Будьте настороже относительно рискованных рекомендаций.
Ситуации как практическая часть стратегического менеджмента
Секрет успешного стратегического управления довольно прост: разработайте отличный стратегический план, осуществите его и пожинайте плоды. Но сказать легче, чем сделать: взять на себя лидерство, проникнуть внутрь проблем, получить желаемый результат, обучая других. Все это тяжелая задача. Более того, менеджер по стратегии должен уметь играть множество разных ролей: предпринимателя и стратега, администратора и исполнителя стратегии, помощника, наставника, оратора, распределителя ресурсов, советчика, политика, ментора и любимого руководителя. Иногда ему нужно быть авторитарным, иногда уметь прислушаться к мнению других и пойти на компромисс, а в ряде случаев лучше всего срабатывает совещательный, коллегиальный подход. Во многих случаях требуется его постоянное присутствие, в то время как в других - только краткое церемониальное появление, а детали могут быть поручены подчиненным.
В общем проблема стратегического лидерства заключается в диагностировании ситуации и выборе одного из нескольких путей ее решения. Шесть ролей, которые должен исполнять лидер,стоят на повестке дня при реализации стратегии.
1. Быть в курсе всего, что происходит.
2. Поддерживать корпоративную культуру, которая позволяет организации функционировать на высоком уровне и соответствует стратегии.
3. Поддерживать организацию в состоянии, отвечающем изменяющимся условиям, открытом для новых возможностей, внедряющем инновации.
4. Обеспечивать консенсус и избегать противоборства интересов при формулировании политики, разработке и реализации стратегии.
5. Поддерживать на высоком уровне этические нормы.
6. Проводить корректирующие действия, совершенствующие как выполнение стратегии, так и общие стратегические показатели.
В предложенных ниже упражнениях по ситуационному анализу акцент делается именно на стратегическое лидерство.
В первом задании предлагается информация (исходный материал) по компании «Аэрофлот - российские международные авиалинии».
Во втором речь идет о функционировании определенных турфирм - туроператоров на рынке туруслуг. А конкретно - внимание уделяется рассмотрению положения на рынке компании «Натали Туре» и изучении ее стратегии.
Ситуация 1.1. «АЭРОФЛОТ - РОССИЙСКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВИАЛИНИИ»
Основной задачей данного упражнения является разработка возможных вариантов по решению поставленных вопросов и достижению обозначенных целей.
Проблемы и перспективы авиакомпании
Название «Аэрофлот» известно многим благодаря тому, что на протяжении долгих лет эта авиакомпания являлась единственной в СССР. Но с изменением государственного строя и переходом к рыночным отношениям изменилась ситуация и на рынке авиаперевозок. «Аэрофлот» уже не мог удерживать монополию, а следовательно, появилось много новых российских авиакомпаний, не считая уже иностранных авиаперевозчиков, которые стали крупными конкурентами на международных авиалиниях.
Положение компании было не из лучших. К 1990-м годам накопилось множество проблем, которые требовали немедленного решения. Парк самолетов устарел, сервис был не на высшем уровне, да к тому же ситуация в стране требовала кардинальных изменений в структуре управления. Именно вследствие этого в 1991 г. было создано ОАО «Аэрофлот - Российские международные авиалинии», которое стало правопреемником «Аэрофлота». Однако изменение только организационно-правовой формы не решало всех проблем. Компании требовалась сильная рука, сильный лидер, который смог бы вывести ее из кризисной ситуации, суметь подстроиться к происходящим переменам в стране.
Наиболее значительные перемены в деятельности компании произошли во время работы нынешней генеральной дирекции. Не зря по решению авторитетного жюри журнала «Worldwild» - официального печатного издания Всемирного экономического форума - руководство «Аэрофлота» было признано победителем в номинации «Лидер развивающихся рынков».
Перед членами жюри стояла непростая задача - из 80 кандидатов выбрать лучших. Во внимание принимались позиции компании на международном рынке, ее инновационный характер, а также профессионализм сотрудников. Кроме того, компания должна была в течение двенадцати месяцев показывать не только стабильные результаты в работе, но и иметь динамику роста основных показателей. В расчет бралась не только финансовая сторона дела, но и качество предоставляемых услуг. По всем этим показателям явным лидером среди конкурсантов был «Аэрофлот».
Все это несомненные преимущества компании или хорошо созданный имидж. Со стороны может показаться, что «Аэрофлот» - идеальная компания, у которой нет никаких проблем. Но это только внешняя сторона. Основные вопросы и цели, которые надо было решить авиакомпании:
• усиление положения на рынке авиаперевозчиков;
• увеличение прибыли;
• увеличение потока пассажирских и грузовых перевозок;
• возвращение долгосрочных займов;
• покрытие долгов перед аэропортами;
• создание более скоординированной и эффективной системы работы с турфирмами;
• получение долгов с турфирм;
• разработка системы получения гонораров от использования товарной марки и употребления слова «аэрофлот» в названиях других компаний.
В свое время топ-менеджерами авиакомпании был проведен краткий SWOT-анализ, изложенный ниже.
Преимущества:
• географическое положение;
• разветвленная инфраструктура.
Недостатки:
• отсутствие единой информации;
• старый авиапарк;
• необходимость ликвидации рабочих мест в связи с обновлением самолетного парка;
• неэффективность использования некоторых линий.
Возможности:
• регионы России, где господствуют местные авиаперевозчики;
• увеличение потребности в авиаперевозках в мире.
Угрозы:
• низкая покупательная способность;
• рост цен на традиционных направлениях;
• конкуренция со стороны западных авиаперевозчиков.
На основе проведенного анализа была пересмотрена стратегия деятельности авиакомпании. Вопрос заключается в том, насколько объективно и исчерпывающе отражены в этом анализе факторы, воздействующие на бизнес «Аэрофлота».
Основные сведения*
ОАО «Аэрофлот - Российские международные авиалинии» было создано в июле 1991 г. Учредители общества - Правительство Российской Федерации, которому принадлежит 51 % акций, и трудовой коллектив - 49 % акций. В авиакомпании работает около 14 тыс. человек. Высший орган управления - Совет директоров.
ОАО «Аэрофлот - Российские международные авиалинии» как правопреемник авиакомпании «Аэрофлота» является крупнейшим авиаперевозчиком России, занимая первое место среди отечественных авиакомпаний по пассажирским перевозкам на международных линиях и третью позицию по перевозкам внутри России и СНГ.
В 1970 году «Аэрофлот» вступил в Международную организацию гражданской авиации (ICAO), а с 1989 года состоит в Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).
«Аэрофлот» выполняет полеты в 136 городов 73 стран мира. На долю «Аэрофлота» приходится 70 % международных перевозок российских авиакомпаний. На территории бывшего СССР воздушные мосты связывают Москву с более чем десятком городов.
«Аэрофлот» имеет 159 представительств за рубежом и на территории России.
Самолетный парк компании насчитывал на начало 1999 г. 122 самолета, из них 25 - иностранного производства, в том числе - два Боинга 767-300, восемь аэробусов А-310-300, шесть дальнемагист-ральных Ил-96-300, четырнадцать грузовых самолетов Ил-76 ТД, один грузовой DC-10/30F.
Парк постоянно обновляется и пополняется новой техникой, как иностранной, так и отечественной, которая соответствует международным стандартам.
Благодаря интенсивному претворению в жизнь программы обновления самолетного парка и всемерного повышения качества обслуживания пассажиров «Аэрофлот» добился значительного роста показателей в области пассажирских перевозок. Так, в 1995 г. собственным парком воздушных судов «Аэрофлот» перевез около 3,5 млн человек и свыше 70 тыс. тонн грузов и почты, а в 1996 г. соответственно 3,9 млн и 89,5 тыс. тонн. А уже в 1998 г. показатель перевозки пассажиров составил 4 млн 451 тыс., из которых 1 млн - на внутренних авиалиниях.
Не забывают в авиакомпании и о такой важной отрасли, как грузовые перевозки. «Воздушными грузовиками» компания ежегодно доставляет около 90 тыс. тонн различных грузов и почты во все уголки планеты. При этом надежность доставки и качество обслуживания клиентов поддерживается на самом высоком уровне. Недаром грузовой рейс «Аэрофлота» «Люксембург - Москва - Токио», по оценке Института транспортного менеджмента (Великобритания), был признан лучшей грузовой авиалинией, соединяющей Европу с Японией.
С ноября 1996 г. осуществляются полеты на мексиканский курорт Канкун, на остров Маврикий. С 1997 г. - в столицу Киргизстана Бишкек.
В 1998 г. «Аэрофлот» начал отправлять своих пассажиров на комфортабельных аэробусах в Токио из Санкт-Петербурга, в Карловы Вары - известный курорт минеральных источников в Чехии - из Москвы.
Имея одну из самых разветвленных в мире сетей народных авиалиний, «Аэрофлот» стремится к развитию авиаперевозок и на внутреннем рынке.
* Приведенные сведения не обязательно соответствуют показателям сегодняшнего дня.
Только за 1998 г. было открыто 11 новых маршрутов в города России, стран СНГ и Балтии. Компания старается развивать и совершенствовать международные маршруты, обеспечивая максимально удобные стыковки с внутренними рейсами, чтобы сделать их более привлекательными для клиентов из перспективных регионов России и за рубежом. Именно поэтому были открыты рейсы «Самара -Берлин», «Владивосток - Южно-Сахалинск - Анкоридж - Сиэтл» и «Москва - Тунис - Сан-Паулу - Тунис - Москва».
Безопасность полетов - приоритетное направление в деятельности любой авиакомпании. По оценке экспертной комиссии «Аэрофлот» сумел существенно повысить уровень безопасности, доведя его в 1998 г. до 99,94 % по стандартам ICAO, что считается очень хорошим показателем. Залогом этому служат высочайший уровень подготовки летных экипажей и ответственный подход к поддержанию технической исправности самолетного парка.
Летный комплекс «Аэрофлота» объединяет четыре авиаотряда, каждый из которых эксплуатирует определенные типы самолетов. Авиаотряд № 1 эксплуатирует самолеты иностранного производства - Боинги и аэробусы, авиаотряд № 2 - технику семейства «Илюшин», авиаотряд № 3 летает на самолетах «Туполев», авиаотряд № 4 специализируется на грузовых машинах.
Летные кадры «Аэрофлота» прошли обучение или повысили квалификацию в Центре подготовки авиационного персонала компании, в учебных центрах «Боинга» и «Люфтганзы».
На новые типы самолетов переучились 268 пилотов, командирами судов стали 152 человека, 49 экипажей «Аэрофлота» допущены к полетам по 3-й категории ICAO, что позволяет им выполнять полеты по нижней кромке облачности 15 метров и видимости на ВПП 200 м. В других российских авиакомпаниях экипажей такого уровня нет.
В компании также есть центр подготовки персонала, где совершенствуют профессиональные навыки буквально все сотрудники: летный состав, инженерно-технический персонал, бортпроводники, работники производственного комплекса по обслуживанию пассажиров в аэропорту, инструкторы, специалисты по авиабезопасности и т. д. В центре есть курсы переподготовки персонала для всех типов судов, эксплуатируемых авиакомпанией, курсы первоначальной подготовки летного состава для международных полетов. На этой же базе пилоты, штурманы и бортгфоводницы изучают английский язык с использованием учебной программы «Земля - Воздух».
Персонал Авиационно-технического центра (АТЦ) «Аэрофлота» готовит воздушные суда в полет на перронах аэропорта «Шереметьево» и в ангарах авиакомпании. Сегодня АТЦ проводит техобслуживание всех типов самолетов, эксплуатируемых «Аэрофлотом».
Специалисты АТЦ прошли обучение в Центре подготовки авиаперсонала в Москве, на заводе корпорации «Боинг» в Сиэтле, техническом центре авиакомпании «Дельта» в Атланте, на заводе «Пратт энд Уитни» в Харворде, в консорциуме «Эрбас Индастри» в Тулузе, в учебном центре авиакомпании «Люфтганза» во Франк-фурте-на-Майне.
АТЦ «Аэрофлота» располагает тремя ангарами для ремонта самолетов и двигателей, причем один из ангаров - самый крупный в России (5 тыс. кв. м). В нем обслуживаются Боинги-767 и Ил-96-300. Мощные подвесные краны и самоходные площадки обеспечивают свободный доступ к любым агрегатам самолета на высоте до 20 м.
В лаборатории феррографического анализа система диагностики позволяет определить износ деталей двигателя, высветив дефект на экране монитора сразу же при его появлении.
Цех по обслуживанию авионики имеет все возможности самостоятельно контролировать и ремонтировать поврежденные блоки отечественных и зарубежных самолетов.
«Аэрофлот» первым среди авиакомпаний СНГ получил сертификат Объединенной организации авиаперевозчиков Европы (JAA) на самостоятельное техническое обслуживание аэробусов А-310-300 с двигателями General Electric и Pratt & Whitney.
Подготовку к работе в новом веке Аэрофлот вел несколько лет. Особое внимание уделялось «Проблеме 2000», что напрямую было связано с безопасностью полетов после 31 декабря 1999 г. На решение ее компания затратила 12 млн долл.
Отечественные самолеты абсолютно «датанезависимы». По заключению фирм «Боинг», «Эрбас Индастри» и компании «Люфтганза Техник», иностранные лайнеры, эксплуатируемые в «Аэрофлоте», не подвержены воздействию «Проблемы 2000». Было проведено тестирование всех информационных систем. Заменена вычислительная техника и оборудование корпоративной сети в московских офисах компании и «Шереметьево», обновлены компьютеры 139 представительств.
Также тестированы системы связи «Аэрофлота», в том числе системы обработки полетной информации, планирования полетов, глобальная сеть SITA (бронирование грузовых и пассажирских перевозок, выпуск билетов, услуги связи SITATEX).
Руководство и специалисты авиакомпании постоянно совершенствуют систему обслуживания своих пассажиров. Для этого мало поставить на линию самый современный авиалайнер. Нужно, чтобы и сервис на борту соответствовал все возрастающим требованиям современного авиапарка и вся система взаимоотношений «пассажир - авиакомпания» обеспечивала клиенту максимальные удобства. В свете этих требований «Аэрофлот» в 1998 г. упростил условия бронирования авиабилетов. А дочернее предприятие по обеспечению питанием на борту фирма «Аэромар» заслужила самую высокую оценку такого требовательного к качеству сервиса клиента, как «Дельта Эрлайнз».
Развивается выгодное сотрудничество «Аэрофлота» с другими авиакомпаниями и предприятиями. В этой связи нельзя не упомянуть о том, что с самого открытия аэропорт «Шереметьево» является одним из основных наземных комплексов, обеспечивающих многогранную деятельность авиакомпании. Имея за плечами богатый опыт плодотворного сотрудничества, обе компании вступили в XXI век с новыми перспективами и долгосрочными планами совместной работы.
Несмотря на трудности переходного периода, руководство и все работники авиакомпании твердо придерживаются программы обновления «Аэрофлота». Вся деятельность направлена на достижение одной цели: компания «Аэрофлот - Российские международные авиалинии» должна занять достойное место в ряду крупнейших авиакомпаний планеты. А добиться этого можно только решительной технической, организационной и психологической модернизацией деятельности компании.
Нововведения. Сервис. Модернизация современного парка
Постоянно, с момента создания компании, идет модернизация ее самолетного парка. На международных рейсах в Лондон, Париж, Рим, Токио, Майями, Мехико, Дели, Бангкок, Гонконг самолеты Ил-62, Ил-86, ТУ-134 заменяются новыми машинами - комфортабельными аэробусами А-310 и Боингами.
В августе 1996 г. воздушный парк «Аэрофлота»пополнили аэробусы А-310. По сложившейся традиции самолетам присвоили имена русских композиторов: «Римский-Корсаков», «Даргомыжский», «Бородин», «Алябьев». Аэробус А-310 - широкофюзеляжный, дальнемагистральный самолет с двумя двигателями. Машины, приобретенные «Аэрофлотом», оборудованы салонами первого, бизнес-и экономического классов. Они оснащены двигателями Pratt & Whitney, сертифицированными для эксплуатации при температуре до -50 °С. Самолеты доработаны по заказу «Аэрофлота». В них смонтированы дополнительные топливные баки и новое буфетно-кухонное оборудование. Аэрофлот получил также от «Airbus In-dustries» (Франция) соответствующий пилотно-тренажерный комплекс. Дополнительным аргументом в пользу выбора аэробуса А-310 было то обстоятельство, что у «Аэрофлота» уже есть пилоты, техники и бортпроводницы, способные эксплуатировать эту современную технику. Персонал, необходимый для работы с новым пополнением парка, прошел подготовку в Тулузе, Франкфурте-на-Майне и Шенноне. Аэробусы заменили самолеты Ил-62 и Ил-86 на многих трассах «Аэрофлота». В последующие годы «Аэрофлот» получил более 10 новых самолетов Боинг-737-400, заменивших ТУ-134 на рейсах в города Европы, т. е. на линиях небольшой протяженности. Боинг-737 по количеству продаж занимает сегодня первое место в мире среди всех типов самолетов. По мнению специалистов, эта машина хорошо «облетана» во всем мире и у Российской авиакомпании не возникнет проблем, связанных с освоением новой техники. Расчеты показали, что подобная модернизация части авиапарка дала компании прирост пассажирских перевозок в 1 млн человек. В том числе и за счет того, что освободившиеся ТУ-134 будут использованы для расширения географии полетов по России.
В 1998 г. «Аэрофлот» добавил к своему парку самолетов два Бо-инга-777-200 и наконец-то оказался в весьма солидной компании авиаперевозчиков, эксплуатирующих этот знаменитый самолет. По мнению специалистов, авиалайнер является вершиной современного коммерческого самолетостроения. Его отличает надежность в эксплуатации, высокий уровень комфорта и большая вместимость. В авиалайнере 295 мест. Компоновка салона трехклассная. Кресла в первом и бизнес-классах оборудованы персональными экранами мониторов, дистанционным управлением светом и кондиционером. Пассажиры имеют возможность прямо из самолета позвонить в любой уголок земного шара. Для инвалидов сделаны специальные места общего пользования. Без такого самолета «Аэрофлоту» работать было сложно. С появлением на наших маршрутах Боинга-777 уровень сервиса повышается, а цены билетов остаются прежними. У главного конкурента «Аэрофлота» - американской компании Delta Airlines - билеты дороже в среднем на 200-300 долл. США.
Бытует мнение, что персонал «Аэрофлота» не всегда приветлив и любезен с пассажирами. Насколько это близко или далеко от истины, судить только пассажирам.
Однако Мартин Борн, редактор журнала «Worldlink» - официального печатного издания Всемирного экономического форума -утверждает, что пользуется услугами «Аэрофлота» с 1974 г. Он объясняет это тем, что у компании довольно высокий уровень сервиса, ей свойственна пунктуальность, безопасность, русское гостеприимство.
В 1997 г. был создан многоканальный телефон доверия, по которому каждый человек может обратиться со своими проблемами.
В течение последних лет в компании произошел ряд значительных перемен в области обслуживания. Не считая того, что производится тщательный отбор персонала, который проходит обучение в самой авиакомпании, каждый год разрабатываются новые программы и услуги, предоставляемые пассажирам, такие, например, как программа «Сервис-2000» (комплексное предоставление услуг пассажиру, начиная от получения визы и заканчивая встречей в аэропорту прибытия), карточка «Аэрофлот Клуб» и др.
На рейсах появились настольные игры (шахматы, шашки, нарды), детские раскраски, журналы, игрушки.
В «Аэрофлоте» стало доброй традицией чествовать «юбилейных» пассажиров. В конце ноября 1999 г. беспристрастные компьютеры авиакомпании определили миллионного пассажира на рейсах по России и четырехмиллионного - на международных авиалиниях. Подарком для них стали сертификаты, позволяющие бесплатно отправиться первым или бизнес-классом в любой из 22 городов России и в одну из 70 стран мира, куда летают самолеты «Аэрофлота».
Другая новая традиция, которую ввела авиакомпания, это День улыбки. Суть ее - обратить внимание пассажиров на то, что улыбчивых стюардесс и стюардов у компании вполне хватает, и сломать-таки негативный стереотип в оценке сервиса «Аэрофлота». В «Ше-реметьево-2» в тот день играл оркестр, а стойки регистрации пестрили символикой Дня улыбки с веселым Дедом Морозом на картинке. Пассажиры всех 142 рейсов «Аэрофлота», выполненных 10 декабря, выбирали самых обаятельных стюардессу и стюарда.
Во время полета о пассажирах заботятся не только бортпроводники. Их также обслуживает Комплекс по организации и обеспечению сервиса (это огромный коллектив, только бортпроводников в нем более двух с половиной тысяч). Питание на рейсы готовит кухня фирмы «Аэромар», которая поставляет его на большинство рейсов, выполняемых из аэропорта «Шереметьево». Работа «Аэро-мар» отмечалась наградами «Бритиш Эрвейз» и «Дельта Эйрлайнз». Меню на разных направлениях составлено с учетом гастрономических особенностей разных стран. При бронировании авиабилета можно заказать специальное питание - диетическое, вегетарианское, детское, кошерное, мусульманское, а при регистрации на рейс подтвердить свой выбор. На самолетах работает магазин беспошлинной торговли «Duty Free», а на рейсах в Токио используется особый вид торговли - с доставкой товаров на дом. На длительных рейсах пассажирам предлагаются дорожные наборы, средства гигиены, пледы и подушки. На самолетах Боинг-777, Боинг-767 и аэробусе А-310 пассажиры могут слушать радио через наушники и наблюдать за курсом полета на экране видеосистемы Airshow.
Нововведения коснулись также и сферы грузовых перевозок. Департамент по грузовым перевозкам расширил сферу своих услуг. Были разработаны новые программы. Например, программа «Аэрофлот Трансферт-2000» предусматривает доставку грузов под лицензией «Аэрофлота»из-за рубежа в пункты Российской Федерации воздушным транспортом, а также наземную перевозку с помощью компаний, имеющих с «Аэрофлотом» договорные отношения. «Аэрофлот Сервис 2000» - программа, целью которой является предоставление клиентам «Аэрофлота» полного комплекса услуг по таможенной очистке груза. «Аэрофлот Трак-2000» - доставка грузов автомобильным транспортом по авиационным накладным «Аэрофлота» и др. Перечисленные программы являются составными частями главной стратегической программы «Аэрофлота» в области грузовых перевозок «Аэрофлот Лоджистик-2000», которая позволяет создать интегрированную эффективную систему регулирования и контроля грузовых и информационных потоков.
Однако самым примечательным нововведением стала программа поощрения часто летающих пассажиров - «Аэрофлот Бонус». Она началась в марте 1999 г. Сегодня ею пользуются уже около 10 тыс. пассажиров. И это число растет. Принцип участия в программе таков. Каждый пассажир, покупающий билет по базовому тарифу, может отправить в центр «Аэрофлот Бонус» заполненное заявление (его бланк можно получить в авиакассе). Нового участника программы регистрируют и вручают ему пластиковую карточку «Аэрофлот Бонус». Ее надо предъявлять каждый раз при регистрации билета в очередной поездке, чтобы центр «Аэрофлот Бонус» мог учитывать набранное количество основных и дополнительных баллов. Один километр - один основной балл. Если пассажир летит бизнес-классом, то прибавляются дополнительные баллы из расчета один дополнительный за два основных. Если же пассажир летит первым классом, то за каждый километр он получает один основной и один дополнительный балл. Накопив определенное количество баллов, можно получить бесплатный билет. Для пассажиров сумма набранных баллов - возможность получить элитный уровень обслуживания на борту. Тот, кому удалось набрать 75 тыс. баллов, получает серебряную карточку «Аэрофлот Бонус», а после 150 тыс. баллов - золотую.
Сотрудничество «Аэрофлота»
с другими авиакомпаниями и фирмами
Авиакомпания принимает непосредственное участие в деятельности многих фирм. Это необходимо для поддержания деятельности компании на высоком уровне. «Аэрофлот» сотрудничает со многими авиакомпаниями с целью развития внутренних маршрутов, открывает свои представительства во многих городах России. Например, в 1998 г. компания подписала соглашение с Арменией о двустороннем интерлайне, позволяющем обеим компаниям продавать билеты по выгодным для пассажиров тарифам. Из Еревана через российскую столицу традиционно идет поток пассажиров в США, в частности в Лос-Анджелес, а также во Францию.
В 1999 г. было подписано соглашение с национальной авиакомпанией Киргизской Республики «Кыргызстан Аба Жолдору» о сотрудничестве. В этом же году достигнута договоренность с кубинской авиакомпанией «Кубана де Авиасьон С.А.» о коммерческом сотрудничестве на линиях «Москва - Гавана - Москва» и «Гавана -Лима - Гавана».
«Аэрофлот - Российские международные авиалинии» по-прежнему поддерживает соглашения, заключенные еще старым «Аэрофлотом». Например, совместное предприятие «Аэромар» («Аэрофлот» плюс «Мэрриот») стало одним из нескольких проектов совместных предприятий, создаваемых «Аэрофлотом» с целью улучшения качества обслуживания пассажиров на борту. Официальным началом работы совместного предприятия считается 1 апреля 1990 г., именно в этот день сотрудники «Аэромар» приготовили и отправили бортпитание на все вылетающие рейсы из аэропорта «Шереметьево». С началом полномасштабной работы «Аэромара» были разработаны новые рационы бортового питания, которые смогли удовлетворить самые строгие запросы иностранных и российских пассажиров. Одновременно с этим производилась и замена старой бесцветной посуды на более качественную с современным дизайном. Первым международным клиентом «Аэромар» стала британская авиакомпания «Бритиш Эрвейз». В настоящий момент «Аэромар» обслуживает бортовым питанием более 55 российских и иностранных авиакомпаний. Однако основным клиентом «Аэромара» является «Аэрофлот».
Немалую роль авиакомпания сыграла в открытии зоны беспошлинной торговли в аэропорту. Идея беспошлинной торговли («Duty Free») впервые была реализована в Ирландии - более 50 лет назад, в 1947 г., в аэропорту «Шеннон». Столь привлекательную идею не смогли не заметить и в нашей стране. В 1988 г. компания «Аэрофлот» и компания «Аег Rianta» создали одно из первых в России совместных предприятий - АО «Аэроферст» для обслуживания по системе Duty Free пассажиров международных рейсов. Позднее к двум учредителям присоединился третий - международный аэропорт «Шереметьево». Сегодня «Аэроферст» - самое крупное предприятие. Главной целью «Moscow Duty Free» было и остается расширение спектра услуг для пассажиров, создание у них приятного впечатления от путешествия в Россию. Россияне составляют 65 % покупателей компании «Аэроферст», остальные - иностранцы, в том числе совершающие транзитные перелеты.
«Аэрофлот» и туризм
Новые маршруты и налаживание регулярного воздушного сообщения с отдаленными уголками планеты способствуют расширению географии туристских поездок. Немалую роль в этом играет «Аэрофлот». Благодаря новым рейсам у российских туристов появилась возможность посетить новые туристские центры и увидеть экзотические места.
Помимо открытия новых туристских маршрутов, «Аэрофлот» поддерживает непосредственные отношения с турфирмами. В наше время встал вопрос о структурной перестройке туристского рынка России для формирования его более цивилизованного облика. Некоторые специалисты предполагают, что существует необходимость создания в отечественном турбизнесе крупных компаний с солидными средствами. Такие компании могут появиться в результате объединения нескольких самостоятельных фирм, образовавших ассоциации, холдинги, картели и т. д. (Например, объединения «МИБС-Инком», «Бегемот», «Интурист», «Аэрофлот-Тур-Групп»).
«Аэрофлот-Тур-Групп» - ассоциация турфирм, использующих продукцию «Аэрофлота» для комплектации своих туров. Своей доли собственности «Аэрофлот» в этой организации не имеет. С юридической точки зрения - это франчайзинг: когда отдельные, полностью самостоятельные юридические лица объединяются в рамках одной торговой марки. Основной целью создания ассоциации является безопасность путешествия. До сих пор туристы в случае сбоя в программе поездки оказывались незащищенными. Безусловно, «Аэрофлот» в рамках этой программы обеспечит клиентов гостиницей, питанием, полноценным отдыхом и доставит домой.
Инициатива создания ассоциации принадлежит «Аэрофлоту», так как перевозка - основная часть путешествия. Через «Аэрофлот-Тур-Групп» у авиакомпании появилась возможность формировать рынок сбыта и работать в рамках единой торговой марки. Выгода для авиакомпании также в том, что во всех программах этой организации перевозки «Аэрофлота» будут превалировать. А функция самозащиты «Аэрофлота» - это функция управления рынком сбыта. Авиакомпания формирует для себя цивилизованный рынок сбыта - со своей точки зрения. А с точки зрения клиента, формирует цивилизованный рынок туруслуг. Нереально проверить каждую турфирму, но возможно гарантировать надежность торговой марки одной «Аэрофлот-Тур-Групп», на которую ложится вся ответственность за безопасность путешествия.
Будущее индустрии авиаперевозок и место «Аэрофлота» на этом рынке
Понятие «воздушный транспорт» возникло не так давно. На памяти одного-двух поколений произошло превращение экзотических воздушных забав в мощную индустрию авиаперевозок, без которой немыслимо существование государства, экономики, да и просто жизни отдельных людей.
По прогнозам специалистов, следующее столетие принесет невероятные изменения. Объем воздушных перевозок к 2010 г. возрастет вдвое, только в Европе он увеличится в три раза.
Однако в России в последние годы наметился спад на рынке авиатранспортных услуг. С1991 г. перевозки сократились в 4,5 раза.
Во всем мире правительства поддерживают своих авиаперевозчиков. Например, действуют строжайшие предписания, обязывающие государственных служащих летать в командировки исключительно самолетами своих национальных компаний. В России до 1989 г. действовал такой порядок, однако в последние годы о нем забыли. Руководство «Аэрофлота» считает, что нужно возобновить эту практику, тем более что такая поддержка российских авиакомпаний не требует бюджетных затрат. Кроме того, пора официально закрепить статус национального авиаперевозчика, определить взаимные права и обязательства государства и «Аэрофлота». Такой статус во многих странах закреплен законом. Сегодня большинство типов отечественных самолетов не соответствует жестким мировым ограничениям по уровню шума и выброса вредных веществ в атмосферу. Воздушный транспорт - важнейший элемент государственной инфраструктуры страны, учитывая особенности географического положения, народонаселения и экономики России. Авиация обеспечивает более трети, а в некоторых регионах Сибири и Дальнего Востока более половины всего пассажирооборота в общем объеме перевозок магистральными видами транспорта. Однако, как уже было отмечено выше, спад продолжается.
Следует отметить, что ниша региональных перевозок практически закрыта. Многие авиапредприятия переживают глубокий финансовый кризис, с трудом решают проблему поддержания своей дееспособности. Во все большем количестве городов и поселков входит в обращение понятие «выехать на материк», поскольку во многих населенных пунктах отсутствует регулярное сообщение с «Большой землей». И это в начале XXI века при безграничных возможностях транспорта!
Специалисты считают, что надо создать привлекательную транспортную структуру и обеспечивающий сервис для эффективного и безопасного обслуживания существующих пассажирских и грузовых потоков на регулярном уровне с объединением в единую сеть посредством транспортных узлов. Россия имеет уникальную возможность обеспечивать кратчайшие перевозки по направлениям «Дальний Восток - Европа», «Средняя Азия - Европа - Америка», «Юго-Восточная Азия - Европа - Америка» (по глобусу этот кратчайший между континентами путь лежит через Россию).
Все необходимые ресурсы для реализации данных программ у российских авиакомпаний есть или привлекаются на приемлемых условиях. Нет сомнения, что они могут реализовать и масштабные программы, и чрезвычайно важные для страны региональные перевозки.
Для того чтобы стать конкурентоспособной авиакомпанией и летать в XXI веке, «Аэрофлоту» приходится искать и находить дополнительные источники получения доходов, до максимума снизив расходы. В частности, авиационно-технический центр «Аэрофлота» начал самостоятельное техническое обслуживание самолетов Бо-инг-737, отказавшись от услуг «Люфтганза Техник». Сдан в эксплуатацию авиатренажер А-310, а следовательно отпала необходимость отправлять наших пилотов для переподготовки за границу, что требовало значительных финансовых средств.
Еще одно направление работы - импортозамещение в тех случаях, когда оно экономически и технологически обосновано. Привлекательность «Аэрофлота» обусловлена не только доступными ценами на авиабилеты, но и высоким уровнем сервиса.
Компания стремится к тому, чтобы обеспечивать клиенту максимальные удобства. Ключевой элемент стратегии «Аэрофлота» - формирование системы партнерства. Подписаны соглашения об альянсах с «Air France», российскими авиакомпаниями. Можно надеяться, что «Аэрофлот» останется и в будущем крупнейшей авиакомпанией, к тому же стабильно и динамично развивающейся. Хотя с обострением конкуренции на мировом рынке авиауслуг ей необходимо мобилизовать все свои резервы, усовершенствовать структуру управления авиакомпанией, пересмотреть программу подготовки специалистов.
Ситуация 1.2. ИСПАНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРОПЕРАТОРА «НАТАЛИ ТУРС»
В данном задании по ситуационному анализу предлагается рассмотреть определенный сегмент туристского рынка, или одно из направлений - Испанию. По посещаемости российскими туристами она занимает второе место после Турции. У европейцев это страна номер один в туристском плане. Многие ездят туда каждый год. Им нравится хороший сервис, близкая культура, низкие цены. Кроме того, в этой стране очень много достопримечательностей, которые отдыхающие могут посетить, насладившись загоранием на пляжах. Совсем неудивительно, что многие бывалые туристы теперь начинают переориентироваться с других направлений на отдых в Испании.
На российском туристском рынке много турфирм, являющихся туроператорами по Испании, в том числе «Натали Туре». Насколько устойчиво ее положение на рынке? Может ли компания выжить, занимаясь лишь одним направлением? Насколько соответствуют цены качеству услуг у данной компании? Кто ее главные конкуренты? Какова стратегия компании?
Туризм в Испании
В1998 г. впервые за всю туристскую историю Испании здесь было зарегистрировано 47743 тыс. прибытий, что выдвинуло ее на почетное второе место в мире после Франции, которая пока еще остается неоспоримым лидером. США, в течение многих лет имевшие «серебро», были вынуждены переместиться на третью ступеньку.
Поступления от международного туризма в бюджет страны в 1998 г. составили более 29,5 млрд долл. США, что прочно удерживает Испанию на 4-м месте по данному показателю.
Более 90 % всех туристов, посещающих Испанию, - жители европейских стран. Первое место делят немцы и жители Великобритании. Оба эти потока составляют приблизительно половину от общего числа всех иностранных туристов в Испании. Среди неевропейцев лидируют американцы, на долю которых приходится 1,9 % общего числа посетителей, за ними следуют японцы и бразильцы. Российские туристы составили 0,5 %, и их число достигло в 1998 г. 261192 человек, что на 7,5 % меньше, чем в 1997 г., из-за печально известного экономического кризиса в России. Такой успех Испании имеет под собой основания. Прежде всего, это заслуга Национального офиса по туризму «Turespana», проводящего беспрецедентную по своему масштабу рекламную и маркетинговую кампанию по всему миру.
Что касается российского рынка, то «Turespana» присутствует на нем уже несколько лет, постоянно увеличивая свой рекламный бюджет. Это свидетельствует о том, что компания не идет на поводу у текущей конъюнктуры и, несмотря на непростое экономическое положение в России, верит в будущее российского туристского рынка, который считается очень перспективным. Рекламная кампания ведется двумя волнами: февраль - июнь и сентябрь - декабрь. Первая волна рекламирует отдых на берегу моря, вторая - преимущественно познавательные туры по стране. В целом кампания рассчитана на так называемые группы А, В, С (средний, средневысокий и высокий класс) и проводится преимущественно в прессе (профессиональных изданиях и женских журналах).
Задачи «Turespana» по сохранению позиций испанского туризма и достижению еще большего успеха в будущем: 1) так называемое рассезонивание, т. е. расширение туристского сезона; 2) диверсификация туристского продукта и увеличение его привлекательности для клиента; 3) повышение качества туристского обслуживания; 4) расширение географии туризма. Большое внимание уделяется таким перспективным и высокодоходным видам, как конгрессный и инсентив-туризм.
85 % всех туристов приезжают в Испанию с целью отдыха. И чтобы как-то диверсифицировать свой турпродукт, руководство «Turespana» поставило задачу развития конгрессного и инсентив-туризма. Такие мероприятия обычно проводятся в период «мертвого» сезона (май, октябрь и ноябрь) и способствуют расширению сезонности и географии туризма.
В середине мая 1999 г. в Москве состоялась торжественная церемония открытия Отдела туризма при посольстве Испании. Новый отдел был открыт в ответ на запросы российских профессионалов турбизнеса из Москвы и других регионов. Он оказывает поддержку компаниям, работающим с Испанией, предоставлять все необходимые информационные материалы о стране и оказывать содействие в работе с испанским консульством.
Целью создания этого офиса является не только привлечение российских туристов в Испанию, но и передача опыта Испании как страны-лидера в мировом туризме российской туриндустрии.
Испания - Россия
В 1999 г. Испания сохранила на российском рынке все ранее достигнутые позиции, как и в 1998 г. заняла шестое место среди стран дальнего зарубежья по общему числу принятых граждан России, хотя это число и оказалось на 24 % ниже, чем годом раньше.
По числу туристских поездок из России Испания сохранила пятое место на рынке, несмотря на снижение объема по этому типу поездок на 23,7 % за год.
Несколько сократился удельный вес туристских поездок, предпринятых в пик сезона, с июля по сентябрь, с 54 % в 1998 г. до 50,9 % в 1999 г. При этом почти неизменным остался удельный вес поездок в период с апреля по июнь - 27,1 % в 1998 г. и 27,0 % в 1999 г. (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1
Поездки россиян в Испанию в высоком сезоне 1998 и 1999 гг. по данным Росстатагентства и компании «Инфо-Сити»
Период | Число поездок | |||
Всего | С целью туризма | |||
Апрель - июнь | 70 674 | 52 585 | 43 292 | |
Июль - сентябрь | 136 967 | 98 645 | 113 656 | |
Всего за год | 198 596 | 210 387 | 160 457 |
Судя по всему, в 1999 г. в определенной степени изменилась структура продаж путевок на испанские курорты российскими турагентствами. На семинаре для агентов, прошедшем в марте 2000 г. на Майорке, было сообщено, что в структуре продаж «Натали Туре» в 1999 г.возрос удельный вес Коста Дорада, в то время как удельный вес Коста Брава снизился. Вверх пошли показатели по Майорке, но вниз - по Коста Бланке. Продажи туров на Канарские острова при этом практически остались на уровне 1998 г.
В 1999 г. в структуре продаж «Натали Туре» по Испании возрос удельный вес 4- и 5-звездочных отелей. Продажи туров с размещением в 2- и 3-звездочных отелях, наоборот, сократились. Тем не менее, последние остались основной продаваемой категорией - на них в 1999 г. пришлось более половины всех продаж (62 %) (см. табл. 1.2).
Таблица 1.2
Распределение продаж «Натали Туре» по категориям отелей, %
Категория отеля | ||
2 звезды | ||
3 звезды | ||
4 звезды | ||
5 звезды |
Средняя стоимость туров по Испании снизилась в 1999 г. на 7,7 % и составила 444 долл. США против 481 в 1998 г.
Продажи стали более поздними. На продажи за один месяц до отправления и больше в 1999 г. пришлось 27 %, в то время как в 1998 г. таких продаж было 48 %. За 28-15 дней до отправления бронировалось 29,5 % туров против 35 % в 1998. За 14 дней и меньше - соответственно 31,1 и 16,5 %.
Компания «Инфо-Сити» провела опрос среди туристских агентств Москвы по поводу того, с кем они планируют работать по Испании.
Как и все последние годы, на первой строчке оказалась компания «Натали Туре», с которой собирается работать больше половины московских турагентств. На втором месте - компания «VKO Travel». Далее в группу лидеров входят компании «Soltour» и «Время». Другие претенденты заметно отстали.
«Натали Туре»: основные сведения
Российская туристская компания «Натали Туре» имеет репутацию надежного туроператора, специализирующегося на испанском направлении. Генеральным директором компании является Наталья Воробьева, достаточно известная личность в туристском бизнесе.
В 1994 г. «Натали Туре» начала осваивать выездной туризм, вышла на зарубежных операторов и выбрала в качестве ведущих направлений Испанию, Кипр и Грецию.
Через несколько лет «Натали Туре» стала крупнейшем туроператором. В 1998 г. компания получила «Хрустальную ладью» - ежегодную московскую туристскую премию в номинации «За успехи в развитии выездного туризма в России». Помимо этого у компании много наград, полученных от испанских партнеров. Почти все сотрудники имеют или специальное образование, или большой опыт работы в туризме. Для новых сотрудников созданы программы обучения. Существует множество льгот и социальная программа. В фирме низкая текучесть кадров.
Хорошо налажена система работы с агентами. Их у компании более 2 тыс. не только в Москве, а и по всей территории России, особенно в крупных городах. Работа с агентами четко организована. У каждого из них есть свой куратор, который оформляет все документы, знает условия и порядок работы с данным агентством, несет персональную ответственность за сбои, а также в любой момент может ему помочь. Благодаря этому не возникает путаницы и проблемных ситуаций. Подтверждение о бронировании приходит максимум через 3 часа, что позволяет работать турагенту более продуктивно. Кроме того, каждое утро к агенту поступает информация по направлениям и турам: наличие гостиниц, свободных мест, условия обслуживания, цена, экскурсии, специальные предложения, горящие туры. Плюс к этому удобные, полные, красочно оформленные каталоги, которые значительно облегчают работу агентов.
У компании большое количество постоянных клиентов. Это объясняется тем, что четко налажена работа по предоставлению услуг туристам: встреча и проводы в аэропорту, трансферт (в четко указанное время удобные, комфортабельные автобусы с символикой фирмы), удобные чартерные рейсы, быстрое оформление документов, интереснейшие экскурсионные программы, отели, соответствующие своей звездности.
Продукция «Натали Туре» рассчитана в основном на людей со средним заработком. Еще несколько лет назад компания сделала ставку на очень разумную, по их мнению, концепцию: обеспечить своим клиентам вполне доступные цены, которые могли бы позволить людям с не очень большими доходами проводить отпуск за рубежом. Совсем небольшой процент составляют дорогие путевки. Как правило, это индивидуальные туры. А фирма предпочитает иметь дело с туристскими группами. Основной принцип работы компании - поддержание своей репутации. Поэтому делается все, чтобы ни один клиент не остался недоволен. Компания предлагает отдыхающим полный пакет услуг. Перелет из «Шереметьево» до испанской территории - это единственный промежуток, когда туристы остаются без опеки. Дальше обеспечивается полный сервис, включая постоянные услуги гида и дополнительные экскурсии.
В течение нескольких лет «Натали Туре» вынашивала планы о расширении бизнеса за счет нового массового направления. Но стратегическое решение было принято тогда, когда появилась стопроцентная уверенность в том, что предприятие готово к новому этапу развития как в финансовом, так и в технологическом плане. Да и испанский рынок стал уже тесноват для «Натали Туре». Ежегодно увеличивать объем продаж невозможно, поэтому возникла объективная необходимость осваивать новые рубежи, чтобы не сбавлять темпы роста. Из других рынков прицельно рассматривались два - Турция и Кипр. В результате детального анализа конъюнктуры «Натали Туре» предпочла Кипр. Эта страна достаточно популярна среди российских туристов и имеет все предпосылки, чтобы стать одной из самых популярных и массовых, но никто из туроператоров, специалширующихся по Кипру, пока не предпринял попыток использовать возможные направления по максимуму.
Конкурент - «VKO Travel»
Один из крупных туроператоров по Испании, а следовательно, один из конкурентов «Натали Туре». Большинство компаний обычно начинает с агентской деятельности, однако «VKO Travel» с самого начала решила продавать только свои туры, т. е. быть исключительно туроператором. Кроме того, компания сразу пошла на риск и выкупила блок мест на рейсе. Это был мощный стимул. Не всегда удавалось полностью набрать группу, но, несмотря на потери, фирма стала быстро развиваться - с каждым годом количество сотрудников удваивалось. Сегодня компания располагает всем, что необходимо для отлаженной работы туроператора. Это жесткие блоки мест в гостиницах, чартерные программы, страница в Интернете, автоматизированная система обработки заказов. С фирмой сотрудничают более 400 агентов по всей России.
Сначала «VKO Travel» предлагал только Коста Браву, затем к этому популярному курорту прибавились Коста Дорада, Коста-дель-Солъ, Тенерифе, Майорка. Большой популярностью пользуются экскурсионные туры: «Барселона - Жерона - Сарагоса - Мадрид -Толедо - Валенсия» и «Мадрид - Толедо - Кордова - Севилья». Однако их предложения не ограничиваются летним сезоном. С 1996 г.в программу были включены туры во Францию (Париж, Париж -Диснейленд, отдых в Ницце), а для любителей активного отдыха -горнолыжные туры в Андорру. Благодаря уникальному климату, качественному сервису и доступным ценам эта страна становится все более привлекательной для российских туристов.