Дипломного проекта (работы)
Выполнение дипломного проекта (работы) включает следующиеэтапы:
1. Выбор темы и ее обоснование.
2. Подача заявления с просьбой разрешить выполнение дипломного проекта (работы) по выбранной теме.
3. Составление задания на дипломный проект (работу).
4. Выбор методики исследования.
5. Изучение литературных источников и нормативных правовых актов, составление библиографического списка, анализ и обобщение материалов, разработка первой главы.
6. Сбор, систематизация, обработка и анализ фактических данных в организации, на материалах которой выполняется дипломный проект (работа), разработка второй и третьей глав.
7. Обоснование конкретных разработок и предложений по решению проблемы, являющейся предметом исследования, разработка четвертой главы.
8. Разработка введения, заключения и других структурных элементов дипломного проекта (работы), оформление и брошюровка.
9. Представление на отзыв руководителю законченной работы, предварительная защита, получение рецензии, написание доклада для защиты, отбор и оформление иллюстративного материала (презентации), выносимого на защиту, защита.
Выбор темы и ее обоснование. Ориентировочно тема дипломного проекта определяется на 3-м курсе очного и 4-м курсе заочного отделения при выборе темы научно-исследовательской работы.
Тема дипломного проекта (работы) должна удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать специальности и специализации, по которой студент обучался и будет защищать дипломный проект (работу);
- быть актуальной;
- отражать изучаемую проблему;
- быть четко сформулированной;
- соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техники, технологии;
- представлять практический интерес для организаций;
- предусматривать решение конкретной, как правило, прикладной проблемы или задачи, развитие и совершенствование изучаемого процесса или явления.
Примерная тематика дипломных проектов (работ) ежегодно обновляется выпускающей кафедрой и утверждается советом факультета. Тематика дипломных проектов (работ) и примерные планы приведены в разделах 4 и 5.
Студенту предоставляется право выбрать тему из составленного кафедрой перечня или предложить собственную тему дипломного исследования при наличии обоснования ее актуальности и целесообразности либо заявки организации, в которой студент проходил практику.
Заявка организации является приложением к заявлению студента о выборе темы дипломного проекта (работы).
Студентам-заочникам тема дипломного проекта (работы) выдается с учетом профиля их работы по специальности.
В формулировке темы обязательно указывается организация, по материалам которой выполняется дипломный проект (работа). Возможны два варианта:
- название организации может быть включено в формулировку темы непосредственно. Пример – «Система менеджмента качества в ОАО «Бабушкина крынка» и направления ее совершенствования»;
- в формулировке темы может быть в скобках указано, на материалах какой организации выполнен дипломный проект. Пример – «Система менеджмента качества и направления ее совершенствования (на примере ОАО «Бабушкина крынка»)».
Подача заявления. После выбора темы дипломного исследования студент подает заявление на имя заведующего выпускающей кафедрой с просьбой разрешить написание дипломного проекта (работы) под руководством конкретного преподавателя. При положительном решении вопроса и согласовании темы с предполагаемым руководителем дипломного проекта (работы) по представлению декана факультета тема дипломного проекта (работы) и руководитель утверждаются приказом ректора не позднее месяца до начала его (ее) защиты.
В случае необходимости изменения или уточнения темы дипломного проекта (работы) во время его (ее) выполнения декан факультета на основании объяснения руководителя и представления кафедры ходатайствует о внесении соответствующих изменений в приказ ректора.
Руководителями дипломных проектов (работ) назначаются лица из числа профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников академии, как правило, имеющие ученую степень или звание, активно занимающиеся научной деятельностью и имеющие научные публикации. Руководство могут осуществлять также научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты организаций АПК соответствующей специальности, по которой выполняется дипломный проект (работа), и имеющие, как правило, ученые степени, практический опыт и знания.
В случае необходимости по предложению руководителя дипломного проекта (работы) кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным узконаправленным разделам в пределах норматива времени, отведенного на руководство дипломным проектом (работой).
Консультантами по отдельным разделам дипломного проекта (работы) могут назначаться лица из числа профессорско-преподава-тельского состава академии, а также высококвалифицированные специалисты и научные работники других учреждений и организаций. Консультанты проверяют соответствующую часть дипломного проекта (работы), о чем расписываются в календарном плане и на титульном листе дипломного проекта (работы).
Руководитель дипломного проекта (работы) обязан:
- после выбора студентом темы составить и выдать задание на дипломный проект (работу);
- оказать студенту помощь в разработке календарного плана-графика на выполнение дипломного проекта (работы);
- рекомендовать студенту необходимую основную литературу, справочно-нормативные и другие источники по теме дипломного проекта (работы);
- проводить в соответствии с планом-графиком консультации;
- контролировать ход выполнения работы и нести ответственность за ее своевременное и качественное выполнение до момента защиты;
- проверять текст по мере написания отдельных разделов, делать замечания и указывать недостатки для их устранения студентом;
- подготовить отзыв о дипломном проекте (работе) по утвержденной форме, в котором дать мотивированное заключение о соответствии дипломного проекта (работы) предъявляемым требованиям и возможности допуска его (ее) к защите;
- присутствовать, по возможности, на защите студентом дипломного проекта (работы).
При выполнении дипломного проекта (работы) студент обязан:
- обосновать выбор темы;
- подать на выпускающую кафедру заявление с просьбой разрешить выполнение дипломного проекта (работы) по избранной теме;
- совместно с руководителем составить задание на дипломный проект (работу);
- соблюдать разработанный совместно с руководителем календарный план-график выполнения дипломного проекта (работы);
- представлять текст дипломного проекта (работы) по мере написания отдельных разделов руководителю (консультанту) для проверки;
- вносить изменения и коррективы в содержание дипломного проекта (работы) в соответствии с требованиями и замечаниями руководителя (консультанта) для повышения его (ее) качества;
- выполнять дипломный проект (работу) в соответствии с требованиями образовательного стандарта в срок;
- нести ответственность за обоснованные в дипломном проекте (работе) решения, сделанные выводы, а также за достоверность всех данных и расчетов;
- представить своевременно дипломный проект (работу) на отзыв руководителю;
- получить рецензию на дипломный проект (работу) от назначенного деканатом преподавателя или специалиста организации, по материалам которой он (она) выполнялся;
- подготовить выступление и презентацию для защиты дипломного проекта (работы) на заседании Государственной экзаменационной комиссии.
Составление и согласование задания.Форма задания устанавливается приказом ректора по представлению декана факультета. В задании разрабатываются план дипломного проекта (работы) и методика проведения исследований, на основании которых составляется календарный план-график выполнения дипломного проекта (работы) с указанием сроков и очередности выполнения отдельных этапов. Цель составления календарного плана – рациональная организация выполнения и представление в срок дипломного проекта (работы) к защите на заседании ГЭК.
Календарный план-график утверждается заведующим выпускающей кафедрой и обязателен для выполнения всеми студентами.
Задание вместе с дипломным проектом (работой) представляется в ГЭК.
Контроль за ходом выполнения студентами дипломных проектов (работ) периодически осуществляется кафедрой и деканатом. Деканат факультета устанавливает сроки периодического отчета студентов по выполнению дипломного проекта (работы). В установленные деканатом сроки студент отчитывается перед руководителем и заведующим кафедрой, которые фиксируют степень готовности проекта (работы) и сообщают об этом в деканат факультета.
Изучение литературных источников и нормативных правовых актов, составление библиографического списка.При подборе литературы необходимо ознакомиться с каталогом, имеющимся в методическом кабинете, и каталогом библиотечного фонда УО «БГСХА». Кроме того, студент может ознакомиться с различными каталогами других библиотек или с каталогом справочно-библиографического отдела Национальной библиотеки Республики Беларусь.
Для актуализации содержания дипломного проекта (работы) необходимо использовать литературные источники, изданные за последние 5 лет. В порядке исключения по согласованию с руководителем дипломного проекта (работы) могут использоваться ранее изданные литературные источники.
Изучение литературы позволяет определить теоретические основы исследования вопросов темы и выявить уровень их разработанности. При этом следует делать соответствующие рабочие записи в виде тезисов и конспектов по разделам работы на карточках или в файлах. Это облегчает систематизацию и обобщение материалов, анализ и сопоставление различных точек зрения авторов по дискуссионным вопросам, формирует свое отношение к ним.
Сбор, систематизация, обработка и анализ фактических данных в организации АПК. Важным этапом самостоятельной работы по выполнению дипломного исследования является сбор, обработка, систематизация и анализ фактического материала. Сбор фактического материала производится студентами, как правило, во время преддипломной практики. Для сбора фактического материала руководитель дипломного проекта (работы) выдает студенту индивидуальное задание, которое отражается в дневнике прохождения практики.
По утвержденной теме подбирается конкретный эмпирический материал. Вначале определяются источники информации: данные государственной статистики, материалы научно-исследовательских организаций, бюджетных исследований, а также материалы статистической и бухгалтерской отчетности организаций, социологические исследования.
Во время прохождения преддипломной практики студент по согласованию с руководителем дипломного проекта (работы) обосновывает содержание исходных данных, систему аналитических показателей, продолжительность анализируемого периода (как правило, 3–5 лет), методы анализа и предполагаемые эксперименты, которые будут проведены в процессе выполнения дипломного проекта (работы). Собранный фактический материал оценивается с точки зрения его достоверности, надежности и точности, систематизируется, анализируется и оформляется в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем и т. п.
Обработка и анализ собранных материалов производится с помощью статистических и экономико-математических методов. В процессе обработки материала составляются таблицы, графики, диаграммы, рассчитываются относительные и средние величины, выявляется степень влияния различных факторов на конечный результат и т. д. Затем материал группируется. При этом следует учитывать, что экономические данные должны быть сопоставимы. Полученная и отобранная информация требует проверки с точки зрения ее полноты, точности и доказательности. Если массив полученной информации достаточен для объективной и полной оценки вопроса, можно приступать к осмыслению полученных результатов анализа и их оформлению.
Прежде чем формулировать краткие выводы, следует проверить завершенность и аргументированность каждой отдельной части и всего проекта в целом. После этого делаются выводы по проблеме и практическому применению полученных результатов.
Примерные формы таблиц для анализа производственно-экономической деятельности различных видов организаций АПК приведены в приложениях А1–А5.
Обоснование выводов и предложений.Выводы должны быть сформулированы в целом по существу изучаемой проблемы, по вопросам практического значения и целевого использования полученных результатов. Рекомендации по практическому применению оправдывают себя только в том случае, если они реальны и перспективны. Поэтому важно учитывать не только сложившиеся условия, но и те изменения, которые могут произойти в ближайшей перспективе. Формулируя предложения и рекомендации, нужно определить их эффективность, значимость.