Количественные методы оценки
- метод избыточных прибылей;
- методы учета результатов конкретных сделок.
Из методов учета результатов конкретных сделок, в свою очередь, выделяют международный бухгалтерский метод и официальный метод.
В соответствии с методом избыточных прибылей деловая репутация оценивается с точки зрения дополнительных поступлений прибыли, экономического эффекта, который достигается благодаря обладанию определенной деловой репутацией. Данный метод обычно ассоциирует деловую репутацию с брендом, который делает возможным компании извлекать больше прибыли и добиваться большего экономического эффекта по сравнению с той ситуацией, при которой указанная деловая репутация, бренд отсутствовали бы.
В процессе оценки деловой репутации при помощи метода избыточных прибылей различают 2 этапа. На первом этапе определяются те дополнительные доходы, которые появились благодаря наличию у компании определенной деловой репутации. На втором же этапе полученный результат умножается на специальный коэффициент, который, в свою очередь, рассчитывается экспертами по таким критериям, как стабильность, лидерство, интернациональность.
Поскольку описанная выше разновидность метода обладает определенными недостатками, связанными с достоверностью высчитываемого экспертами специального коэффициента, выделяется также и другая разновидность метода избыточных прибылей. Данная разновидность состоит из 3 этапов. На первом этапе на основе реального покупательского поведения потребителей определяются дополнительные доходы, создаваемые компанией за счет обладания деловой репутацией. На втором этапе из указанных доходов выделяется та их часть, которая возникает в результате именно внутренней приверженности покупателей данному бренду, а не те доходы, получение которых стимулируется рекламой и различного рода акциями. На третьем этапе происходит конечное вычисление стоимости деловой репутации.
Суть международного бухгалтерского метода закреплена в Международном стандарте финансовой отчетности № 22 «Объединение компаний» (далее — МСФО № 22), в соответствии с которым деловой репутацией называется превышение покупной стоимости активов над их справедливой (иными словами — рыночной) стоимостью в день проведения сделки. Таким образом, в МФСО № 22 деловая репутация признается активом лишь в случае осуществления сделки поглощения. Указанный вывод подтверждается Международным стандартом финансовой отчетности № 38 «Нематериальные активы», в котором указано, что внутренне созданная деловая репутация, то есть деловая репутация самой компании, не может быть признана активом. Именно в силу этого значительное количество зарубежных компаний считает проведение оценки деловой репутации нецелесообразным.
Официальный метод получил свое название благодаря тому, что он находит свое закрепление, прежде всего, в законодательстве. Этот метод закреплен в законодательстве Республики Беларусь и, например, Российской Федерации.
При приобретении же объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданной организации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации приобретенная деловая репутация организации амортизируется в течение 20 лет, но не более срока деятельности организации. Для сравнения, в Канаде максимальный период амортизации деловой репутации составляет 40 лет, в Нидерландах и Швеции — 10 лет, в Японии — 5 лет.
Сравнивая международный бухгалтерский метод оценки деловой репутации с официальным, важно отметить, что на балансе предприятия в соответствии с официальным методом не может быть отображена собственная деловая репутация. Стоит признать международный бухгалтерский метод оценки деловой репутации более адекватным, поскольку он учитывает именно рыночную стоимость активов фирмы. Проблемный же аспект применения официального метода, в том числе на территории Республики Беларусь, сводится к тому, что зачастую в отчетности национальных компаний указывается завышенная (чаще) или заниженная стоимость активов по сравнению с их рыночной стоимостью. Отсюда возникают ошибки и при проведении оценки деловой репутации.