Примерные критерии оценки результатов учебной деятельности
учащихся по дисциплине «Бухгалтерский учет»
Отметка в баллах | Показатели оценки |
1 балл | Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (терминов и определений: метод бухгалтерского учета, активы, пассивы, синтетический и аналитический учет и т. д.); наличие многочисленных существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью преподавателя. |
2 балла | Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (предмета, метода бухгалтерского учета, бухгалтерского баланса, системы счетов и т. д.); осуществление соответствующих практических действий (составление бухгалтерского баланса, корреспонденции счетов и т. д.); наличие существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью преподавателя. |
3 балла | Воспроизведение части программного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление видов хозяйственного учета, объектов бухгалтерского учета, элементов метода бухгалтерского учета, счетов бухгалтерского учета и т. д.); осуществление умственных и практических действий по образцу (составление бухгалтерских записей, выполнение расчетов, заполнение первичных бухгалтерских документов, учетных регистров я т. д.); наличие отдельных существенных ошибок. |
4 балла | Воспроизведение большей части программного учебного материала (описание с элементами объяснения системы счетов бухгалтерского учета, двойной записи, синтетического и аналитического учета и т. д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (выполнение заданий по составлению баланса, бухгалтерских записей на счетах учета, по заполнению первичных учетных документов, ведению регистров и т. д.); наличие единичных существенных ошибок. |
5 баллов | Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание строения и классификации счетов бухгалтерского учета с объяснением особенностей синтетического и аналитического учета и их взаимосвязи, принципов учета хозяйственных процессов и т. д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (выполнение паданий по составлению бухгалтерских записей на счетах синтетического и аналитического учета, по составлению оборотных ведомостей, по учету хозяйственных процессов и т. д.); наличие несущественных ошибок. |
6 баллов | Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение системы счетов бухгалтерского учета, их классификации, документации и инвентаризации, выявление и обоснование взаимосвязи синтетического и аналитического учета и т. д.); выполнение заданий по образцу, на основе предписания (разноска по счетам и определение конечного остатка, составление на основании данных счетов оборотной ведомости и баланса и т. д.); наличие несущественных ошибок. |
7 баллов | Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение системы счетов бухгалтерского учета, двойной записи и ее контрольного значения, раскрытие сущности синтетического и аналитического учета на счетах, обоснование и доказательство их взаимосвязи, формулирование выводов и т. д.; недостаточно самостоятельное выполнение заданий по определению фактической себестоимости изготовленной продукции, выявлению финансового результата от реализации продукции и т. д.); наличие единичных несущественных ошибок. |
8 баллов | Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение правовых и методологических основ организации и ведения бухгалтерского учета, заполнения, проверки и обработки первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, раскрытие сущности бухгалтерской отчетности, обоснование доказательство ее необходимости и значимости, формулирование выводов; самостоятельное выполнение заданий по отражению хозяйственных операций на счетах учета, по заполнению, проверке и обработке первичных документов, по ведению учетных регистров, составлению отчетности и т. д.); наличие единичных несущественных ошибок. |
9 баллов | Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала в условиях изменения нормативно-правовой базы в области бухгалтерского учета, налогов, финансов, выдвижение предположений и гипотез по совершенствованию бухгалтерского учета и г. д., наличие действий и операций творческого характера для выполнения заданий по расчету важнейших экономических показателей, заполнению учетных регистров, составлению отчетности и т. д.) |
10 баллов | Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний н умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению методики и организации бухгалтерского учета в различных организациях (на предприятиях), порядка определения финансового результата деятельности организации, демонстрация навыков осуществления экономических расчетов, выполнение творческих работ и заданий по внедрению прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета в современных условиях хозяйствования и т. д.) |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» № 3321-XII от 18.10.1994 (в редакции Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 г. № 57-З).
2. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета» № 50 от 29.06.2011., постановление Минфина от 20.12.2012 N 77.
3. Инструкция о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь: утв. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30 марта 2004 года, №31.
4. Инструкция о порядке ведения налогового учета: утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 16 декабря 2003 года, №173/114.
5. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов.
6. Методические рекомендации по планированию и учету затрат на производство строительно-монтажных работ: утв. Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 11 января 2000 года, №3.
7. Нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь: утв. Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 01 ноября 2002 года, №31 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 год, №139, рег.№8/8827).
8. Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки». Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 10.12.2013 №80.
9. Инструкция по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства. Утверждена Министерством финансов СССР 08.03.1960 г. № 63 (с последующими изменениями).
10. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34 н.).
11. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» (от 21.11.96 г. № 129-ФЗ).
12. Бухгалтерский учёт и контроль в Республике Беларусь: Сборник нормативных актов Республики Беларусь в 6-ти т. Т 5. Особые правила учёта: Кн. 1. Виды предприятий и организационно-правовые формы / Составитель И.Н. Ковалевич. – Мн.: Амалфея, 1996 год. – 848с.
13. Альбом унифицированных форм учётных регистров для организаций Министерства промышленности Республики Беларусь и Инструкция по их применению. – Мн.: Информпресс, 2006г. – 112 с.
14. Журнал «Налоговый вестник», № 7, 2014г.
15. Международный стандарт по бухгалтерскому учёту МСБ № 1 «Описание методов учёта (раскрытие учётной политики)» (введён в действие с 01.01.1975г.)
16. Справочник бухгалтера: Сборник нормативных правовых актов Республики Беларусь / Составитель Л.И. Липень. – Мн.: Дикта, 2004 год. – 238с.
Приложение 1