Основные направления расходов
По назначению
1.общего пользования, обслуживает население и сферу обращения товаров
2.необщего пользования, внутрипроизводственный, ведомственный — перевозик пасс-в и грузы своего предприятия
3.личного пользования
Транспорт общего пользования:
-универсальный(жд,водный, ВТ, авто)
-внутренний(перевозки внутри страны)
-внешний( как правило морской) — еще и заграницу
Виды тр-та:
-сухопутный
-водный
-ВТ
-трубопроводный
Они образуют транспортную систему, взаимодействуя между собой, каждый выполняет в ней свою функцию, в зависимости от его провозной спб-ти, техническими и экономическими особенностями, историческим и географическим развитием.
2.Технико-экономические характеристики видов транспорта
Автомобильный
+:1.Высокая маневренность позволяет быстро сосредоточить необходимое кол-во ТС в нужном месте
2.Спб-ть доставлять от двери до двери
3.Высокая скорость доставки и сохранность груза
4.Широкая сфера применения
5.Возможность производить погрузку-разгрузку у любого склада, цеха
6.Не требует сложных погрузо-разгрузочных работ
7.Высокая проходимость
8.Легко приспосабливается к местным дорожным и кматич условиям
–:1.Высокая себестоимость перевозки
2.Высокий уровень загрязнения окр. Среды
3.Малая или средняя грузоподъемность
ЖД тр-т
+:1.Можно прохожить пути на любой сухопутной тер-рии
2.Массовость перевозок и высокая провозная спб-ть
3.Универсальность применения при перевозке различных грузов и пасс-в
4.Регулярность перевозок
5.Возм-ть создания прямой свзяи между предприятиями по подъемным путям
6.Невысокая себестоимость перевозок
–:1.Капиталоемкость сооружения жд путей
2.Металлоемкость
3.Ограниченное число перевозок
4.Потребность значительных капиталовложений и труд ресурсов
5.Низкая возможность доставки непосредственно потребителю
Речной тр-т
+:1.Глубоководные внутр водные пути обладают большой провозной спб-тью
2.Приспособленность к массовым перевозкам груза и пассажиров
3.перевозки некоторых грузов обходится в 2-3 р дешевле, чем по параллельным жд путям
4.Удельные затраты значительно ниже, чем на сухопутных видах, т. к. малое сопротивление движению
–:1.Работает в соответствии с георг. Особенностями, обеспечивая грузообмен между сев и юж районами страны
2.Сезонность, зависимость от погодных условий
3.Невысокая скорость до ставки грузов
4.Превратился в спецефический вид тр-та, предназначенный для перевозок строит и минеральных материалов
Морской тр-т
+:1.Основной внешнеторговый тр-т
2.Имеет широкие международные связи (120 стран)
3.неограниченная пропускная спб-ть ---> суда большой грузоподъемности
4.Малый расход топлива и энергии
5.перевозка выполняется на дальние и сверхдальние расстояния
6.Низкая себестоимость перевозок
–:1.Зависимость от географических особенностей и метеоусловий
2.Значительные капиталовложения в портовое хоз-во и флот
ВТ
+:1.Высокая скорость доставки
2.Маневренность в организации пассажирских перевозок
3.Большая беспосадочная дальность полета
4.Короткие расстояния маршрутов из пункта в пункт
–:1.Высокая энергоёмкость
2.Зависимость от погодных условий
3.Ограниченность габарита и веса грузов
Трубопроводный тр-т
+:1.Возможность повсеметной прокладки трубопроводов
2.Большие объёмы перекачки
3.Самая низкая себестоимость транспортировки
4.Герметичность--> сохранность грузов
5.Меньше первоначальные капиталовложения
6.Независимость от климатич условий
7.Не воздействует на окр.среду
–:1.Узкая специализация по видам грузов
3.Продукция транспорта. Её роль, классификация
Продукция- совокупность продуктов, произведенных за опр период времени в стране, отрасли хоз-ва, на предприятии, отдельным работником.
Формы продукции:
Товар- имеет материально-вещественное выражение.
Услуга/работа- нематериальное выражение.
Товар | Услуга
-материален | -нематериальна
-при продаже переходит | -не переходит
в право собственности |
-м.б.продемонстрирован | -не может
до и при покупке |
-производство,продажа и | -пересекаются
потребление разделены |
во времени и простр-ве |
-м.б. продан через п | --м.б. продан только 1 раз
осредника |
-можно транспорт-ть | -нельзя
-стандартизируем | -трудно стандартизируем
Продукция транспорта(транспортная услуга) — специфический вид продукции по перемещению грузов и пассажиров, а также ваполнению сопотствующих и дополняющих процесс операций
Особенности тр продукции
-нематериальность
-неделимость
-непродолжительность
-неравномерность во времени(сезонность спроса)
Св-ва тр продукции
1.Потребительские- требования клиентов, могут быть представлены на текущий момент времени и как комплекс будущих требований, определяемых уровнем развития и использования современных технологий или ожидание клиента. Н-р, срочность доставки, сохранность груза, его безопасность и тд
2.Экономические — отражают возможность производителя услуг по удовлетворению требований клиентов
4.Субъекты взаимодействия на ВТ
Выделяются группы субъектов, взаимодействующих с АК:поставщики, партнеры, посредники, конкуренты и потребители.
Поставщики:топливно-заправочные комплексы(ТЗК), нефтяные компании, авиаремонтные заводы, авиастроительные корпорации, аэропорты, метео- и аэронавигац. службы, клиринговые компании(безналичный расчет), страховые компании, учеб заведения и тд
ТЗК выступают посредником между нефтеперераб заводм и АК, являются практически единственным продавцом на топливном рынке авиаГСМ, монополистом в каждом конкретном АП, → ТЗК диктует свою цену на топливо АК. ТЗК обеспечивает контроль качества ГСМ на всех этапах, может входить в сужбу АП или осуществлять свою деятельность самостоятельно.
Конкурентноспб-ть АК — совокупность качества и стоимости характеристик авиауслуг на перевозку пасс-в, обеспечивающая удовлетворение потребностей пассажиров и грузовой клиентуры.
Читая конкуренция — множество продавцов, каждый влияет на состояние рынка. На уровень цен не влияет ни покупатель, ни продавец.
Монополистическая конкуренция — небольшое число продавов, каждый из которых способен повлиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги.
Олигополистическая конкуренция — несколько крупных конкурирующих продавцов монополизируют произв-во и сбыт основной продукции отрасил. При такой структуре рынка доступ на него затруднен и осуществляется контроль за ценами. Даный вид конкуренции чувствителен к снижению цен одного из участников.
Монополия — один крупный продавец, который сам устанавливает цены.
Монопсония - ситуация на, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж, не характерен для ВТ.
Олигопсония — несколько покупателей, могут влиять на изменение рыночной цены(областные перевозки)
5.Учет и оценка основных фондов (ОФ)
ОФ- это совокупность произведенных, материально-вещественных ценностей, которые действуют в процессе производства в течение длит периода времени, сохраняя при этом натурально-веществ форму и перенося свою стоимость на продукцию по частям, по мере износа в виде амортизационных отчислений(средства со сроком службы более 12 мес и стоимостью более 20 тыс руб).Н-р:СВАД, АТБ, АВК — произведенные ОФ, общежития, больницы, столовые — непроизводственные ОФ.
Учет и оценка ОФ.
ОФ учитываются в соответствии с их классификацией в стоимостном и натуральном денежном выражении, оба вида учета ведутся параллельно.
- Учет в натуральной форме позволяет установить потребность в отдельных видах ОФ, рассчитать их использование, производственную мощность предприятия,выявить резерв производственных площадей. Он осуществляется на основании инвентаризации ОФ, которая проводится не менее 1 раза в год, паспортов предприятий и их подразделений и данных по объектам учета.
- Учет ОФ в стоимостной форме необходим для определения стоимости ОФ, их динамики и структуры, начисления амортизации и характеристики процесса воспроизводства ОФ, расчета ряда показателей производственной деятельность авиапредприятия.
Денежная форма учета ведется по след направлениям(виды оценки):
1.Балансовая(первоначальная) стоимость ОФ
2.Первоначальная стоимость ОФ с учетом износа(остаточная)
3.Восстановительная.
4.Ликвидационная — стоимость реализации изношенных или выведенных из эксплуатации отдельных объектов ОФ.
9.Износ и амортизация ОФ
Изнашивание- утрачивание свойств
2 вида износа ОФ:
1.Физический-п.собой утрату потребительских свойств в результате использования или простаивания ОФЮ зависит от качества металлов, прочности конструкции, объема и времени работы ОФ, нагрузки, умелого использования и правильности Е-ции ОФ.
2.Моральный износ(МИ) — характеризуется обесцениванием техники, устаревшего оборудования, когда утрачивается такое потребительское св-во как эффективность использования дополнительного элемента ОФ.
2 вида МИ:
1.Форма МИ имеет место вследствие удешевления воспроизводства ОФ и возможна благодаря росту производительности труда в отрасли, производящей средства труда.
2.Форма МИ выражает их обесценивание в результате уменьшения или полной утраты их потребительской стоимости. Такого рода МИ выступает вследствие создания и внедрения новых средств труда, поэтому эти ОФ требуют замены до окончания срока службы.
Амортизация- возмещения стоимости ОФ путем в результате постепенного переноса на стоимость продукции или услуги.
Амортизационный фонд-особый денежный резерв предприятий для воспроизводства ОФ(замены деталей новых или восстановление), является финансовым ресурсом для капитальных вложений.
10.Показатели использования ОФ производственных
1.Обобщающие показатели
2.Показатели экстенсивного использования ВС и др групп ОФ
3.Показатели интенсивного использования оборудования,машин и произведенных площадей.
К обобщающим относят:
-фондорентабельность -показатель, характеризующий прибыль, полученную с каждого рубля стоимости ОФ (Фр=(Пбал/Соф) *100%)=прибыль а/предпр на среднегодовая стоимость ОФ.
-фондоотдача-показывает какое количество продукции выпущено на рубль затраченных ПФ(Фо=V/Соф*100%)
-фондоёмкость-показывает какое кол-во ОФ приходится на единицу продукции или на рубль дохода. отношение Соф к объему продукции или суммарных доходов.
-фондовооруженность -характеризует сумму ПФ, приходящихся на одного рабоника(Фв=Соф/ч — численность работников)
11.Мероприятия, позволяющие повысить эффективность использования ОФ
Важнейшими задачами АК явл-ся:
1.Использование ОПФ с макс производительностью при достижение высокого качества услуг и безопасности полетов.
2.Улучшение структуры ОПФ, выявление и реализация излишнего оборудования, машин и механизмов.
3.Установление экономики обоснованных норм и нормативов использования ОПФ
Повышение фондоотдачи авиапредприятий ВТ мб получено:
1.Увеличение времени работы(налета часов) авиатехники, машие, оборудования за счет:
-сокращения простоев АТ на капремонте и техобслуживании
-ускорение освоениея АТ в Е-ции
-сокращение числа неиспользуемых машин и оборудования
2.Оптимальная загрузка АТ, машин, оборудования при:
-рациональной расстановке ВС по авиалиниям
-повышения регулярности полетов ВС
-снижение фактора сезонности а.перевозок
-совершенствование организации производства
3.Техническое совершенствование ОФ:
-внедрение новой АТ
-модернизация используемых СВАД
-соответствие используемой техники наземной базе
Существует 2 пути повышения использования средств труда: экстенсивный и интенсивный.
12.Оборотные средства(ОС) авиапредприятия
ОС-совокупность денежных средств авансированных для создания использования оборотных ПФ и фондов обращения для обеспечения непрерывности процесса произв-ва и реализации продукции.
ОС АК: -оборотные ПФ(производств.запасы и незавершенные произв-ва)
-фонды обращения(готовые изделия, денежные расчетные активы)
Оборотные ПФ-предметы труда, которые потребляются в течение однго производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе произв-ва, как правило, изменяют свою материально-веществ форму.Они могут находиться :
1.В производственных запасах(сыроё, материалы, запчасти к СВАД, предметы труда, ГСМ)
2.В процессе производства
Фонды обращениясвязаны с обслуживание процесса обращения товара, их вещественным содержанием является готовая продукция(услуги), ср-ва в кассе и на расчетном счете и незаконченные расчеты с потребителями.
Эффективность исп-ия ОС зависит от факторов:
1.Внешние- оказывают влияние вне зависимости от интересов предприятия:
-общая экономическая ситуация
-налоговое законодательство
-условия получения кредитов и % ставки
-участие в программах, финансируемых из бюджета
-доступность на внешнем рынке транспортных услуг
2.Внутренние- на которые предприятие может и должно активно влиять:
-произв-во(технологический и технический аспекты)
-кадровая политика
-менеджмент АК
-маркентинговая политика
-финансовая политика(возможность привлечения дополнительных фин ресурсов)
-издержки АК
-качество оказываемых услуг
Кризис сбыта продукции и неплатеж приводят к замелению оборота ОС--> необходимо выпускать ту продукцию, которую можно выгодно продать, сокращаю продукцию, не пользующуюся спросом.
Рац.использование производственных запасов повышает эффективность использования ОС.
Основные пути сокращения пр.запасов:
1.Рац использование, ликвидация сверхнормативных запасов
2.Улучшение организации снабжения
Сокращение времени пребывания ОС в незавершенном произв-ве достигается путем:
1.Совершенств-ние организации произв-ва
2.Улучшение используемых технологий
3.Совершенствование использования ОФ, прежде всего их активной части(ВС)
Ускорение оборота ОС позволяет высвободить значительные суммы и т.о. Увеличить скорость произв-ва без дополнительных финансовых ресурсов.
13.Сущность и состав ОС авиапредприятий
ОС-совокупность денежных средств авансированных для создания использования оборотных ПФ и фондов обращения для обеспечения непрерывности процесса произв-ва и реализации продукции.
ОС АК: -оборотные ПФ(производств.запасы и незавершенные произв-ва)
-фонды обращения(готовые изделия, денежные расчетные активы)
Оборотные ПФ-предметы труда, которые потребляются в течение однго производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе произв-ва, как правило, изменяют свою материально-веществ форму.Они могут находиться :
1.В производственных запасах(сыроё, материалы, запчасти к СВАД, предметы труда, ГСМ)
2.В процессе производства
Фонды обращения связаны с обслуживание процесса обращения товара, их вещественным содержанием является готовая продукция(услуги), ср-ва в кассе и на расчетном счете и незаконченные расчеты с потребителями.
Источники формирования ОС
ОС:1.Собственные — уставной капитал, добавочный капитал, резервный, резервные фонды, фонды накопления, целевое финансирование и поступления, арендные обязательства, нераспределенная прибыль, амортизац отчисления.
2.Заёмные — долгосрочные кредиты и займы, краткосрочные, авансы покупателей и заказчиков, кредиторская задолженность, долгосрочная аренда ОФ
14.Показатели использования ОС авиапредприятий
Эффективность использованиея ОС характеризуется системой экономических показателей:
1.Длительность оборота(ДО)- число дней за которые совершается один оборот.
2.Коэфициент оборачиваемости- характеризует число оборотов, которые совершают ОС за опр период времени и п собой сумму доходов от реализации продукции, прихоящуюся на 1 руб ОС
3.Коэф-т закрепления — сумма ОС, приходящаяся на один рубль реализуемой продукции.
15.Мероприятия, позволяющие повысить эффективность использование ОС
Основными путями ускорения оборачиваемости ОС АК являются:
1.Увеличение объема выполненных перевозок , ремонт авиац техники
2.Улучщение использования ОФ, в первую очередь СВАД
3.Сокращение производственного цикла
4.Уменьшение объёма незавершенного произв-ва
5.Улучшение МТ обеспечения произ-ва
6.Повышение финансовой устойчивости и обеспечение своевременности взаиморасчетов с кредиторами и клиентами
7.Осуществление режима экономии и использование ресурсосберегающих технологий.
16.Персонал авиапредприятия, его структура
Кадры предприятия — работники, обладающие профессиональными занинями и состоящие с предприятием в отношениях, регулируемых договором найма.
Персонал предприятия-основной(штатный) состав квалифицированных работников, которые делятся на 2 категории:
-производственный, работники непосредственно связаны с произв-вом и его обслуживанием
-непроиз-ый, относятся работники ЖКХ, детских и мед учреждений и др подразделений предприятия.
Произв-ный персонал делится на опр категории:
1.К рабочим относят работников, непосредственно занятых созданием мат ценностей или оказанием производств услуг или транспортных.
2.К служащимотносят:
-руководителей
-специалистов
-служащих(оформляют документацию, ведут учет и контроль)
Руководители:
-линейные -коллективы произв-ных подразделений, объединений, предприятий, отраслей -функциональные — функцион.службы, отдежы и управления
По занимаемому в системе управления экономикой, рук-ли делятся на:
1.Низового звена
2.Среднего(директора предприятий, гендеректора АК и АП, начальники крупных цехов..)
3.Высшего(финансово-экономич группы, гендиректора крупных объединений, руководители фнкциональных управлений министерств, фед.агенств и служб)
Структура кадров- это соотношение различных категорий работников предприятия и их общей численности, она также может орп-ся по таким признакам, как возраст, уровень образования, квалификация и стаж.
Профессия — трудовая деятельность, требующая опр знаний, практич навыков и умений. В пределах профессии выделяют специальности — вид деятельности, требующий дополнительных знаний и навыков для выполнения работы.
По уровню квалификации рабочие делятся на:
1.Неквалифицированных
2.Малоквал-ых
3.Квалиф-ых
4.Высококвалиф-ых
Специалисты делятсяпо кваливикационным категориям:1й,2й,3й и без категории.
17.Планирование численности и состава персонала авиапредприятий
Потребность в кадрах планируется раздельно по группам(рабочие, служащие) и категориям работающих.
Применяются след методы расчета потребности в кадрах:
1.По трудоемкости произв.программы- исп-ся при нормируемых работах, расчитываются явочные и списочные составы рабочих.
2.По нормам выслуживания
Явочное число рабочих — норматиыная численность для выполлнения сменного произ-го залания.
Списочный состав — это все постоян и времнный работники, числящиеся как работающие в данный момент, так и находящиеся в отпусках, командировках, не явившиеся по болезни и тд
Для оценки «движения» персонала:
1.Коэф-т выбытия кадров — отношение кол-ва работников, уволенных по всем причинам к среднесписочной численности
2.Коэф-т приема кадров- отношение работников, принятых к среднесписочной численности
3.Коэф-т текучести кадров — численность работников, выбывших по независящим причинам к среднесписочной численности
18.Производительность труда, её виды
ПТ — это эффективность общественного труда в процессе произв-ва, кот выражаетсся кол-вом производимой продукции в единицу времени.УровеньПТ характеризуется показателем выработки(Р=Q/t) и трудоемкости(t=T/Q).Q — кол-во продукции за опр вермя,t — показатель трудоемкости, T- кол-во затраченного труда в человекочасах
Методы измерения ПТ:
1.Натуральный
2.Условнонатуральный
3.Стоимостной — общим измерителем продукции является цена с помощью которой вырабатываемая продукция приводится к единому измерителю.
4.Трудовой
19.Основные факторы роста производительности труда(ПТ) и количественная оценка их влияния
ПТ — это эффективность общественного труда в процессе произв-ва, кот выражаетсся кол-вом производимой продукции в единицу времени.
На рост ПТ влияют факторы:
1.Обеспечение материвальной основы крупного предприятия
2.Внедрение в произв-во МТ достижений
3.Образоват и культурный уровень работников предприятия
4.Повышение дисциплины трудящихся. Интенсивности труда и лучшей его организацией
Условия роста ПТ, 4 группы факторов:
1.МТ — все мероприятия, повышающие технич уровень произв-ва
2.Организационные — совершениствование организации труда
3.Социально-экономические — мероприятия, характеризующие систему произв-ых отношений(укрепление трудовой дисциплины)
4.Изменение объема и структуры произв-ва
Количественная оценка роста ПТ помогает опр-ть, какие из мероприятий дают больший эффект в части экономии трудовых затрат.
23.Сущность понятия «затраты», классификация
Затраты — денежная оценка материальных, трудовых,финансовых, информационных и других видов ресурсов на произв-во и реализацию продукции за опр период времени.
Затраты характеризуются:
1.Денежной оценкой ресурсов, обеспечивая принципы измерения различных ресурсов.
2.Целевой установкой(связаны с произв-вом и реализацией продукции или с какой-то изи стадий этих процессов)
3.Определяются периодом времени(отнесены на объем продукции за период времени)
4.Если затраты не вовлечени в произ-во и не списаны на данную продукцию, то они превращаются в запасы сырья, готовой продукции, незавершенного произв-ве и тд
Из этого следует,что затраты обладают свойством запасоёмкости и в данном случае относятся к активам предприятия.
24.Сущность понятия «расходы», классификация
Расходы— это затратыопределенного периода времени, документально подтвержденные, экономически обоснованные, полность перенесшие свою стоимость на реализуемую за этот период продукцию.
В отличие от затрат, расходы:
1.не могут быть в состоянии запасоёмкости
2.не могут относиться к активам
3.они отражаются при расчете прибыли и в отчете о прибылях и уюытках предприятия.
Классификация:
1.По обычным видам деятельности:на приобретени сырья, на содержание и Е-цию основных средств, на оплату труда, страховые взносы, амортизационные отчисления.
2.Прочие расходы:
-операционные:связаны с предоставлением во временное пользование активов за плату, с участием в уставном капитале других организаций, с продажей, выбытием, списанием основных средств и прочих активов, проценты по кредитам.
-внереализационные:штрафы, пени, неустойки, убытки прошлых лет, признанные в этом году, уценка активов
-чрезвычайные:с ЧП, стих бедствиями, пожарами и тд
Расходы постоянные: амортизция ВС и АД, лизинг, повременноя оплата труда, соцвыплаты, периодическое техническое обслуживание ВС, капремонт ВС и Ад, страхование ВС и членов экипажа.
Переменные расходы:АП сборы, оперативное техобслуживание ВС, сдельная оплата труда, авиаГСМ,аэронавигационные сборы, питание в рейсе, страхование пассажиров и грузов.
25.Себестоимость транспортной продукции(ТП)
Себестоимость(расходы) является основным показателем для экономической оценки целесообразности и эффективности работы транспорта.
Основные направления расходов
1.амортизция ВС и АД, лизинг, повременноя оплата труда, соцвыплаты, периодическое техническое обслуживание ВС, капремонт ВС и Ад, страхование ВС и членов экипажа.
2.АП сборы, оперативное техобслуживание ВС, сдельная оплата труда, авиаГСМ,аэронавигационные сборы, питание в рейсе, страхование пассажиров и грузов.
3.Зарплата наземного персонала с отчислениями, прочие производственные и общехозяйские расходы.
Уровень себестоимости рейсов зависит:
1.От характеристик маршрута
2.От ЛТХ ВС
3.От стоимости топлива
4.Затрат на АП и аэронавигационное обслуживание
5.От стоимости ВС
6.От затрат на поддержание исправности авиационной техники
7.Уровня зарплаты
Основными путями снижения себестоимости авиаперевозок являются:
1.Увеличение объема ТП за счет:
- повышения эффективности использования производственных фондов
- обеспечение прироста производственных мощностей за счет технического перевооружения, модернизации оборудования, реконструкции или замены морально устаревших конструкций
- -повышение сменности и уменьшение простоев машие и оборудования
- повышения культуры обслуживания пассажиров и клиентов
- ускорение МТ прогресса путём внедрения новых типов самолётов и современных наземных комплексов
- повышение уровня механизации и автоматизации произв-ва
- совершенствование управления и организацией произв-ва
- повышение производительности труда, регулярности движения ВС и обеспечение безопасности полетов.
2.Снижение Е-ционных расходов за счет
-режима экономии материальных и денежных ресурсов
-Совершенствование системы нормирования и учёта мат.средств
-снижение затрат на техобслуживание и ремонт
-ускорение оборачиваемости ОС
26.Факторы, влияющие на себестоимость авиаТП
— это стоимостная оценка используемого авцион топлива, материалов, энергии, ОФ, трудовых ресурсов, затрат на полёты и обслуживания взлёт-посадок, а также затрат, необходимых для выполлнения регулярных и нерегулярных рейсов ВС по внутр или международным авиалиниям.