Основное законодательство об ОЭЗ
1093. В ответ, представитель Российской Федерации пояснил, что Федеральный закон об особых экономических зонах № 116-ФЗ является правовой основой для создания ОЭЗ на таможенной территории Российской Федерации с 2005 года. В соответствии с последними изменениями, внесенными 25 декабря 2009 года, он предусматривает четыре типа особых экономических зон: производственные зоны, технопарки, зоны отдыха, а также портовые зоны.
(а) Производственные особые экономические зоны направлены на производство и переработку готовой продукции. Предполагалось, что в соответствии с соответствующими контрактами, инвестиции в течение первого года не должны составлять менее € 1 млн. Общий объем инвестиций составляет не менее € 3 млн.
(b) Экономические зоны инженерного и инновационного типа (технопарки) направлены на создание стимулов для реализации изобретений и новых технологий. Минимального инвестиционного финансирования для данного типа ОЭЗ не предусмотрено.
(c) Зоны отдыха были созданы в целях стимулирования развития туризма и санаторно-курортной деятельности (строительство, реконструкция и эксплуатация объектов туристической индустрии, объекты для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха, а также туристическая деятельность и деятельность, связанная с использованием вод, лечебных грязей и других природных целебных ресурсов, в том числе санаторно-курортное лечение, профилактика заболеваний, медицинская реабилитация, отдых и промышленный розлив минеральных вод). Минимального инвестиционного финансирования для данного типа ОЭЗ не предусмотрено.
(d) Создание портовых ОЭЗ направлено на повышение условий для строительства и модернизации инфраструктуры морских портов, аэропортов и речных портов, чтобы стимулировать экономическую активность портов и портовых услуг, а также развитие и расширение портовых сооружений за счет иностранных и национальных прямых инвестиций.
1094. Он добавил, что с созданием портовых ОЭЗ инвесторы могут подать заявку на пребывание, то есть, могут быть зарегистрированы в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, как это предусмотрено в Федеральном законе № 116-ФЗ, что дает право на специальный налоговый режим и другие условия, более благоприятные, чем те, которые доступны для фирм и предпринимателей на остальной таможенной территории, а также заключать контракты, конкретизирующие условия их участия в качестве «резидентов» в особых зонах. По данным соответствующих контрактов, резиденты таких ОЭЗ, юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие право на специальный налоговый режим и другие условия, более благоприятные, чем те, которые доступны для фирм и предпринимателей на остальной части таможенной территории, взяли на себя обязательство инвестировать не менее 10 млн. евро при строительстве объектов инфраструктуры нового морского порта, и, как минимум, 3 млн. евро при реконструкции объектов инфраструктуры морского, речного порта или аэропорта. Резиденты портовых ОЭЗ также должны предоставить таможенным органам гарантии выплаты пошлин и налогов. Обеспечение для таких выплат пошлин и налогов не может быть менее:
- 30 млн. рублей при проведении портовой деятельности, связанной со складированием любых товаров наряду с хранением, оптовой или биржевой торговлей, в том числе подакцизных товаров или минерального сырья;
- 10 млн. рублей при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием товаров, которые не являются подакцизными товарами или минеральным сырьем, а также хранение и оптовая или биржевая торговля, или
- 2.5 млн. рублей при проведении другой портовой деятельности.
Фирмы, занимающиеся добычей полезных ископаемых, производством стали или производством товаров, подлежащих обложению акцизным налогам, за редким исключением включая производство автомобилей и мотоциклов, не могут располагаться в ОЭЗ. Правительство Российской Федерации может определить другие виды запрещенной деятельности в ОЭЗ в соответствии с национальным законодательством.
1095. Представитель Российской Федерации также пояснил, что в пределах полномочий, предоставленных Федеральным законом № 116-ФЗ, Правительство Российской Федерации может создавать особые экономические зоны, за исключением портовых ОЭЗ, только на земельных участках, которые являются государственным и муниципальным имуществом. Как правило, все типы ОЭЗ образовывались постановлением Правительства Российской Федерации после тендера, хотя до 1 января 2015 года и в исключительных обстоятельствах, Правительство Российской Федерации может создать ОЭЗ напрямую, без процесса тендера. За исключением портовых зон, ОЭЗ были организованы на 20-летний период без продления. Портовые зоны организовывались на 49-летний период, также без возможности продления. По истечении 20-летнего периода для производственных зон, технологических парков и зон отдыха, а также 49-летнего периода для портовых зон, особые экономические зоны должны быть ликвидированы, и общий таможенный и налоговый режим будет применяться на всей территории бывшей ОЭЗ. При таких обстоятельствах, или, если период, предусмотренный договором резидента ОЭЗ истек, импортные товары, которые были помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны, подвергнуться нормальным таможенным процедурам в течение трех месяцев, и будут экспортироваться, либо отмененные налоги и тарифы должны быть оплачены. Инвестиционные товары (то есть, средства производства) резидентов в таких условиях будут считаться товарами Таможенного союза, и уплата ранее отмененных налогов и тарифов не требуется. Кроме того, досрочное прекращение ОЭЗ может произойти только: (а) для защиты жизни и здоровья населения, культурных ценностей и окружающей среды или для обеспечения обороны страны и безопасности государства; (b) если в течение трехлетнего периода ее создания не заключалось никаких соглашений с потенциальными резидентами для работы в зоне; или (с) если соответствующей деятельности резидентов в пределах зоны в течение трех лет не происходило.
1096. В целях реализации положений Федерального закона № 116-ФЗ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 октября 2009 года № 1107 от Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) координирует и управляет деятельностью всех ОЭЗ в Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, в каждой ОЭЗ создан наблюдательный совет для регистрации резидентов для проведения текущего управления отдельными зонами и для обеспечения условий эксплуатации в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ и отдельными договорами, заключенными с резидентами.
1097. Представитель Российской Федерации проинформировал членов о том, что после первого тендера, проведенного в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ в 2005 году, шести регионам было разрешено участвовать в создании режима ОЭЗ: четырем технологическим паркам (в Москве (Зеленоград) и Московской области (Дубна), Санкт-Петербурге и Томске) и двум особым экономическим зонам производственного типа (в Татарстане (Елабуга) и Липецкой области). Соответствующие постановления Правительства Российской Федерации № 779-784 о создании данных зон были выданы 21 декабря 2005 года. Данные ОЭЗ начали свою работу после заключения контрактов между Минэкономразвития России (федеральным органом исполнительной власти, ответственным за управления зонами) и соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Основной специализацией данных зон является следующее:
- производство бытовой электроники (в частности, холодильники) в Липецкой области;
- производство машин и их компонентов, высокотехнологичной продукции в нефтехимической сфере в г. Елабуге;
- развитие информационных и ядерных технологий в г. Дубне;
- развитие микро- и нано-электроники в г. Зеленограде;
- развитие высокотехнологичной продукции в г. Санкт-Петербурге, и
- разработка новых материалов, биотехнологий, нанотехнологий и медицинских технологий в Томске.
1098. Впоследствии, продолжил он, дополнительные ОЭЗ были созданы постановлениями Правительства Российской Федерации, в том числе восемь зон отдыха (в Ставропольском крае, Калининградской области, Иркутской области, Краснодарском крае, Республике Алтай, Алтайском крае, Республике Бурятия, Северо-Кавказском Федеральном округе), производственная зона в г. Самаре и три портовых ОЭЗ в Хабаровском крае, г. Ульяновске и г. Мурманске.
1099. Представитель Российской Федерации подчеркнул, что Федеральный закон № 116-ФЗ не устанавливает какой-либо особый режим для иностранных инвестиций в ОЭЗ, который отличается от режима, действующего на остальной территории Российской Федерации. Компании, инвестируемые независимо от доли иностранного участия, могут быть зарегистрированы в качестве резидентов зоны при условии выполнения соответствующих требований, предъявляемых на недискриминационной основе ко всем заявителям. После регистрации, они в равной степени имеют право на льготы, доступные для резидентов отечественного инвестирования. Представитель Российской Федерации заявил, что положения о регистрации в качестве резидента ОЭЗ содержатся в статьях 12-31 Федерального закона № 116-ФЗ. Юридические лица, намеривающиеся зарегистрироваться в качестве резидентов, должны представить заявки, включающие информацию о предполагаемой деятельности заявителя в ОЭЗ, площадь и тип земель, объем предусматриваемых капитальных вложений, а также копии свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учет заявителя и учредительные документы. Дополнительные документы необходимы в следующих случаях:
- Для заявки на деятельность в портовой ОЭЗ: информация, подтверждающая получение льгот на уплату таможенных пошлин, налогов, копия лицензии, если это требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, и документы, подтверждающие данные, касающиеся принятия таможенным органом льгот на уплату таможенных пошлин и налогов.
- Для заявки на деятельность в зонах отдыха, другие документы могут быть запрошены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявитель должен также представить бизнес-план и положительную оценку плана банком или другой кредитной организацией согласно критериям, установленным Правительством Российской Федерации. Если органы управления ОЭЗ приняли заявление, разрабатывается «Соглашение о ведении деятельности» в ОЭЗ. Именно в этом соглашении предусматриваются условия статуса резидента заявителя в ОЭЗ. Несоответствие условиями Соглашения является основанием для прекращения статуса резидента. Более подробная информация о развитии и, при необходимости, прекращения действия «Соглашения о ведении деятельности» включена в Федеральный закон № 116-ФЗ. Представитель далее представил исчерпывающий перечень документов, необходимых для регистрации в качестве резидента ОЭЗ, за исключением зон отдыха.
1100. Иностранные юридические лица не могут стать резидентами ОЭЗ, если они не были зарегистрированы как российская коммерческая организация в пределах муниципальных границ территории, на которой ОЭЗ создана в соответствии с национальным законодательством Российской Федерации. Резиденты и нерезиденты ОЭЗ могут осуществлять предпринимательскую деятельность на территории ОЭЗ, за исключением портовых ОЭЗ, в соответствии с законами Российской Федерации (пункт 3 статьи 10 Закона № 116-ФЗ), однако только резиденты ОЭЗ могут пользоваться налоговыми и другими льготами (статья 37 Закона № 116-ФЗ), в том числе освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, запретов и иных ограничений экономического характера, установленных в соответствии с российским законодательством (например, торговые меры защиты) для товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ в условиях режима свободной таможенной зоны. Такие льготы будут автоматически выдаваться всем резидентам ОЭЗ. Налоговые льготы включены в ускоренные процедуры принятия расходов на исследования и опытно-конструкторские работы; устранение 30-процентных ограничений на передачу потерь последующих налоговых периодов; снижение единого социального налога для резидентов технопарков; а также пятилетнее освобождение от земельного и имущественного налога. Резиденты ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ, где резиденты были зарегистрированы (статья 10.4 Федерального закона № 116-ФЗ), для того, чтобы предотвратить возможность уклонения от налоговых обязательств резидентом ОЭЗ и его трансформацию в оффшорное лицо, которое может использовать налоговые и тарифные преференции ОЭЗ в целях, не связанных с законной деятельностью в ОЭЗ.
1101. В ответ на вопрос одного из членов, представитель Российской Федерации заявил, что Федеральный закон № 116-ФЗ не налагает каких-либо требований экспорта и не ограничивает доступ импортных товаров на территорию ОЭЗ. Он пояснил, что после присоединения Российской Федерации к ВТО, Российская Федерация будет выполнять свои обязательства перед ВТО в ОЭЗ.
1102. Представитель Российской Федерации далее пояснил основные особенности режима свободной таможенной зоны в отношении к товарам, ввозимым на территорию ОЭЗ в соответствии с положениями статьи 37 Федерального закона № 116-ФЗ. Для товаров, как иностранного, так и российского происхождения, которые размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ, таможенный режим свободной таможенной зоны применяется таможенными органами в соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного союза. Таможенные пошлины, НДС, акцизы и нетарифные ограничения (за исключением запретов на товары, не допустимых в пределах Российской Федерации) не были применены к импорту. Экспортные пошлины, запреты и ограничения, которые применяются к товарам, экспортируемым из Российской Федерации, не были применены к экспортным товарам из Российской Федерации в ОЭЗ. Перечень товаров, подлежащих таким исключениям, был одобрен таможенными органами для каждого резидента ОЭЗ в соответствии с заявленной деятельностью такого резидента. Товары могут быть импортированы на территорию производственной зоны и технопарков в условиях режима свободной таможенной зоны, если они используются для производства и переработки, или для технической и инновационной деятельности, соответственно.
1103. Представитель Российской Федерации подчеркнул, что товары, ввозимые резидентами ОЭЗ, а затем реализуемые без дальнейшей обработки для свободного обращения на остальной части таможенной территории Российской Федерации, подвергаются уплате импортных пошлин, НДС и акцизов. Если данные товары подлежат запретам и иным ограничениям экономического характера, установленным в соответствии с российским законодательством, данные запреты или другие ограничения должны снова применяться (как это предусмотрено статьей 37 Федерального закона № 116-ФЗ). Пункт 19 статьи 37 Федерального закона № 116-ФЗ предусматривает также, что если импортные товары использовались резидентами ОЭЗ в процессе производства, и готовая продукция реализуется для свободного обращения на остальной части таможенной территории Российской Федерации, импортные пошлины, НДС и акцизы по-прежнему должны уплачиваться для импортных товаров, которые были включены в окончательные обработанные товары. Это осуществляется, не принимая во внимание любые изменения тарифов, проходящих через существенную трансформацию, через количество местного содержимого в конечной продукции, или стоимость и количество, добавленные в результате обработки. В таких случаях, для целей расчета таможенных пошлин, подлежащих уплате, таможенная стоимость и количество ввозимых товаров, включенные в обработанные товары, определяются по состоянию на дату размещения ввезенных товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны, или таможенная стоимость и количество обработанных товаров по состоянию на дату их выпуска для свободного обращения. Представитель Российской Федерации подробно описал правовые рамки и основные условия функционирования ОЭЗ в Магаданской и Калининградской областях.
Калининградская ОЭЗ
1104. Представитель Российской Федерации проинформировал членов о том, что Федеральный закон от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу 1 апреля 2006 года, заменив Федеральный закон от 22 января 1996 года № 13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области» (с изменениями от 22 июля 2005 года). Как предусмотрено Федеральным законом № 16-ФЗ, Калининградская ОЭЗ была создана сроком на 25 лет. Калининградская ОЭЗ перестанет существовать на основе нового Федерального закона, который будет принят после истечения этого 25-летнего периода, но который вступит в силу не ранее, чем через один год после его официального опубликования.
1105. Федеральный закон № 16-ФЗ предусматривает функционирование на территории Калининградской области таможенного режима свободной таможенной зоны. Иностранные товары ввозятся и используются на территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налогов, не подлежат запретам и иным ограничениям экономического характера, установленным в соответствии с Российским законодательством (например, средства торговой защиты). Товары, ввозимые резидентами Калининградской ОЭЗ, а затем реализуемые для свободного обращения на остальной части таможенной территории Российской Федерации, подлежат оплате импортных пошлин, НДС и акцизов, и если данные товары подлежат запретам и иным ограничениям экономического характера, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, данные запреты и ограничения будут снова применены (как это предусмотрено статьей 13 Закона № 16-ФЗ и Таможенным кодексом Российской Федерации). В ответ на вопрос одного члена представитель Российской Федерации пояснил, что освобождение от уплаты НДС и акцизов при импорте подакцизных товаров было приостановлено, а затем возобновится на более позднем этапе. Подакцизные товары не могут быть импортированы на территорию ОЭЗ в рамках этого режима. Правительство Российской Федерации также вправе определять другие товары, которые не могут применяться при этом режиме. Текущий перечень таких товаров был определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2006 года № 186 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 года № 1009). В соответствии с действующим налоговым законодательством (статья 181 Налогового кодекса Российской Федерации), автомобильные запасные части и компоненты, а также комплекты для сборки не рассматриваются в качестве подакцизных товаров.
1106. За исключением некоторых договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 13-ФЗ от 22 января 1996 года (см. пункт 1108), Федеральный закон № 16-ФЗ постановил, что товары, производимые в Калининградской ОЭЗ из импортной продукции (материалы, сырье, компоненты, части) и реализуемые для свободного обращения на остальной части Российской Федерации, подлежат уплате таможенных пошлин и налогов, применяемых к импортируемым товарам, которые используются при производстве готовой продукции. В таких случаях, для целей расчета таможенных пошлин, подлежащих уплате, таможенная стоимость и количество импортируемых товаров, входящих в состав производимой продукции, определяется на дату размещения товаров импорта под таможенный режим свободной таможенной зоны. Ставки таких применяемых пошлин определяются на основании страны происхождения импортируемых товаров, используемых при производстве. Если товары, используемые при производстве, были привезены из разных стран, ставка РНБ применяется в случае изменения любой из первых четырех цифр товарного кода в результате производства, или, если таможенная стоимость товаров, ввозимых из разных стран, была одинаковой. Ставки таможенных пошлин для страны происхождения ввозимых товаров с высокой таможенной стоимостью используется в других случаях. Сборы за таможенное оформление не взимаются в отношении товаров, ввозимых в Калининградскую область в рамках таможенного режима свободной таможенной зоны, или в отношении продуктов переработки ввозимых товаров, реализуемых для свободного обращения на остальной территории Российской Федерации.
1107. Представитель Российской Федерации также пояснил, что резиденты и нерезиденты ОЭЗ могут осуществлять предпринимательскую деятельность на территории ОЭЗ, однако, только резиденты ОЭЗ могут пользоваться налоговыми и другими льготами, предоставленными Федеральным законом № 16-ФЗ. В отношении инвестиций, настоящий Федеральный закон не устанавливает каких-либо ограничений по признакам происхождения капитала юридического лица. Для того чтобы стать резидентом ОЭЗ, юридическое лицо должно было быть создано в соответствии с законодательством Российской Федерации и зарегистрироваться как резидент в Калининградской области; товары и инвестиции должны производится на территории Калининградской ОЭЗ; а также, инвестиционный проект юридического лица должен соответствовать требованиям, описанным ниже. В соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ, следующие юридические лица могут осуществлять предпринимательскую деятельность (в том числе инвестиционную) на территории Калининградской ОЭЗ, но не могут стать резидентами ОЭЗ:
- Юридические лица, которые платят налоги в соответствии со специальными налоговыми режимами, как это предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации (например, упрощенный налоговый режим или режим налогообложения, связанный с реализацией соглашений о разделе продукции), а также
- Финансовые организации, в том числе кредитные организации, страховые компании и профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Инвестиционные проекты потенциальных резидентов Калининградской ОЭЗ должны соответствовать следующим требованиям:
- Осуществляться на территории Калининградской области;
- Не быть направленными на использование сырой нефти и природного газа и предоставление услуг в данных сферах, не быть направленными на производство алкогольной продукции, табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением автомобилей и мотоциклов), перечень которых был установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2006 года № 185;
- Не быть направленными на оптовую и розничную торговлю, ремонт бытовых приборов и предметов личного пользования, или оказание финансовых услуг;
- Капитальные вложения не должны быть меньше 150 млн. рублей и должны быть сделаны в срок, не превышающий три года со дня регистрации инвесторов в качестве резидентов ОЭЗ.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 16-ФЗ таможенный режим свободной таможенной зоны применяется к иностранным товарам, ввозимым в страну, и используется на территории Калининградской области юридическими лицами, зарегистрированными в Калининградской области (независимо от того, являются ли данные юридические лица резидентами Калининградской ОЭЗ или нет). Для предотвращения реэкспорта товаров, ввозимых без уплаты таможенных пошлин, без дальнейшего производства, из Калининградской области на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, таможенный контроль товаров, ввозимых на территорию Калининградской области, осуществляется таможенными органами, расположенными в регионе.
1108. Представитель Российской Федерации также пояснил, что всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Калининградской области, созданным и действующим согласно Федеральному закону от 22 января 1996 года № 13-ФЗ (за исключением включенных в реестр резидентов ОЭЗ в соответствии с Законом № 16-ФЗ) предоставляется десятилетний переходной период, начиная со дня вступления в силу Федерального закона № 16-ФЗ с 1 апреля 2006 года. Во время переходного периода данные юридические лица по-прежнему пользовались условиями, предусмотренными Федеральным законом № 13 ФЗ. Данные условия включали в себя освобождение от экспортных пошлин, если товары были вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации. Кроме того, при условии, что товары, ввозимые в рамках свободной таможенной зоны, а затем реализуемые для свободного обращения на остальной части Российской Федерации, не подлежали обложению таможенными пошлинами и налогами, если они соответствовали достаточным критериям обработки. Товары отвечают достаточным критериям обработки, если одно из следующих условий было выполнено: обработка товаров привела к изменению товарного кода на уровне любой из первых четырех цифр или добавленная стоимость операций по переработке составляет не менее 30 процентов от стоимости товара. Однако независимо от данных условий следующие операции, в соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ, не отвечают критериям достаточной переработки: (а) обеспечение сохранности товаров во время их транспортировки и хранения; (b) подготовка товаров к транспортировке и продаже (разделение на партии, упаковка, сортировка); (с) простые сборочные операции, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2006 года № 184 (с последними изменениями от 24 мая 2007 года); и (d) смешивание товаров, происходящих из разных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешанных товаров. После истечения вышеуказанного десятилетнего переходного периода положения Федерального закона № 16-ФЗ, руководящие режимом свободной таможенной зоны в Калининградской ОЭЗ, будут применяться без данных оговорок.
Магаданская ОЭЗ
1109. В ответ на запрос о предоставлении информации о Магаданской особой экономической зоне представитель Российской Федерации заявил, что Магаданская особая экономическая зона была создана в соответствии с Федеральным законом № 104-ФЗ от 31 мая 1999 года «Об особой экономической зоне в Магаданской области» (с последними изменениями от 24 ноября 2008 года). Положения настоящего Закона не распространяется на внешнеторговые операции с драгоценными металлами. Настоящий Федеральный закон останется в силе до 31 декабря 2014 года и позволит Магаданской ОЭЗ функционировать до того времени.
1110. Магаданская область являлась районом Крайнего Севера с ограниченными (три месяца, год максимум) возможностями морской навигации, без железнодорожной и автомобильной связи с другими регионами Российской Федерации. Базовыми отраслями региональной экономики являлись золотодобывающая и рыболовная промышленность, что составляет 70-75 процентов от общего объема промышленного производства региона. Более 90 процентов промышленного производства Магаданской области, за исключением золота, потреблялась в самом регионе.
1111. Представитель Российской Федерации также пояснил, что создание ОЭЗ в этом регионе, в первую очередь, направлялось на социально-экономическое развитие региона в качестве компенсации собственной неблагоприятной местности. Резиденты (так называемые «участники» в Магаданской ОЭЗ) и нерезиденты ОЭЗ могут осуществлять предпринимательскую деятельность на территории ОЭЗ, однако, как и в случае с другими ОЭЗ, только зарегистрированные участники Магаданской ОЭЗ могут пользоваться налоговыми и другими льготами. Участники Магаданской ОЭЗ были освобождены от федеральных налогов (за исключением отчислений в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования Российской Федерации) до 31 декабря 2006 года. В соответствии с изменениями, внесенными в декабре 2005 года, с 1 января 2007 года по 31 декабря 2014 года участники Магаданской ОЭЗ будут освобождены от налогов на прибыль, инвестированную в развитие производственной и социальной сферы на территории Магаданской области. Данные налоговые льготы были предоставлены, если участник ОЭЗ ведет балансовый отчет своей деятельности на территории ОЭЗ. Статус участника ОЭЗ может быть предоставлен юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории ОЭЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые проводили свою основную коммерческую деятельность и хранят не менее 75 процентов своих ключевых активов на территории ОЭЗ, как это предусмотрено статьей 3 Федерального закона № 104-ФЗ.
1112. Федеральный закон № 104-ФЗ (с изменениями) предусматривает функционирование на территории города Магадан таможенного режима свободной таможенной зоны, на основе деятельности зарегистрированных участников Магаданской ОЭЗ. Иностранные товары импортировались и использовались на территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин, не подлежали запретам и иным ограничениям экономического характера, установленным в соответствии с российским законодательством (например, средства торговой защиты). Подобные льготы на добавленную стоимость и акцизы были приостановлены в соответствии с требованиями права с момента создания ОЭЗ, в последнее время до 1 января 2012 года положениями Федерального закона от 24 ноября 2008 года № 205-ФЗ. Такие товары импорта, которые используются участниками для производства или собственного потребления, могут реализовываться в Магаданской области без уплаты отмененной пошлины. Продукция, произведенная в ОЭЗ и экспортируемая в другие страны, была освобождена от уплаты экспортных пошлин и других платежей, за исключением сборов за таможенное оформление, а также от уплаты любых импортных пошлин, отмененных для импортных ресурсов для производственного процесса.
1113. Товары, импортируемые участниками Магаданской ОЭЗ, а затем реализуемые для свободного обращения на остальной части таможенной территории Российской Федерации без дальнейшей обработки, подвергались уплате импортной пошлины. Если данные товары подлежали запретам и иным ограничениям экономического характера, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, данные запреты и ограничения применялись бы снова. Федеральный закон № 104-ФЗ предусматривает, что подакцизные товары (определены в статье 181 Налогового кодекса) не могут быть импортированы на территорию Магаданской ОЭЗ без уплаты налогов. Правительство Российской Федерации также вправе определять другие товары и условия или переходные периоды, для которых данные товары не могут пользоваться условиями этого режима. Если товары не были созданы на территории Магаданской ОЭЗ, товары, перерабатываемые в ОЭЗ из импортной продукции (материалы, сырье, комплектующие), а также реализуемые для свободного обращения на остальной части Российской Федерации, подлежат уплате таможенных пошлин и налогов, применяемых к импортируемым товарам, используемым в производстве готовой продукции. В таких случаях для целей расчета таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, таможенная стоимость и (или) количество ввезенных товаров определялись со дня размещения товаров импорта в рамках таможенного режима свободной таможенной зоны. Если таможенные пошлины применялись, ставки таких таможенных пошлин определялись на основании страны происхождения импортируемых товаров, используемых в обработке. Если товары, используемые при обработке, были привезены из разных стран, ставка РНБ применялась в случае изменения любой из первых четырех цифр товарного кода в результате обработки, или, если таможенная стоимость товаров, ввозимых из разных стран, оставалась одинаковой. Таможенные пошлины на товары, ввозимые из страны происхождения с высокой таможенной стоимостью, использовались в других случаях. Сборы за таможенное оформление не взимались в отношении товаров, импортируемых в Магаданскую область в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, или в отношении продуктов переработки ввозимых товаров, реализуемых для свободного обращения на остальной территории Российской Федерации.
1114. Представитель Российской Федерации пояснил, что для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые были участниками ОЭЗ в Магаданской области в соответствии с Федеральным законом № 104-ФЗ, появились специальные положения, которые продолжаются до истечения срока функционирования ОЭЗ 31 декабря 2014 года. Участники, зарегистрированные в ОЭЗ, являлись юридическими лицами, зарегистрированными на таких же льготных условиях во всей Магаданской области, проводя свою основную деятельность и имея не менее 75 процентов от своих основных фондов на территории Магаданской ОЭЗ. Статьями 6.4 и 6.6 Закона № 104-ФЗ предусмотрено, что товары, обрабатываемые в ОЭЗ из импортной продукции (материалы, сырье, компоненты, части) и создаваемые в ОЭЗ, не подвергались какой-либо дальнейшей уплате таможенных пошлин при реализации для свободного обращения на остальной части таможенной территории Российской Федерации. Он заявил, что товар считается созданным в ОЭЗ, если он был полностью произведен на ее территории, или если импортируемые производственные ресурсы, используемые для производства товаров, соответствуют достаточным критериям обработки. Товары считаются отвечающими достаточным критериям обработки, если одно из следующих условий было соблюдено: переработка товаров привела к изменению товарного кода на уровне любой из первых четырех цифр; производственная обработка и технологические операции являлись достаточными для товаров, создаваемых в ОЭЗ; или добавленная стоимость операций по переработке составляла не менее 30 процентов от цены товара (для электроники и сложных технических товаров - не менее 15 процентов). Однако независимо от данных условий следующие операции, в соответствии с Федеральным законом № 104-ФЗ, не отвечают критериям достаточной обработки: (а) обеспечение сохранности товаров во время их транспортировки и хранения; (b) подготовка товаров для транспортировки и продажи (разделение на партии, упаковка, сортировка); и (с) смешивание товаров, происходящих из разных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличались от характеристик смешанных товаров. Кроме того, любые импортированные товары, используемые участниками Магаданской ОЭЗ для производства или собственного потребления, могут быть распространены в Магаданской области без уплаты пошлины.
1115. Представитель Российской Федерации также пояснил, что участники и не участники Магаданской ОЭЗ могут осуществлять предпринимательскую деятельность на территории ОЭЗ, однако только участники ОЭЗ могут пользоваться налоговыми и другими льготами, предусмотренными в Федеральном законе № 104 -ФЗ. Относительно инвестиций, закон не устанавливает каких-либо ограничений по признакам происхождения капитала юридического лица. Чтобы стать участником ОЭЗ, юридическое лицо должно быть создано в соответствии с законодательством Российской Федерации и зарегистрировано в Магаданской области; товары должны изготовляться, услуги – предоставляться, а инвестиций - производиться только на территории Магаданской ОЭЗ; инвестиционный проект юридического лица должен соответствовать требованиям, описанным ниже.
Следующие юридические лица не могут стать участниками Магаданской ОЭЗ:
- Юридические лица, которые платят налоги в соответствии со специальными налоговыми режимами, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации; и
- Финансовые организации, в том числе кредитные организации, страховые компании и профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Инвестиционные проекты потенциальных участников Магаданской ОЭЗ должны, в частности, соответствовать следующим требованиям:
- Осуществляться на территории Магаданской области;
- Не быть направленными на использование сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в данных сферах, не быть направленными на производство подакцизных товаров, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации,
- Не быть направленным на ремонт бытовых приборов и предметов личного пользования, или на оказание финансовых услуг;
- Капитальные вложения должны быть не меньше 10 млн. рублей, и должны быть сделаны в срок, не превышающий трех лет со дня регистрации инвесторов в качестве участников ОЭЗ.