. Общая характеристика принятия управленческих решений.

9. Организационные отношения в системе менеджмента.

10. Взаимодействие человека и организации: сущность проблемы взаимодействия, адаптация человека к организации. Индивид и группа.

11. Мотивация деятельности в менеджменте.

12. Планирование как функция менеджмента. Стратегические и текущие планы в системе менеджмента.

13. Организационные структуры органов управления фирмы

14. Регулирование и контроль в менеджменте.

15. Информационное обеспечение управления организаций.

16. Группы и групповая динамика в менеджменте.

17. Конфликтность в менеджменте. Методы управления конфликтами.

18. Лидерство в менеджменте.

19. Влияние культуры на организационную эффективность.

20. Управление персоналом: понятие и подходы

21. Кадровая служба предприятия.

22. Кадровая политика предприятия: содержание и задачи.

23. Управление адаптацией работников

24. Методы управления персоналом.

25. Найм персонала как функция управления персоналом.

26. Этика деловых отношений.

27. Планирование увольнений и работы с увольняемыми работниками.

28. Рынок труда: виды и механизм функционирования.

29. Маркетинг персонала.

30. Оценка персонала и оценка эффективности управления персоналом.

31. Инновационный потенциал современной организации. Основные задачи и принципы инновационного менеджмента.

32. Нововведения как объект инновационного менеджмента.

33. Управление инновационными проектами.

34. Маркетинг в инновационной сфере.

35. Оценка эффективности инвестиционных проектов.

36. Формирование и управление инвестиционным портфелем.

37. Бизнес – план в деятельности организации.

38. Государственное регулирование инвестиционных процессов

39. Особенности стратегического управления в современных условиях.

40. Стратегическое партнерство как элемент рыночной системы хозяйствования.

41. Международный бизнес: сущность, характерные черты.

42. Структура анализа внешней среды международного бизнеса.

43. Формирование прибыли предприятия в условиях реформирования экономики.

44. Форма международной кооперации - франчайзинг.

45. Основные составляющие стратегического менеджмента.

46. Содержание и принципы проведения стратегического анализа внешней и внутренней среды управления.

47. Методы стратегического анализа среды. Ситуационный анализ.

48. Разработка стратегии организации: целеполагающие этапы.

49. Классификации стратегий в теории стратегического менеджмента (базисные стратегии, стратегии конкурентоспособности, функциональные стратегии).

50. Выбор направлений развития организации, определяющие факторы.

51. Портфельный анализ в стратегическом менеджменте. Портфельные стратегии

52. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества фирм, регионов, стран.

53. Диверсификация

54. Стратегии фирмы в различных отраслях

55. Проектирование организации

56. Реализация стратегии

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры менеджмента

Протокол № ____от ________

Зав.кафедрой _______________ Н.Ф. Дитц

ВОПРОСЫ

к Государственному экзамену по специальности 080507 – Менеджмент организации

Для студентов

специализация «Финансовый менеджмент»

1. Практика управления до появления менеджмента.

2. Основные школы и направления в менеджменте.

3. Менеджмент как вид деятельности. Уровни менеджмента.

4. Методологические основы менеджмента. Законы и принципы управления.

5. Основные функции менеджмента планирование и принятие управленческого решения.

6. Мотивация персонала (с позиции содержательных теорий) А. Маслоу, Д. Мак Клелланд, Ф. Герцберг.

7. Мотивация персонала (с позиции процессуальных теорий) Теория ожиданий. Теория справедливости. Модель Портера – Лоулера.

8. Школа научного управления как этап в развитии менеджмента. Ф. Тейлор, Ф и А. Гилбретт.

9. Системный подход к менеджменту. Модель организации как открытой системы

10. Внутренняя и внешняя среда фирмы, основные элементы.

11. Дерево целей как инструмент обеспечения подчиненности и развертываемости целей менеджмента

12. Коммуникации в современной фирме: сущность, элементы и этапы коммуникационного процесса.

13. Общая характеристика принятия управленческих решений. Интуитивное решение проблем. Рациональное решение проблем.

14. Организационные структуры органов управления фирмы: дивизиональная структура.

15. Планирование как функция менеджмента. Стратегические и текущие планы в системе менеджмента.

16. Взаимодействие человека и организации. Типы организаций.

17. Регулирование и контроль в менеджменте.

18. Группы и групповая динамика в менеджменте.

19. Информационное обеспечение управление организацией.

20. Руководство: власть, влияние, лидерство.

21. Имидж менеджера.

22. Управление конфликтами. Методы управления конфликтами.

23. Влияние культуры на организационную эффективность.

24. Инновационный потенциал современной организации. Основные задачи и принципы инновационного менеджмента.

25. Бизнес-план фирмы: сущность, структура, характеристика основных разделов.

26. Маркетинг в управлении организацией: сущность, цели, функции.

27. Управление формированием и движением финансовых ресурсов в фирме

28. Персонал как объект управления.

29. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием.

30. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.

31. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом.

32. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры.

33. Подбор персонала и профориентация.

34. Кадровая политика организации – основа формирования стратегии управления персоналом.

35. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала.

36. Профессиональная организационная адаптация персонала.

37. Управление конфликтами и стрессами

38. Оценка эффективности в управлении персоналом.

39. Планирование высвобождения и работа с увольняемыми

40. Банкротство как метод структурной реорганизации экономики. (Закон о банкротстве)

41. Стратегия предприятия и стратегическое управление

42. Содержание и этапы инновационного процесса.

43. Управление инновационными проектами.

44. Методологические основы принятия финансовых решений.

45. Риск и доходность портфельных инвестиций.

46. Методика разработки, оценка эффективности и риска инвестиционных проектов.

47. Традиционные и новые методы финансирования деятельности предприятия.

48. Управление собственным капиталом организации. Дивидендная политика.

49. Производственный, финансовый и производственно – финансовый леверидж.

50. Управление оборотным капиталом организации.

51. Финансовое планирование и прогнозирование.

52. Модель безубыточности производства.


8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ итогового государственного экзаменаВ соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.Цель итоговой государственной аттестации: установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.Цель проведения государственного экзамена. Целью проведения государственного экзамена по специальности 080507 Менеджмент организации является проверка уровня и качества общей, общепрофессиональной и специальной подготовки студентов по специальности. Государственный экзамен наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин учитывает также общие требования к знаниям и умениям выпускника по циклам дисциплин, предусмотренным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.Государственная экзаменационная комиссия. Прием экзамена осуществляет Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК), входящая в состав Государственной аттестационной комиссии (ГАК).ГЭК формируется из ведущих преподавателей выпускающей кафедры и должна включать в свой состав не менее двух членов ГАК. В состав ГЭК могут включаться специалисты предприятий (потенциальных работодателей для выпускников), ведущие преподаватели и научные сотрудники других высших учебных заведений. Председателем ГЭК, являющимся заместителем председателя ГАК, как правило, назначается заведующий выпускающей кафедрой. Состав комиссии, включая ее председателя и секретаря, утверждается ректором университета.Допуск к государственному экзамену. К экзамену допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план предыдущих семестров.Содержание государственного экзамена. Экзамен включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки. Он проводится на заключительном этапе учебного процесса до выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР).Ежегодно за шесть месяцев до даты приема государственного экзамена на заседании выпускающей кафедры обсуждаются, корректируются и утверждаются состав и содержание вопросов дисциплин, включаемых в программу государственного экзамена, а также предлагаемый кафедрой состав ГЭК.Программа государственного экзамена доводится до сведения студентов не позднее, чем за четыре месяца до даты экзамена.На заранее проводимых консультациях до сведения студентов доводят процедуру проведения экзамена и отвечают на вопросы, возникающие при повторении разделов дисциплин.Процедура проведения государственного экзамена. Экзамен может проводиться в письменной и (или) устной форме на основе оценки ответов и решений тестовых заданий. Чаще всего экзамен проводиться в устной форме. Экзаменационные билеты могут включать по одному вопросу (теме) из трех-четырех входящих в государственный экзамен дисциплин: всего — четыре вопроса, из которых три теоретических и одна задача (ситуация).При подготовке к ответу студент делает необходимые записи по каждому вопросу на выданных секретарем комиссии листах бумаги со штампом университета (факультета). На подготовку к экзамену, который проводится в устной форме, студенту отводится 2—3 академических часа.Устная форма проведения экзамена предполагает выступление студента перед комиссией в течение 10—15 минут по вопросам, сформулированным в экзаменационном билете.В процессе подготовки ответа и после его завершения по всем вопросам экзаменационного билета студенту членами комиссии с разрешения ее председателя могут быть заданы уточняющие и дополнительные вопросы в пределах перечня, вынесенного на экзамен.После завершения ответа студента на все вопросы и объявления председателем комиссии окончания опроса экзаменуемого члены комиссии проставляют в своем протоколе оценки за ответы экзаменуемого на каждый вопрос и по совокупности.По завершении экзамена ГЭК на закрытом заседании обсуждает характер ответов каждого студента, анализирует проставленные каждым членом комиссии оценки и проставляет каждому студенту согласованную оценку за экзамен по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Решение об итоговой оценке принимается открытым голосованием большинством голосов. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Постановления ГЭК оформляются протоколом сразу после закрытого заседания в порядке установленном в университете и объявляются студентам в день проведения экзамена после оформления протоколов. В протоколе фиксируется: итоговая оценка за экзамен, вопросы и особые мнения членов комиссии. Протоколы заседаний ГЭК подписываются председателем, членами и секретарем комиссии. Также постановление об итоговой оценке за государственный экзамен заносится в зачетную книжку и подписывается председателем, членами и секретарем комиссии. В случае получения итоговой оценки «неудовлетворительно» студент не допускается к выполнению и защите ВКР и отчисляется из университета с получением диплома о неполном высшем образовании. Студент, получивший оценку «неудовлетворительно» может быть допущен к пересдаче экзамена не ранее, чем через шесть недель по приказу ректора университета. Листы с ответами студентов на экзаменационные вопросы хранятся в делах выпускающей кафедры, протоколы заседаний ГЭК хранятся в деканате. Председатель комиссии совместно с секретарем подготавливают отчет о проведенном государственном экзамене. Отчет председателя комиссии анализируется на заседании выпускающей кафедры.

Приложение 1

Форма заявления на выполнение ВКР (дипломного проекта)

И.о. зав. кафедрой менеджмента

Пигиной Т.Н..

студента _______________________

группы_________________________

специальности

080507.65 – Менеджмент организации

ЗАЯВЛЕНИЕ

«___ » _______ 20__ г.

Прошу разрешить выполнение выпускной квалификационной работы (дипломного проекта) по кафедре менеджмента на тему: _____________.

_____________

____________________

(подпись студента)

Согласовано:

Научный руководитель _________________ _____________________

(подпись) ФИО

Приложение 2

Наши рекомендации