Антикризисная производственная стратегия
Реорганизацию производственной деятельности предпочтительнее проводить новой команде управления. Реорганизация предприятия включает следующие области:
- прекращение операций, не вносящих вклад в покрытие постоянных издержек предприятия;
- прекращение выпуска нерентабельной продукции либо попытка превратить ее в рентабельную снижением расходов;
- поиск источника финансирования в лице венчурного капитала, если компания имеет недофинансированное высокомаргинальное изделие, пользующееся спросом на рынке;
- анализ арендных договоров.
Основная задача производственного менеджмента в кризисной ситуации заключается в определении условий и средств, обеспечивающих поддержку требуемого организационно-технического уровня производства, направленных на стимулирование развития рыночных отношений, обеспечивающих выход предприятия из кризисного состояния.
Среди производственных стратегий выделяют:
- стратегия улучшения качества продукции;
- стратегия структурной перестройки предприятия;
- стратегия изменения номенклатуры и ассортимента продукции;
- стратегия повышения экономической эффективности производства.
Стратегия улучшения качества продукции предполагает, что улучшение качества становится одним из наиболее ключевых факторов, влияющих на стратегию компаний. В настоящее время в иностранных компаниях происходит всеобщее движение к тотальному контролю качества. Поэтому для достижения конкурентоспособности продукции отечественных фирм необходимо также внедрять у себя «всеобщее управление качеством».
Для реализации данной стратегии структурной перестройки предприятия можно рассмотреть следующие меры:
- выделение отдельных производств в самостоятельные предприятия;
- передачу на баланс местных органов власти некоторых объектов социально-культурного быта;
- консервацию убыточных производств;
- закрытие бесперспективных производственных линий;
- реорганизацию производства;
- модернизацию цеховой структуры;
- сосредоточение оборудования на меньших площадях.
Конечная цель такой реорганизации - оптимизация величины мультипликатора «Выручка / Активы» для достижения желаемой величины рентабельности активов.
Стратегия изменения номенклатуры и ассортимента продукции предполагает, что более широкий спектр удовлетворения запросов клиентов позволит дифференцировать сбыт и повысить маневренность управления прибылью за счет оптимизации ассортиментной политики. Антикризисная стратегия изменения номенклатуры и ассортимента продукции была применена для оздоровления текстильного и фармацевтического предприятий.
Стратегия повышения экономической эффективности производства применяется для:
- исследования производственных операций с разных сторон;
- анализа доходов и издержек, уровня стандартизации и унификации;
- рассмотрения возможности внедренияновых элементов в технологический процесс, новых видов материалов;
- повышения эффективности производства оборудования, его замены, модернизации, ремонта.
Эти меры могут существенно повлиять на достижение определенной структуры издержек и стандартов качества, особенно при высокой конкуренции на рынке.
2.3 АНТИКРИЗИСНАЯ КАДРОВАЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ
Если финансовые прогнозы показывают убытки от основной деятельности, то продолжение функционирования бизнеса связано, как правило, со сменой управленческой команды. Управление персоналом предприятий анализируется в функциональных срезах: маркетинг, производство, финансы и кадры. Ответственность и полномочия делегируются руководителям структурных подразделений, выделяются центры ответственности учета затрат и прибылей. Коллектив активно включается в реорганизацию структуры предприятия.
На управление персоналом кризисного предприятия влияют:
- внешние факторы - это законодательное регулирование трудовых отношений, ситуация на рынке труда, активность профессиональных и общественных объединений;
- внутренние факторы - это цели фирмы, организационная структура, стиль управления, условия труда, потенциал коллектива.
Антикризисная политика управления персоналом неплатежеспособного предприятия концентрируется на разработке главных принципов и приоритетов кадровой политики, планировании структуры и штата по назначению, резервам и перемещению, создании и поддержке информационной базы о движении кадров, мотивации труда, формировании программы адаптации к изменениям, профориентации и переподготовки, методов оценки соответствия кадровой политики долгосрочной стратегии фирмы.
Для восстановления платежеспособности и выхода предприятия на нормальный режим работы, характерный для рентабельного и растущего бизнеса, закрепления позиции предприятия на рынке руководитель должен располагать командой, способной подходить к работе творчески, профессионально, преломить негативно ситуацию за счет победы конструктивных сил над деструктивными силами.
Среди антикризисных кадровых / управленческих стратегий выделяют:
- стратегия усиления кадрового потенциала предприятия;
- внедрение новых методов управления;
- реорганизация управления предприятием.
Стратегия усиления кадрового потенциала предприятия касается всех отделов, в особенности отделов маркетинга и сбыта, бухгалтерии и финансов.
Повышение квалификации персонала, устранение дублирования, налаживание взаимодействия между подразделениями и цели оздоровления - главные звенья кадровой политики кризисного предприятия. Чтобы эффективно двигаться навстречу поставленной цели, руководитель должен координировать работу и побуждать людей ее выполнять.
Внедрение новых методов управления предполагает пересмотреть отношения к роли стратегического планирования, контроллинга и мониторинга. Бюджетирование возвращается на качественно новой основе, совершенствуется информационная база управления за счет приобретения готовых баз данных и программных продуктов, используемых в различных аспектах деятельности: маркетинг, финансы, производство, кадры / управление. Антикризисная стратегия внедрения новых методов управления применялась для оздоровления текстильного, мебельного, фармацевтического предприятий, а также предприятия, занимающегося производством строительных материалов.
Реорганизация управления предприятием предполагаетразрабатывать новую организационную структуру, введение новых функций, таких как финансовое планирование и контроль. Руководители подразделений должны приобрести соответствующие полномочия и ответственность за работу своего сектора. Для готовности адаптации к переменам в экономической обстановке необходимо внедрение новой культуры производства, ориентированной на рынок. Антикризисная стратегия реорганизации управления предприятием применялась для оздоровления предприятия, производящего резинотехническую продукцию.