Под редакцией В.В.Шевченко

В.М.НАГОРНЫЙ Г.М.ФЕДОРОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОМИССИИ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

ОБЪЕКТА

Под редакцией В.В.Шевченко

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера» (№ 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г.), определяющий общие для нашей страны организаци­онно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций, обязывает все предприятия, учреждения и организации (далее — объек­ты) независимо от их организационно-правовой формы:

а) планировать и осуществлять необходимые меры защиты работ­ников объектов от чрезвычайных ситуаций (ЧС);

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчи­вости функционирования объектов и обеспечению жизнедеятельнос­ти их работников в ЧС;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение работников объектов способам защиты и действиям в ЧС в составе невоенизированных формирований;

г) создавать локальные системы оповещения о ЧС;

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах и на приле­гающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС;

е) финансировать мероприятия по защите работников объектов от ЧС;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС, а также оповещать работни­ков объектов об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.

Во исполнение указанного Федерального закона в стране функциониру­ет единая государственная система предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций (РСЧС), положение о которой утверждено Постанов­лением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1113. В соответствии с ним эта система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации, органов местного само­управления и объектов для действий по предупреждению и ликвидации ЧС и состоит из территориальных и функциональных подсистем, а также имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный (субъектов Российской Федерации), местный и объектовый.

Каждый уровень РСЧС должен иметь координирующие органы, по­стоянно действующие органы управления, органы повседневного уп­равления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ре­сурсов, системы связи и оповещения.

На объектовом уровне координирующим органом является объекто­вая комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС объекта). В ряде слу­чаев при отсутствии необходимости и соответствующей материально-технической базы (на небольших и не относящихся к опасным произ­водствам объектах) Положение о РСЧС разрешает не создавать КЧС. Координирующие функции в этом случае осуществляет лично руко­водитель объекта (главный инженер, технический директор). Посто­янно действующим органом управления является отдел (сектор, груп­па или специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС, а обязаннос­ти органа повседневного управления выполняет дежурно-диспетчерская (аварийно-диспетчерская, дежурная) служба объекта.

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОСТАВ КОМИССИИ

ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ ОБЪЕКТА

Основными типовыми задачами объектовой комиссии по чрезвычай­ным ситуациям являются:

— руководство разработкой и осуществлением мероприятий по пре­дупреждению ЧС, повышению надежности работы объекта, обеспече­нию устойчивости его функционирования при возникновении ЧС;

— организация работ по созданию на потенциально опасном объекте ло­кальной системы оповещения, поддержание ее в постоянной готовности;

— обеспечение готовности органов управления, сил и средств к дей­ствиям при чрезвычайных ситуациях, руководство их ликвидацией и эвакуацией персонала объекта;

— руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также всего остального персонала объекта к действиям при ЧС.

КЧС создается на объекте решением руководителя — начальника гражданской обороны (ГО) объекта. Положение о комиссии (приложе­ние 1) и ее состав объявляются приказом.

Численность комиссии и ее персональный состав определяет руко­водитель объекта. При этом учитывается, что состав комиссии должен обеспечить качественное проведение в полном объеме мероприятий по предупреждению, а также ликвидации ЧС, устойчивое управление си­лами при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР).

Вместе с тем не следует стремиться к созданию многочисленной ко­миссии. Необходимо помнить, что успех в любом деле достигается не числом, а умением, заблаговременной подготовкой членов комиссии, рациональным распределением функциональных обязанностей.

КЧС комплектуется ответственными работниками управленческого аппарата объекта и его структурных подразделений.

Может быть рекомендован следующий примерный состав комиссии (вариант для крупного объекта).

Руководство комиссии:

— председатель — руководитель объекта (иногда его заместитель);

— заместитель председателя — главный инженер;

— заместитель председателя — начальник отдела ГО и ЧС объекта. Члены комиссии:

— главные специалисты объекта (главный технолог или начальник производства, главный энергетик, главный механик и т.п.);

— председатель эвакокомиссии (как правило, заместитель директо­ра по общим вопросам или начальник отдела кадров, начальник ЖКО);

— руководители специализированных подразделений, как правило, яв­ляющиеся начальниками соответствующих служб гражданской оборо­ны (оповещения и связи, радиационной и химической защиты, противо­пожарной, медицинской, охраны общественного порядка, материально-технического снабжения, транспортной, убежищ и укрытий и др.);

— руководители специальных служб, как например, техники безо­пасности, финансов, юридической, экологии и т.п.

Возложение на себя руководства КЧС директором предприятия, как и включение в ее состав руководителей специализированных подраз­делений, возглавляющих соответствующие службы ГО, представля­ется оптимальным вариантом, обеспечивающим одновременно повы­шение готовности к защите объекта и его персонала в военное время.

Дело в том, что многие мероприятия гражданской обороны, особенно по вопросам устойчивости функционирования в чрезвычайных услови­ях, защиты персонала и населения, проживающего вблизи объекта, со­здания и подготовки сил и средств для ликвидации последствий пораже­ния обычными средствами в значительной степени связаны (и тожде­ственны) с мероприятиями, направленными на предупреждение и лик­видацию ЧС. Кроме того, органы управления по делам ГО и ЧС, а также невоенизированные (специальные) формирования ГО базируются на од­них и тех же управленческих структурах и подразделениях объекта.

Следует также учитывать, что, в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1993 г. № 643, руководитель объекта является по должности начальником гражданской обороны и несет персональную ответственность за организацию и осуществление ме­роприятий ГО.

3. ДОКУМЕНТАЦИЯ КЧС

Условно документы можно свести в следующие группы:

Наши рекомендации