Национальные стандарты в сфере туризма и гостеприимства

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование раздела (темы) дисциплины Содержание раздела (темы)
1. Введение. Роль стандартизации в обеспечении качества и конкурентоспособности. Введение в курс. Содержание, предмет и задачи курса. Понятие услуги, классификация услуг в туризме и сервисе. Объекты стандартизации. Значение стандартизации для предприятия (организации), народного хозяйства, общества, ее роль в повышении качества, безопасности, продукции, экономном потреблении и расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Значение стандартизации для развития научно-технических и торговых связей между странами СНГ и странами дальнего зарубежья.
2. Национальная система стандартизации в РФ.   Организационно-правовые основы стандартизации. Законы РФ «О техническом регулировании» и «О стандартизации». Понятие технического регламента. Объекты и требования технических регламентов. Социально-экономические функции стандартизации. Понятие стандартизации. Цели стандартизации. Международные договоры. Организация работ по стандартизации. Нормативные документы по стандартизации и требования к ним. Органы государственного контроля и надзора. Осуществление государственного контроля и надзора. Государственные инспекторы, их права и ответственность. Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору
3. Подтверждение соответствия: история возникновения и развития. Схемы сертификации.   Услуги предприятия сферы сервиса и туризма, их классификация и характеристика. Требования к услугам сферы сервиса и туризма. Значение сертификации в обеспечении качества услуг и работ. Основные термины и определения в области сертификации. Цели и принципы подтверждения соответствия. Обязательная и добровольная сертификация. Нормативно-правовая база сертификации. Элементы и участники сертификации, их полномочия. Средства и методы сертификации. Система сертификации ГОСТ Р. Правила проведения сертификации услуг и работ в сфере туризма.
4. Внедрение и сертификация систем менеджмента качества на предприятиях туризма и гостеприимства   Этапы формирования систем качества в соответствии с МС ИСО серии 9000. обеспечение функционирования систем качества. Управление затратами на качество работ и услуг. Организация службы управления качеством на предприятии сферы услуг. Задачи и место отдела управления качеством в организационной структуре предприятия. Функции управления качеством. Делегирование ответственности и координация задач. Аудит управления качеством на предприятии.

Основная и дополнительная литература

1.6.1. Основная литература
  Авторы, составители Заглавие Издательство, год
Л1.1 Баумгартен Л.В. Красноженова Г.Ф. Корпоративная культура и управление персоналом в туризме: теория и практика.: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М., 2012.
Л1.2 Дехтярь Г. М. Метрология, стандартизация и сертификация.: Учебное пособие. М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М., 2016.
Л1.3 Баумгартен Л.В. Стандартизация и сертификация в туризме.: Учебное пособие. М.: Дашков и К., 2013.
1.6.2. Дополнительная литература
  Авторы, составители Заглавие Издательство, год
  Авторы, составители Заглавие Издательство, год
Л2.1 Баумгартен Л.В. Стандартизация и сертификация в туризме.: Учебное пособие. М.: Дашков и К., 2013.
Л2.2 Шестопал Ю. Т. Дорофеев В. Д. Шестопал Н. Ю. Андреева Э. А. Управление качеством.: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2011.
Л2.3 Басовский Л. Е. Протасьев В. Б. Управление качеством.: Учебное пособие. М.: НИЦ Инфра-М., 2016.

Федеральные законы и нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002

2. ФЗ РФ от 29 июня 2015 г. "О стандартизации в РФ"

3. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

4. Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации"

5. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания"

6. Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 года N 452 «об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта»

Национальные стандарты в сфере туризма и гостеприимства

См.файл с ГОСТ

Периодические издания:

1. Стандарты и качество: журнал.

2. Методы менеджмента качества: журнал.

3. Методы оценки соответствия: журнал.

Наши рекомендации