Имущественный налоговый вычет: когда родство - не помеха
Не все налогоплательщики, которые обзавелись жильем, имеют право на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного статьей 220 НК РФ.
Он не применяется, к примеру, в случаях, когда сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми. Однако, как выяснилось, многие граждане, купившие жилье у близких родственников, напрасно считают себя таковыми. Арбитражные суды считают, что имущественные налоговые вычеты им тоже положены.
Следует отметить, что налоговики практически всегда отказывает в предоставлении налогового имущественного вычета, если сделка купли-продажи совершена между физическими лицами, являющимися родственниками. Вычет удается получить только через арбитражный суд.
К примеру, ИФНС отказала в вычете гражданину, купившему квартиру у родной сестры.
Однако Новосибирский областной суд в Апелляционном определении от 07.05.2013 N 33-3462/2013 решил, что налоговый орган неправильно истолковал норму ст. 20 НК РФ, действовавшую до 1 января 2012 года, где давалось понятие взаимозависимых лиц для целей налогообложения. Таковыми признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
Заключение сделки лицами, находящимися в отношениях близкого родства, само по себе не является достаточным основанием для признания указанных лиц для целей налогообложения взаимозависимыми, так как в данном случае имеет значение и подлежит доказыванию, могли ли повлиять и повлияли ли отношения между этими лицами на результаты совершенной между ними сделки купли-продажи.
При этом суд сослался на Определение Конституционный Суд РФ от 21.12..2011 N 1710-О-О, в котором указано, что правоприменительные органы не вправе ограничиваться формальными условиями установления взаимозависимости, которые содержатся в нормах налогового законодательства
Кроме того, в Определении от 02.11.2006 N 444-0 Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой реализация предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ общих правил применения имущественного налогового вычета при определении налоговой базы предполагает учет предусмотренных Гражданским кодексом РФ правоустанавливающих обстоятельств, поскольку иное приводило бы к установлению необоснованных различий в налогообложении физических лиц и тем самым - к ущемлению в налоговых правоотношениях их прав и законных интересов, а значит, нарушало бы принцип равенства всех перед законом и вытекающее из него правило равного и справедливого налогообложения.
В итоге суд решил, что отсутствие права на имущественный налоговый вычет у взаимозависимых лиц, к числу которых отнесены родные брат и сестра, распространяются только на случаи злоупотребления правом при совершении соответствующих сделок и использования родственных отношений для наступления выгодного экономического результата. Поскольку ИНФС злоупотреблений не доказала, суд решил, что вычет налогоплательщику положен.
Аналогичное решение вынес Иркутский областной суд в отношении зятя и тещи (Апелляционное определение от 29.07.2013 N 33-6138/2013)
Иногда складывается ощущение, что для отказа в предоставлении имущественного вычета налоговые органы пользуются библейской заповедью, что все люди- братья.
Так в Иркутской области ИФНС признала взаимозависимыми деверя (брата супруга) и бывшую супругу деверя. Как они эту родственную связь установили, является загадкой, но для обоснования отказа они сослались на Общероссийский классификатор информации о населении, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 N 412, согласно которому к видам "родства, свойства" относится и "другая степень родства".
Однако Иркутский областной суд установил, что в силу п. 2 ст. 3 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ) семейное законодательство состоит из СК РФ и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации.
При этом СК РФ регулирует отношения между супругами, родителями и детьми, усыновителями и усыновленными, а также попечителями и опекаемыми (статья 2).
В соответствии со ст. 14 СК РФ близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, т.е. родители и дети, дедушки, бабушки и внуки.
Кроме того, СК РФ регулирует взаимоотношения только следующих категорий лиц, состоящих в отношениях свойства, а именно: отчима, мачехи, пасынка, падчерицы (ст. 97).
Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм семейного законодательства Российской Федерации супруга брата и брат ее супруга не относятся к взаимозависимым лицам в целях применения подп. 3 п. 1 ст. 20 НК РФ.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст. 20 НК РФ суд может признать лиц взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Однако ИФНС не представила доказательств того, что отношения между сторонами договора купли-продажи повлияли на экономические результаты сделки, тогда как доказывание законности оспариваемых решений возложена законом на налоговые органы.
На этом основании Иркутский областной суд Апелляционным определением от 23.07.2013 N 33-5951/13 признал отказ ИФНС в вычете необоснованным.
С 1 января 2012 года согласно пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и не полнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.
Одновременно внесено изменение в абз. 26 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, согласно которому, взаимозависимость лиц определяется в соответствии со ст. 105.1 НК РФ.
Однако это не изменило подход судов к отношениям родства и свойства.
Самарский областной суд в Апелляционном определении от 10.07.2013 N 33-6250/2013
установил, что отношения свойства между зятем и тещей не оказали никакого влияния на условия и экономические результаты заключенной между ними сделки купли-продажи 1/2 доли квартиры.
Цена доли квартиры сторонами не завышена и не отклоняется от среднерыночной цены.
Передача денег от продавца покупателю подтверждена договором купли-продажи, распиской в получении денежных средств.
Также установлено, что в целях приобретения доли в квартире зятем был заключен кредитный договор по программе "Приобретение готового жилья" на приобретение доли в праве общей долевой собственности именно этой квартиры
Обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности приобретателя имущества, не имеется.
Напротив, экономический результат сделки достигнут, право собственности зарегистрировано за зятем в установленном законом порядке.
На этом основании суд решил, что отказ в вычете необоснован.
Впрочем, не всем родственникам с вычетом везет.
Необычный случай рассмотрел Пермский краевой суд. Гражданин С. право собственности на квартиру зарегистрировал, а через месяц умер.
Наследники попытались получить имущественный вычет за него.
Однако суд установил, что в соответствии со ст. 112 ГК РФ в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими законами.
Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
В связи с тем, что НДФЛ был удержан с дохода именно С., то, соответственно, и правом на обращение с заявлением о возврате удержанного налога с его дохода обладает только он. То есть данное право неразрывно связано с личностью С. и не входит в состав наследства, а, следовательно, и не передается по наследству (Апелляционное определение Пермского краевого суда от 17.04.2013 N 33-3343А).
ФНС Письмом от 08.07.2013 № ЕД-4-3/12261@ также уточнила, что в случае если приобретатель квартиры умер уже после того, как начал получать полагающийся ему имущественный налоговый вычет, право на получение остатка имущественного налогового вычета к лицу, наследующему его долю, не переходит, поскольку передача наследнику права на имущественный налоговый вычет, принадлежащего наследодателю, НК РФ не предусмотрена.
Еще одним Письмом от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18611@ ФНС обнадежило многих владельцев комнат в квартирах. В нем было заявлено, что если каждый владелец доли в праве собственности на квартиру продал свою долю, находившуюся в его собственности менее трех лет по отдельному договору купли-продажи, то каждый продавец вправе получить имущественный налоговый вычет в размере 1 000 000 рублей.
Гражданин Ц. полученную в 2010 году по договору дарения от родственников комнату, продал в 2011 году. Поскольку комната была отчуждена как самостоятельный объект, Ц. решил, что ему должен предоставляться налоговый вычет не пропорционально доле в праве, а исходя из 1 000 000 рублей. Однако ИФНС ему в таком вычете отказала.
Суд установил, что жилищное законодательство не рассматривает часть комнаты в качестве самостоятельного объекта жилищных отношений.
Предметом договора купли-продажи являлась квартира, которая принадлежала двум родственникам на праве общей долевой собственности.
Согласно договору производилось отчуждение именно всей квартиры, а не отдельных комнат, при этом в договор включено условие о том, что доли владельцев представляют собой право пользования комнатами..
Суд решил, что доля в праве на квартиру была отчуждена Ц. не как самостоятельное жилое помещение - комната, а как составная часть квартиры, наряду со второй комнатой в данной квартире, по договору отчуждена вся квартира с определением порядка пользования, а следовательно, причитающийся имущественный налоговый вычет должен быть распределен между всеми участниками общей собственности на квартиру (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.07.2013 N 33-10344/2013).
Кстати и ФНС России Письмом от 25.07.2013 № ЕД-4-3/13578@ уточнила, что если квартира, находившаяся в общей долевой собственности нескольких человек менее трех лет, была продана как единый объект права собственности по одному договору купли-продажи, имущественный налоговый вычет в размере 1 000 000 рублей распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле.
Если учесть, что цена вопроса может составлять до 260 000 рублей, то почему бы не оформить сделку с родственниками не по-родственному, а официально, с документальным подтверждением передачи денег и т.п. обязательными атрибутами?