Создавая новые возможности для Royal Dutch/SheLL
В 1996 г. Тим Уоррен был вице-президентом Royal Dutch/Shell, одной из крупнейших в мире компаний, и отвечал за эксплуатацию и производство. Сравнивая вверенный ему участок работы с другими развивающимися моделями, он пришел к заключению, что1, недостаточно использует инновации и слишком занят наращиванием прибыли и больше нуждается в антрепренерских усилиях. С этим было необходимо что-то делать. Результатом стал новый подход к управлению идеями, который теперь известен как «GameChanger» («Смени правила игры»).
Через два года после создания на основе «GameChanger» подразделения, отвечающего за поиск и разработку новых прогрессивных идей, подход Уоррена оказался настолько эффективным, что другие подразделения компании Shell решили создать собственные аналогичные службы. В Shell Chemical, а это третье по размеру подразделение компании, команда из шести специалистов изыскивает способы использования новых и уже существующих технологий и задается вопросом: «Как можно делать этот бизнес другими способами и как можно изменить правила игры?»
Один из менеджеров проекта занимается только тем, что рассматривает горизонт на наличие потенциальных возможностей прекращения бизнеса. Он управляет глобальной сетью добровольцев, которые читают отраслевые журналы, посещают конференции (чем они разнообразнее по тематике, тем лучше) и составляют отчеты о трендах и изменениях, в том числе и глобальных, в надзорных органах, в обществе, в технологиях. Найдя нечто интересное, эти «глубоководные дайверы» погружаются в базы данных с целью оценки происходящего и направляют результаты своего поиска соответствующим экспертам, занимающимся сценарным планированием.
Команда футурологов Shell Chemical — это нечто большее, чем система раннего обнаружения. Она не является мозговым центром, выдающим отчеты, которые никто никогда не читает. Наоборот, ее работа целиком направлена на то, чтобы постоянно изыскивать деловые возможности, обеспечивающие рост. Как таковой, подход «GameChanger» завязан на внутреннем венчурном капитале — его изыскании, сортировке, отборе и иногда финансировании перспективных деловых возможностей в неосвоенных сферах деятельности, а также натурализации этих возможностей в новые продукты, услуги, процессы, технологии и мощности.
По большей части Дэйв Остген, руководитель проекта «GameChanger», занят поиском идей и сторонников. Для этого он разговаривает с сотрудниками компании, работающими в разных странах. «Мы стараемся найти время для личных контактов с работниками на заводах, чтобы провести презентации, на которых мы рассказываем о задачах нашего подразделения, — говорит Ост-ген. — Мы говорим всем людям о том, что нам нужны их соображения, и считаем, что эти идеи могут поступать отовсюду и от любого человека». В ежеквартальном информационном бюллетене сообщается об актуальных проектах и предлагается менеджерам, технологам и рядовым сотрудникам направлять свои предложения через внутреннюю информационную сеть компании. Каждую среду такие предложения обсуждаются сотрудниками проекта «GameChanger».
«Мы получаем 50 предложений в год, — говорит Остген. — Мы никогда сразу ни от чего не отказываемся и направляем наши усилия на развитие предложенной нам идеи. Мы помогаем людям продумать свои идеи. Ведь тот, кто выдвигает идею, обычно и самый лучший борец за нее. Человек, сделавший предложение, получает возможность поработать с кем-то из сотрудников „Ga-meChanger", кто становится его инструктором и помогает ему поставить себя на место предпринимателя»1.
Поскольку цикл в химической отрасли составляет обычно 5-15 лет, еще слишком рано оценивать реальное воздействие работы «GameChanger» на рост компании. Одна перспективная идея, которая в настоящее время находится в разработке, поступила от инженера завода в Нидерландах. Он предложил создать новый бизнес по реализации отходов завода. «GameChanger» профинансировал эту идею. После этого руководство корпорации проявило к ней интерес. Новый бизнес, возможно, скоро начнет приносить прибыль корпорации.