Территориальное общественное самоуправление
ТОС – это самоорганизация граждан по месту жительства на части территории МО для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Данное самоуправление осуществляется:
1. Непосредственно населением путем проведения собраний и конференций граждан;
2. Опосредованно через образуемые органы ТОС.
Условия создания ТОС:
1. Границы территории ТОС не могут выходить за пределы территории МО;
2. Территория осуществления ТОС должна быть единой;
3. Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются ПО МО по предложению населения данной территории.
Основные направления деятельности ТОС:
1. Разработка, принятие и реализация планов и программ развития соответствующей территории с учетом программы комплексного развития МО;
2. Защита прав и законных интересов жителей данной территории;
3. Внесение в ОМС проектов МПА, предложений, касающихся работы предприятий, организаций, учреждений в сфере ЖКХ, торговли, работы ОТ и иных ВМЗ;
4. Осуществление контроля за охраной окружающей среды на территории соответствующего ТОС;
5. Организация участия населения в работах по обеспечению сохранностью жилого фонда, благоустройству и иных социально-значимых работ для данной территории;
6. Организация работы с детьми;
7. Информационное направление;
8. ТОС может наделяться правоспособностью ЮЛ. В этом случае оно вправе:
a. Создавать предприятия и организации, удовлетворяющие потребности данной территории и жителей в соответствующих товарах и услугах;
b. Вправе осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан как за счет средств граждан, так и за счет средств местного бюджета, которые передаются ТОС на основании договора между ОТОСами и ОМС.
Создание ТОС осуществляется на учредительном собрании или конференции жителей соответствующей территории. Организацию и проведение собрания обеспечивает инициативная группа граждан численностью не менее 5-ти человек. После проведения собрания инициативная группа направляет соответствующее ходатайство в ПО МО с просьбой установить границы ТОС. ПО МО обязан в течение двух месяцев рассмотреть это обращение и принять решение.
Участниками собрания могут быть граждане, достигшие возраста 16 лет.
Учредительное собрание или конференция могут принять следующие решения:
1. Об организации осуществления ТОС на определенной территории;
2. О наименовании;
3. Об определении направлений деятельности;
4. Об утверждении устава;
5. Об избрании ОТОС.
Устав ТОС в соответствии с муниципально-правовыми актами регистрируется местной администрацией.
Все полномочия ТОСа реализуются в двух основных формах: либо непосредственно населением, либо через ОТОС.
ОТОС обладают следующими полномочиями:
1. Представляют и защищают общественные интересы, собственные права, а также законные интересы граждан, проживающих на соответствующих территориях, в ОГВ, ОМС, судах и т.п.;
2. Организуются проведение собраний и конференций жителей, принимают соответствующие решения и организуют их выполнение;
3. Полномочия, связанные с вовлечением населения в соответствующие работы по благоустройству территории и т.д.;
4. Осуществление общественного контроля за сроком и качеством проведения ремонта домов, выполнения заявок жильцов организациями, занимающимися эксплуатацией жилого фонда;
5. Кооперируют денежные и материальные средства на проведение конкретных работ по благоустройству или ремонту объектов коммунального хозяйства в пределах территории ТОСа;
6. Информационного характера;
7. Рассмотрение в пределах своих полномочий обращений граждан.
Финансовая основа ТОС включает в себя:
1. Собственные средства;
2. Средства, передаваемые по договору ОМС;
3. Средства граждан и иные привлеченные средства в соответствии с действующим законодательством.
Опросы граждан
2 разновидности:
1. Анкетирование – наличие письменного оформления всех вопросов, с которыми работает респондент;
2. Интервьюирование – в отличие от анкетного опроса характеризуется непосредственным контактом респондента и интервьюера. По форме организации проведения различают групповые и индивидуальные интервью.
Требования к информации, которую нужно получить в результате интервью, остаются постоянными поэтому очень важно выбрать соответствующий способ сбора данных и подготовить лиц, которые будут эти данные собирать.
По теме интервью разделяют на такие как беседа и фокуссирование.
Согласно ст.31 ФЗ №131 опрос граждан проводится на все территории МО или на части его территории для выявления мнения населения и учета этого мнения при принятии решений органами и ДЛ местного самоуправления, а также органами государственной власти.
В опросе могут участвовать жители МО, обладающие избирательной правосубъектностью. Опрос проводится по инициативе ПО МО или главы МО, если в повестку дня поставлены вопросы местного значения и по инициативе ОГВ субъектов РФ, если необходимо учесть мнение граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель МО для объектов регионального и межрегионального значения.
Порядок назначения и проведения опроса определяется Уставом МО или иными НПА МО.
Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом. В правовом акте о назначении опроса устанавливаются:
1. Дата и сроки проведения;
2. Формулировка вопроса;
3. Форма опросного листа;
4. Минимальная численность жителей, участвующих в опросе.
Жители МО должны быть проинформированы о проведении опроса не менее, чем за 10 дней до его проведения.
Финансирование мероприятий по подготовке и проведению опроса осуществляется:
1. За счет средств местного бюджета, если опрос проводится по инициативе ОМС;
2. За счет средств бюджета субъекта, если опрос проводится по инициативе соответствующего органа ОГВ субъекта.
Решение о назначении опроса подлежит официальной публикации не позднее 10 дней.
Подготовку и проведение опроса осуществляет комиссия, численный состав которой зависит от территории проведения опроса.
Комиссия формируется ПО МО на основании предложений инициаторов проведения опроса, а также общественных объединений.
Комиссия составляет списки участников опроса не позднее, чем за 10 дней до проведения опроса.
Полномочия комиссии прекращаются после официального опубликования итогов рассмотрения результатов опроса ПО МО.
Опрос признается состоявшимся, если в нем приняло участие более 25% граждан, имеющих право участвовать в опросе.
Результаты опроса признаются недействительными, если при его проведении были допущены нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты опроса.
На основании полученных результатов комиссия составляет протокол опроса в трех экземплярах.
Результаты опроса подлежат рассмотрению на заседаниях ПО МО.
По итогам рассмотрения может принять решение:
1. Об утверждении результатов опроса;
2. Об отказа в утверждении результатов опроса.
Решение ПО МО подлежит официальному опубликованию.
В том случае, если невозможно принять решение в том варианте, за который высказались граждане при опросе, ОМС обязаны в течение 10 дней после принятия решения довести до населения причины принятия такого решения.
Повторное проведение опроса по рассмотренному вопросу может состояться не ранее, чем через 1 год.