Финансы и основы управления ими.

Финансы.

Финансы – единственная экономическая наука целиком изучение которой явл-ся денежные накопления (прибыль). Эффективность хозяйствования определяется через рентабельность. Рентабельность = прибыль к товарообороту, прибыль к издержкам, прибыль к среднегодовой стоимости фондов. Чем больше прибыль, тем больше эффективность. Прибыль – основная цель бизнеса. Все стремятся увеличить этот показатель. Финансово-кредитная сфера самая рыночная в структуре экономики, т.к. предметом сделок явл-ся деньги, товаром явл-ся деньги, в этой сфере дентьги делают деньги. Экономическая политика гос-ва, имеющие товарно-денежные отношения, это в преобладающей части финансовая политика. ¾

Финансовый рынок мира это огромная ударная волна, кот.нацелена на получение спекулятивной прибыли и это волна превращает в обломки любую нац.экономику, стоит лишь умело организовать и направить в нужную сторону.Все последние годы особенно в нашей стране резко возрастает доля финансовой сферы. Это новая мощная роль умножается новыми технологиями и приобретает еще большую силу.

Финансовая стабилизация – в рыночной экономике имеет первостепенное значение , т.е. выход из кризисной ситуации в рыночной экономике всегда должен начинаться с достижения фин.стабилизации.

Этот тезис всегда занимает центральное место в экон.пограммах всех партий и движений. Под финансовой стабильностью следует понимать такое состояние финн.сисемы, кот.обеспечивает нормальное экономическое развитие страны, т.е. более или менее постоянный рост объема про-ва, достаточный уровень инвестиций и реальных доходов населения.

Ключевым моментом явл. прочность нац. Валюты, её стабильность.

Есть 2 способа обеспечить необходимые уровни про-ва: 1.Простой. Опробовано в РФ и во многих постсоветских государствах кредитная накачка экономике. Этот способ дает кратковременный эффект роста про-ва и долговременный эффект фин. развала. Вызывает гораздо более глубокий финансовый распад.

Факторы инфляции: 1) вздутие денег - обесценивание денег. 2) перераспределение дохода.

При социализме гос-во возмещало разницу в ценах на основные продукты и товары из бюджета к концу 80-х годов доля этой статьи расходов бюджетов составила 25% всех расходов и она все время возрастала.

Разница в ценах размещалась по: практически всем продуктам, детским товарам, городской транспорт, ЖКХ.

В наст. время дотацией по первым трем пунктам нет. По ЖКХ во многих регионах нет, а в московском регионе они составляют 23% (в тенденции к уменьшению).

2.Сложный и трудный. По сколько он обеспечивает возможность долговременного устойчивого роста – это достижение финн. стабильности. В условиях социализма такого понятия не было. Рынок поставил задачу – укрепления нац. валюты вместе с этим приходит финансовая стабильность и автоматически решаются крупные макроэкономические задачи: - достижение необходимого уровня про-ва. (Опыт перехода РФ в рыночную экон. полностью подтверждает такую последовательность, финансовая стабильность – начало роста про-ва). – проблема утечки капитала за рубеж. С этой проблемой сталкиваются в период кризиса все страны ( в том числе и Россия).

Финансы и основы управления ими.

(1) Финансы – денежные платежи. Финансы наука общественная, а не естественная часть экон. науки, поэтому это наука о производственных отношениях. Категория историческая, т.е. её содержание существенно меняется с изменением общих условий воспроизводства.Условия существования: 1) наличие товарно-денежных отношений. 2) существование гос-ва, кот. регулирует экономические процессы, собирает централизованный фонд денежных средст, перераспределяет их и создает условия для привращения денег в финансы. Гос-во – диктатура, меньшенство определяет поведение большинства. Гос-во – означает принуждение, т.к. все фин. отношения носят принудительный характер. 3) фин. отношения всегда затрагивают имущественные отношения, не только денежные, но и отношения между различными собственниками. Субъект этих отношений должен быть всегда владельцем доходов и только доход позволит принимать самостоятельные решения. Итог: эконом. и финансовая самостоятельность хозяйственных субъектов. Долгое время не было единого определения категории фин. Причины: 1)финансы - категория вторичного порядка, первичное – деньги. 2) Маркс не определил такую категорию.

Финансы – экономические отношения. Эти отношения не являются финансовыми в полной мере, т.к. финан.отношения- это денежные отношения. Но не все денежные есть финансовые, к ним относятся сколько не денежные отношения, кот. связаны с формированием и расходованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Фонд – означает строго целевое использование денежных средств. Централизованные фонды, те которыми управляет гос-во (бюджет). Децентрализованными фондами управляют хозяйствующие субъекты.

Финансовые отношения означают всегда реальное движение денежных средств. Финн. деятельность всегда связанна с риском и неблагоприятным её исходом предполагает компенсационные услуги. К финансовым относят отношения: 1) между гос-вом и хозяйствующими субъектами (по уплате налогов, различных платежей в бюджет и по финансированию из бюджета ряда организаций и предприятий). 2) между гос-вом и населением ( при внесении платежей в бюджет и внебюджетные фонды на соц. нужды). 3) между предпринимательскими структурами ( орган. При реализации их деятельности).4) между организациями и их работниками при выплате зарплаты и др.выплат. 5) между организациями и их вкладчиками при выплате дивидендов 6) между организациями и банками (при получении кредитов, выплате % и др.) 7) между организациями и страховыми компаниями (при уплате взносов и получения возмещения из страховых фондов). 8) международные (несколько уровней). Вывод: Финансы пронизывают практически всю сферу эконом. отношений, их можно назвать регуляторами эконом. развития. Финансы и деньги – 2 разные экон. категории. Деньги могут существовать без финансов, а финансы без денег нет. Финансовые и денежные отношения (различия)таблица: деньги: 1. Всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты товаропроизводителей;2.Выполняют функции:- меры стоимости;- средства накопления ;- средства платежа;- мировых денег.3. Возникли раньше финансов. 4. Более общая экономическая категория. 5. Охватывают широкие экономические отношения. Финансы: 1. Экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода и ВВП.2.Выполняют совершенно другие функции:- распределения,- регулирования,- контроля.3. Возникли позднее денег.4. Вторичная категория производная от денег.5. Охватывают более узкие отношения, связанные с формированием фондов денежных средств.

Финансы 1. чистые – безвозвратное предоставление средств. 2.Кредит – возвратное предоставление средств. Финансовые и кредитные отношения тесно связаны, взаимно проникают друг в друга. Финансы подразделяются на:- общественные, - корпоративные,- кредит. Финансовые ресурсы-те денежные ср-ва, кот. остаются после возмещения расходов и направлены на расширение пр-ва, экон. . . . и отчисления в бюджет. Они явл. объектом налогообложения. Подразделяются на: - централизованные финн. ресурсы, - децентрализованные финн. ресурсы.

Источник формирование централизованных финн. ресурсов: 1.основной, национальный доход. На основе распределения и перераспределения нац. дохода создают гос. бюджет и др.фонды, т.е. центральные фин. ресурсы, а другая часть нац. дохода распоряжении хоз. субъектов, т.е в децентрализованных фондах.2.Доходы от имущества, находящиеся в гос. и муниципальной собственности в форме прибыли, амортизационных отчислений.3.налоговые и неналоговые платежи населения .4.Многообразный, формируется за счет реализации гос. ценных бумаг и реализации долгосрочных гос. займов доходов от реализации гос. и муниципального имущества при его приватизации; реализация золотого запаса, энергоносители и др.

Источники формирования децентрализованных ресурсов: 1.За счет собственных источников, они формируются в момент учреждения предприятия, когда формируется уставный капитал, прирост от прибыли от ценных бумаг, аренды и т.д. 2.Заемные – кредиты коммерческих банков, - кредиты бюджета.

Функции финансов

1.Опереативная или воспроизводственная. Суть – финансовое обеспечение и обслуживание непрерывного круговорота средств, т.е. бесперебойное наличие денежных средств у хозяйствующего субъекта. Роль фин.службы по обеспечению денежной массой в рыночной экономике стала первостепенной.

2.Распределительная. Охватывает распределение и перераспределение через финансовый механизм ВВП, национ.доход, фондов потребления и накопления. Распределение происходит между двумя подразделениями общественного производства, между государством и субъектами хозяйствования, государством и населением, между регионами в целях поощрения, стимулирования экспорта рынка. Главное: кому отдать приоритет при распределении/перераспределении? Распределение (первая стадия) в результате формируются первичные доходы (зарплата, прибыль, дивиденды).Перераспределние осуществляется через бюджет и формируются вторичные доходы.

3.Контрольная. Уровни контроля: На уровне государства регулируются пропорции между количеством финансовых ресурсов и потребностью в них. Центром регилир.является доходная и расходная части бюджета. В течение последних 2-х десятилетий происходит резкое ужесточение контроля за бюджетными ресурсами. Сегодня оперативный контроль за исполнением федерального бюджета осуществляет счетная палата – независимый эксперт (орган), который подчиняется только президенту. На уровне хозяйствующего субъекта (предприятия) контроль является наиболее эффективным, т.к. он не требует дополнительных отвлечений ни средств, ни людей и осуществляется автоматически, т.е. производится по результатам финансовой деятельности через систему финансовых показателей:- наличие ден.средств на расчетном счете; - наличие просроченной задолженности поставщикам; - наличие просроченной задолженности банкам по ссудам; - наличие просроченной задолженности бюджету; - наличие просроченной задолженности по зарплате;

Роль финансов в экономике

Современная мировая экономика становится все более финансовоемкой. Финансы являются активным регулятором.Всемирный банк признал, что сокращение бедности и финн.рост зависят от эффективности национальных финансовых систем.Во всех странах очевидна связь уровня финн.развития и уровня доходов на душу населения. Фин.развитие оказыват наиболее существенное воздействие на изменение уровня жизни бедных слоев населения. Мнение о том, что услуги финн.системы несут выгоду лишь богатым является неверным.Финансовая глобализация несет увеличение потенциальных возможностей для роста и др.выгоды, но и, одновременно, повышает риски. Финансы – это потенциально важный экспортный метод. В современных условиях роль финансов заключается по направлениям: - активизация политики накопления общественного капитала; - использование бюджетной и налоговой политики в целях развития экономики; - государственная поддержка производственных инвестиций и финансирование инвестиционных программ, которые обеспечивают развитие научно-технического потенциала страны; - использование возможностей финансового рынка для производства инвестирования; - усиление социальной направленности бюджета; - достижение социальной справедливости по отношению ко всему населению.

Финансовая политика.Это совокупность гос мероприятий, которые направлены на мобилизацию финансовых ресурсов, на их распределение и использование для выполнения гос. функций.Часть экономической политики, проявляющаяся в использовании государством фин. ресурсов в регулировании гос. доходов и расходов, формировании и исполнении гос. бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежными оборотами, воздействии на курс национальной валюты.Основные направления финансовой политики:Бюджетная; Налоговая; Денежно-кредитная; Ценовая; Таможенная; Социальная; Инвестиционная; Внешнеторговая.Фин.политика подразделяется на:Финансовую стратегию, т.е. на длительный период (антиинфляционная политика).Финансовую тактику, 1-3 года (гос. бюджет).Фин политика так же подразделяется на внешнюю и внутреннюю.Сферы финансовой политики: Хозяйство страны, Население, Другие государства.Рычаги финансовой политики:- Финансирование – безвозмездное – безвозвратное наделение фин.ресурсами (неэффективный),- Кредитование – возвратная – платное наделение средствами с установленными сроками (более эффективно),- Проценты за кредит,- Налоги,- Гос. Займы, штрафы, пени и др.Цели финансовой политики завият от: Формировки национальных интересов, Имеющихся ресурсов, Демографической ситуации, Географических особенностей.Задачи финансовой политики связаны с эпохой и стадией развития государства.Специфика состоит в том, что мероприятия этой политики проводятся на основе использования и формирования фондов женежных средств.Задачи финансовой политики:- обеспечит условия для формирования максимально возможных финансовых результатов;- установить рациональное распределние и использование финн.ресурсов;- организовать регулирование и стимулирование экономики и социальных процессов финансовыми методами;- выработать финансовый механизм, который соответствовал бы целям и задачам финансовой стратегии,- создать эффективную систему управления финансами.

Типы финансовой политики

Критерии разграничения типов финн.политики: роль государства в экономике, степень его участия.1Тип – Классический. Конец 18в. А.Смит, Д. Рекордо.Основные принципы:- невмешательство государства в экономику,- сохранение свободной конкуренции,- рыночным механизмам отводится главная роль в регулировании хоз. жизни,- требование к бюджету, сбалансированность, никакого дефицита, доходы бюджета формируются за счет косвенных налогов, гос. расходы ограничиваются, налоги повышаются, политика называется рестрикционная. (Рестрикционная фискальная политика - политика сокращения совокупного спроса населения за счет уменьшения государственных расходов на закупки товаров и услуг, в том числе по импорту, при одновременном увеличении налоговых ставок и таможенных пошлин. Консультант +)

2-й тип Кейнсианство. 20-е годы 2-го века. Кейнс. Обосновывается необходимость усиления роли государства в развитии экономики. Основной инструмент – гос. расходы, т.е. их рост направлен на создание новых рабочих мест. Рост расходов бюджета требует роста доходов. Основным источником является подоходный, т.е. прямой налог с прогрессивной ставкой, такая система повышала роль гос-ва в перераспределении нац. дохода. Требования к бюджету принципиально изменились. Правомерным стал признаваться дефицит бюджета, его необходимо было финансировать, покрывать дефицит – возрастает роль гос. кредита, т.е. гос-во активно берет в долг для покрытия дефицита бюджета. Поэтому роль ссудных капиталов и этого рынка значительно возрастает. Кейнсианство проводит экспансионистскую финансовую политику, включая расширение гос.расходов, снижение налогов, экспансионистскую кредитно-денежную политику, связанную с расширением денежной массы в обращении. Увеличение гос.расходов стимулирует рост производства, а значит и инвестиций, расширяется покупательская способность населения и спрос на товары. Кейнса можно назвать основоположником современной макроэкономики, т.к. он впервые создал теорию, в которой исследовал взаимосвязи ни между домохозяйствами и фирмами, а между агрегатными, т.е. совокупными экономическими показателями во всей экономике данной страны: - общими величинами производственной продукции; - доходов; - потребительских расходов; - сбережений; - инвестиций

Выводы: Свободная рыночная экономика не способна поддерживать равновесие спроса и предложения и занятости автоматически, т.е. необходимо государственное регулирование.

Лидирующее положение данной теории продолжалось до середины 40-х годов 20 века, когда основной проблемой стала не безработица, а инфляция, против которой у Кейнса не было никаких рецептов.

Конс+: «Кейнсианское учение, объясняющее действие ряда экономических механизмов, основывается на следующих положениях: а) уровень занятости определяется объемом производства; б) общий спрос не всегда устанавливается на уровне, соответствующем объему платежных средств, так как часть этих средств откладывается в виде сбережений; в) объем производства фактически определяется предпринимательскими ожиданиями уровня эффективного спроса в предстоящий период, которые содействуют инвестированию капитала; г) при равенстве между инвестициями и сбережениями, свидетельствующем о сравнимости банковской процентной ставки и процентной эффективности капиталовложений, акт инвестирования и акт сбережений становятся практически независимыми. Кейнсианство аккумулирует в себе положения ряда предшествовавших ему экономических теорий и объединяет сторонников разных течений экономической мысли, в том числе либерального и монетаристского. Кейнсианский подход основан на необходимости государственного регулирования экономики.»

3 тип. Либеральное – монетаризм. (Конс+: «Монетаризм - экономическая теория и практическая концепция экономического управления государством, согласно которой определяющую роль в экономических процессах, в хозяйствовании играет количество денег в обращении и связь между денежной массой и товарной. Монетаристы рассматривают в качестве главных способов воздействия на экономику регулирование эмиссии, валютный курс национальной денежной единицы, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы.»)

Суть – при проведении фин.операций рекомендуется опираться в основном на кредитно-денежные монетарные рычаги, а не на кредитно-бюджетные, как у Кейнса. Минимальное вмешательство гос-ва: - максимальное уменьшение гос.бюджета(надежда на то, что рынок сам все отрегулирует); - серьезное изменение роли гос-ва в соц.сфере. Применение этой теории возможно лишь в качестве временной меры для исправления определенной деформации.

Для применения монетаризма необходимо: -развитые денежные отношения; -рыночная инфраструктура; - политическая стабильность; - сильная, почти тоталитарная гос.власть

Т.к. эта политика влечет огромное количество экономических жертв со стороны основной массы населения. Эта теория широко используется МВФ (междунар. валютный фонд) и организациями междунар. эконом. развития для реализации фин.программ, финансовой стабилизации государств, испытывающих финн. трудности. Монетаризм основывается на рестриктивной политике, т.е. сокращение гос.оасходов, повышение налогов.. Цель – сокращение покупательной способности населения, уменьшение бюджетного дефицита, снижение уровня инфляции.

Эти 2 последние теории (кейнсианство и монетаризм) очень редко применяются в чистом виде.

4-й тип Финансовая централизация (плановая экономика)

Суть – монополия гос-а в организации финансовых отношений, т.е. гос-во регламентирует все без исключения. Эта политика оказалась достаточно эффективной в чрезвычайных условиях, в которых находится страна, но решить поставленные задачи по расширению потребительского рынка стране не удавалось. Всемирный банк в результате анализа мирового рынка пришел к выводу, что финансовая политика должна быть рыночно ориентированной!!!

Тип регулирования:- Действует вместе с рынком, но не оставляет регулир.рынку;- сохраняет определенное расстояние между властью и сферой АФИНАНСОВ, уменьшая возможности возникновения конфликта интересов и коррупции;- способствует обоснованному принятию рисков.Это правильный тип регулирования.Неправильный тип регулирования включает финансовые запреты:- принудительное размещение кредита;- сохранение реальных процентных ставок ниже рыночных.

Наши рекомендации