Технологическая карта прохождения практики

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По прохождению практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (рассредоточенная)

Учебно-программное издание

Рекомендовано методической комиссией Института экономики и предпринимательства для студентов ННГУ, обучающихся по направлению

подготовки 38.03.02 «Менеджмент»

(бакалавриат)

Нижний Новгород

УДК

ББК

M-

М- МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по прохождению практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности / Багаева М.В., Коробова Ю.С., Купцова А.С., Пронина С.В., Салмина Н.А., Скарынкина М.В., Тихонов С.В. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2016. – 121 с.

Рецензент:

Методические указания содержат рекомендации по прохождению практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (бакалавриат) всех форм обучения. В разработке содержатся требования к прохождению практики, раскрывается содержание структуры отчета по практике, приводятся правила оформления отчета.

Ответственный за выпуск:

УДК

ББК

© Нижегородский государственный

Университет им. Н.И. Лобачевского, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 4

1.Цели и задачи практики. 6

2.Место и сроки проведения практики. 6

3.Структура практики. 7

4. Порядок и правила оформления отчета по практике. 7

5. Содержание отчета по практике. 8

БЛОК 1. «ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ». 8

БЛОК 2 «ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ». 12

БЛОК 3 «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ». 25

БЛОК 4. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ.. 52

БЛОК 5. «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕСА». 64

БЛОК 6. «ИННОВАЦИИ». 102

БЛОК 7. «ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ БИЗНЕСА». 103

6. Аттестация результатов практики. 110

7. Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики 113

Заключение. 114

Список используемой литературы.. 115

Введение

Производственная практика является одним из элементов учебного процесса по подготовке бакалавров. Успешное прохождение производственной практики способствует закреплению и углублению полученных теоретических знаний, развитию умения ставить и решать практические задачи, анализировать полученные результаты и делать выводы; формированию и развитию навыков самостоятельной производственной деятельности.

Практика базируется на содержании основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению 38.03.02 «менеджмент» профиля «менеджмент организации». Для успешного прохождения практики студент должен в полной мере овладеть профессиональными компетенциями, знаниями и навыками, предусмотренными программами дисциплин учебного плана.

Методические указания по прохождению практики ориентированы на формирование следующих компетенций:

опк-5:владение навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем

ПК-3: Владение навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности

ПК-4: Умение применять основные методы финансового менеджмента для оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия инвестиционных решений, решения по финансированию, формированию дивидендной политики и структуры капитала, в том числе, при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках в условиях глобализации

ПК-5: Способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений

ПК-6: Способность участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений

ПК-8:Владение навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений

ПК-10:Владение навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построении экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления

ПК-15: Умение проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании

ПК-16: Владение навыками оценки инвестиционных проектов, финансового планирования и прогнозирования с учетом роли финансовых рынков и институтов

1. Цели и задачи практики

Цели практики– закрепление и расширение объема теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, ознакомление с методами и средствами работы менеджера, приобретение практических навыков и развитие общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Задачи практики:

- закрепление и расширение практических навыков и умений применительно к профилю будущей работы;

- сбор материалов для написания выпускной квалификационной работы.

2. Место и сроки проведения практики

В соответствии с государственным образовательным стандартом, учебным планом и графиком учебного процесса, общая трудоемкость практики составляет 18 недель (540 часов), что составляет 15 зачетных единиц (табл. 1). Проводится на 4 курсе, в 7 семестре.

Практика проходит на базе института в форме участия студентов в круглых столах, деловых играх, кейсах. Для участия в практике привлекаются специалисты организаций и ведущие преподаватели соответствующих направлений.

Таблица 1

Технологическая карта прохождения практики

п/п Этап Содержание этапа Трудоемкость (часов/недель)
Очная форма Очно-заочная форма Заочная форма
Организационный - разъяснение руководителями каждого блока практики от Университета порядка и особенностей выполнения вопросов, обозначенных в задании по каждому из блоков практики; - доведение до студентов критериев оценивания результатов прохождения практики; - доведение до студентов требований по оформлению отчета по практике.
Подготовительный Знакомство с документами, отчетами и иными источниками информации на предприятии, необходимыми для выполнения заданий по каждому из блоков практики.
Основной Выполнение заданий по каждому из блоков практики. Подготовка и оформление отчета о практике.
Заключительный Защита отчета по практике
  ИТОГО:  

3. Структура практики

Блок 1. «Инвестиционный менеджмент»;

Блок 2. «Финансовый анализ»;

Блок 3. «Стратегический анализ»;

Блок 4.«Управление проектами»;

Блок 5.«Современные технологии автоматизации бизнеса»;

Блок 6. «Инновации»;

Блок 7. «Оценка и управление стоимостью бизнеса».

4. Порядок и правила оформления отчета по практике

Результаты практики студент обобщает в виде письменного отчета. Отчет по практике является основным документом студента, отражающим, выполненную им работу во время практики, получен­ные им организа­ционные и технические навыки и знания.

Отчет должен быть оформлен на рабочем месте и полностью завершен к моменту окончания практики. Основой отчета являются самостоятельно выполняемые работы студентом в соответствии с программой практики.

Изложение в отчете должно быть сжатым, ясным и сопровождаться цифровыми данными, схемами, графиками и диаграммами. Цифровой мате­риал необходимо оформлять в виде таблиц. Сложные отчетные и плановые формы и расчеты могут быть оформ­лены как приложения к отчету с обязательной ссылкой на них в тексте.

Материал в отчете представляется в следующей последовательности:

- титульный лист (приложение 1);

- сопроводительный лист (приложение 2);

- содержание отчета;

- отчет о выполнении программы по отдельным разделам;

- приложения.

Изложение материалов в отчете должно быть последовательно, лаконично, логически связано. Отчет выполняется на компьютере одной стороне листа А-4. Таблицы и схемы могут быть выполнены на листах иного формата, но должны быть аккуратно сложены по формату А-4.

Отчет может состоять из двух частей: основной и приложений. Основная часть отчета состоит из семи разделов. Вторая часть представляет собой приложения к отчету и может включать схемы, графики, таблицы, документацию организации и т.д.

Основная часть и приложения к отчету нумеруются сплошной нумерацией. Титульный лист не нумеруется.

Текст оформляется в соответствии с требованиями делопроизводства, печатается через 1,5 интервала. Сверху страницы делается отступ примерно 20 мм, слева – 25 мм, справа 20 мм, снизу 20 мм. Абзацные отступы должны быть равны 5 знакам.

Нумерация страниц должна быть сквозной. Номер проставляется арабскими цифрами в нижнем правом углу страницы.

Текст должен быть разделен на разделы и подразделы (заголовки 1-го и 2-го уровней), в случае необходимости – пункты, подпункты (заголовки 3-го и 4-го уровней). Все заголовки иерархически нумеруются. Номер помещается перед на­званием, после каждой группы цифр ставится точка. В конце заголовка точка не ставится.

Заголовки одного уровня оформляются одинаково по всему тексту. Каж­дый раздел (заголовок 1-го уровня) следует начинать с новой страницы. Заголовок 1-го уровня следует располагать в середине строки и набирать прописными буквами. Заголовки 2-го уровня и ниже следует начинать с аб­зацного отступа и печатать с прописной буквы. Переносы в заголовках не допускаются.

При компьютерном наборе основной текст следует набирать шрифтом Times New Roman с обычным начертанием. Заголовки 1-го и 2-го уровней следует набирать с полужирным начертанием, заголовки 3-го и 4-го уровней – обычным. Названия рисунков и таблиц рекомендуется набирать 12 шрифтом с полужирным начертанием. Размер абзацного отступа составляет 5 знаков.

Все рисунки, таблицы, формулы нумеруются. Нумерация рисунков, таб­лиц и формул может быть либо сквозной по всему тексту, например «Таб­лица 7», либо по разделам, например «Рис. 2.5», что означает рисунок 5 в раз­деле 2. Номер формулы располагается справа от нее в скобках.

Каждый рисунок должен иметь название, состоящее из слова «Рис.», номера рисунка с точкой и текстовой части. Название таблицы состоит из слова «Таблица», номера таблицы с точкой и текстовой части.

Название рисунка располагается под рисунком по центру. Название таб­лицы располагается над таблицей справа. Все названия должны распола­гаться без отрыва от соответствующего объекта.

На каждый рисунок, таблицу и приложение в тексте должна быть ссылка в скобках, например (рис. 3.4) Ссылки на формулы даются при необ­ходимости, номер формулы помещается в скобки, например «Y из формулы (3)».

5. Содержание отчета по практике

БЛОК 1. «ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

При написании отчета по разделу «Инвестиционный менеджмент» студенты должны ознакомиться на предприятии с информацией, включающей данные о методике разработки финансового плана организации и направлениях инвестиционной стратегии.

В результате ознакомления с вышеназванной информацией студенты должны сформировать трудовые навыки в сфере:

Ø Расчета размера инвестиций, необходимого для достижения целей организации.

Ø Формирования финансового плана и критериев мониторинга его выполнения.

Ø Мониторинга финансового плана, определения критериев эффективности финансового плана и качества инвестиционного портфеля клиента.

Этапы изучения включают следующие разделы:

1. Определить направление инвестирования средств (существующее или планируемое).

2. Изучение утвержденных финансовых планов организации (бизнес-планы).

3. Оценить источники финансирования, используемые для реализации инвестиционных проектов.

Определить направление инвестирования средств (существующее или планируемое)

Анализ состояния рынка

Для раскрытия информации об анализе рынка следует ответить на вопросы:

1.1.1.Какие область, город, район предназначены в качестве рынка предлагаемого товара? 1.1.2.Каковы географические, экономические социально-демографические характеристики выбранного рынка? 1.1.3. Какие фирмы уже функционируют на выбранном рынке с аналогичным товаром? 1.1.4. Какова степень насыщенности рынка товарами-аналогами? 1.1.5. Каковы тенденции изменения степени насыщенности рынка на ближайшие три года? 1.1.6. Какова общая тенденция спроса на товары-аналоги? 1.1.7. Какие фирмы могут стать конкурентами? 1.1.8. Почему покупатели предпочтут предлагаемый товар? 1.1.9. Какие покупатели в большей степени заинтересованы в данном товаре?

Описание товара

Для раскрытия информации о товаре следует ответить на вопросы:

1.2.1. Каково назначение (функция) товара и возможные сферы его использования? 1.2.2. Каким образом реализуется назначение товара? 1.2.3.Каковы основные характеристики товара? 1.2.4. Какие технические, химические и пр. новации делают товар особенным? 1.2.5. Почему именно данный товар будет пользоваться спросом на выбранном рынке? 1.2.6. Каков жизненный цикл товара на перспективу 1 - 3 года? 1.2.7. Какие средства предусмотрены для поддержания устойчивого спроса на товар в рассматриваемом сегменте рынка?

Инвестиционный план

Для раскрытия информации об инвестициях следует ответить на вопросы:

1.3.1. Какие технологии производства известны? 1.3.2. Какие затраты необходимы для приобретения или разработку технологии? 1.3.3. Какова принципиальная схема производства товара? 1.3.4.Какие производственные площади потребуются и каковы затраты на их приобретение или аренду? 1.3.5.Какое оборудование необходимо для производства и каковы затраты на приобретение? 1.3.6. Какие сырье, полуфабрикаты и материалы необходимы для производства и каковы затраты на приобретение?

Изучение утвержденных финансовых планов организации (бизнес-планы).

Блок 1. Словесное описание всего проекта

Блок 2. План мероприятий

Блок 3. Финансовый план

Первый блок – это словесное описание проекта или того состояния бизнеса, которого хочет достичь организация. Во второй и третий блоки выносятся те из разделов первого, которые поддаются количественному выражению: план административных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, и финансовый план.

Финансовый план.Методика работы над этим планом заключается в последовательных расчетах и записи результатов в таблицы.

План доходов и расходов:

1) прогнозируется количество продаж товара по каждому месяцу года на основании конфигурации графика "Жизненный цикл товара"; 2) записывается цена на единицу товара по каждому месяцу с учетом прогноза уровня инфляции; 3) рассчитываются переменные расходы на производство товара в рамках каждого месяца планируемого года; 4) определяются затраты каждой составляющей постоянных расходов по каждому месяцу; 5) устанавливается процент налога на добавленную стоимость соответствующий рассматриваемому организационно-правовому статусу фирмы и виду товара; 6) устанавливается процент налога на прибыль, который должен соответствовать характеристикам фирмы и товара; 7) определяются: доходы от продаж; сумма постоянных расходов; величина налога на добавленную стоимость; величина налога на прибыль; чистая прибыль.

Таблица 1

План доходов и расходов деятельности организации/ИП

Наименование показателя 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Выручка        
Расходы, всего        
В т.ч. Переменные расходы        
Постоянные расходы        
Прибыль от продаж        
Прочие расходы        
Прибыль до налогообложения        
Чистая прибыль        
Рентабельность, %        
УСН        
  • 6% от доходов
       
  • 15% от дохода, уменьшенного на величину расходов
       
Общая система налогообложения        
  • Налог на прибыль организаций (20%)
       
  • 18% в бюджет субъекта федерации
       
  • 2% - в федеральный бюджет
       
  • НДС (18%)
       
  • Налог на имущество организаций (2,2%)
       

План поступлений и выплат.

Данный документ позволяет планировать денежную наличность. Он разрабатывается на основе "Плана доходов и расходов", но с учетом получения необходимых кредитов в коммерческих банках и их погашения. Должны быть учтены возможные предоплаты, отсроченные платежи, а также продажи товаров в кредит.

Таблица 2

План поступлений и выплат

№ п/п Показатель   Период
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Доходы (поступление ДС от клиентов) (равны выручке из таблицы «План доходов и расходов деятельности организации/ИП», включая НДС)        
Расходы(выбытие ДС) (стр.3+стр.4+стр.5+стр.6+стр.7), в том числе:        
аренда офиса        
заработная плата с отчислениями во внебюджетные фонды        
страхование автомобилей, оборудования, недвижимого имущества        
ремонт и обслуживание имущества        
прочие расходы        
Денежный поток от операционной деятельности (стр.1-стр.2)        
Покупка автомобилей, оборудования, недвижимого имущества и др. (например)        
Обустройство офиса (например)        
Денежный поток от инвестиционной деятельности (стр.9+стр.10)        
Получение кредита        
Погашение процентов        
Погашение основного долга        
Денежный поток от финансовой деятельности (стр.12-стр.13-стр.14)        
Чистый (совокупный) денежный поток (стр.8+стр.11+стр.15)        
Остаток ДС на начало периода        
Остаток ДС на конец периода (стр.17+стр.16)        

Наши рекомендации