ЛЕКЦИЯ № 39. Монополистическая деятельность и ее виды

Монополистическая деятельность— злоупотребление хозяйст­вующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положе­нием, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монопо­листической деятельностью.

Доминирующее положение на рынке— положение хозяйствую­щего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйственных субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйст­вующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решаю­щее воздействие на общие условия обращения товара на соответ­ствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъек­там (ч. 1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»). Доминирующее поло­жение на рынке занимает хозяйствующий субъект в случаях, если:

1) доля его на рынке определенного товара превышает 50%, если не установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля его на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяй­ствующего субъекта установлено антимонопольным органом (ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции»);

3) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъек­тов, доля каждого из которых больше долей других хозяй­ствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите кон­куренции») (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйст-вующих субъектов менее чем 8%);

4) в течение длительного периода времени относительные
размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или под­
вержены малозначительным изменениям, а также доступ на
соответствующий товарный рынок новых конкурентов за­
труднен;

5) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъ­
ектами товар не может быть заменен другим товаром при
потреблении, рост цены товара не обусловливает соответст­
вующее такому росту снижение спроса на этот товар, информа­
ция о цене, об условиях реализации или приобретения этого
товара на соответствующем товарном рынке доступна неопре­
деленному кругу лиц (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»).
Не может быть признано доминирующим положение хозяйст­
вующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара
не превышает 35%.

Опасность доминирующего положения на рынке для торгов­ли состоит в том, что доминирующее положение на рынке зачастую приводит к монополизму. Злоупотребление доминирующим положением может быть признано только в суде. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливает антимоно­польный орган при нарушении антимонопольного законода­тельства.

Запрещаются действия(бездействие) занимающего домини­рующее положение хозяйствующего субъекта, результатом кото­рых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе согласно ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»):

1) установление, поддержание монопольно высокой или мо­нопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) не обоснованные экономически или технологически сок­ращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами,

нормативными правовыми актами Президента РФ, Прави­тельства РФ, уполномоченных федеральных органов испол­нительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных феде­ральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или вы­ходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; 10)нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

По своим видам монополистическая деятельность делится на:

1) индивидуальную;

2) коллективную;

3) договорную;

4) внедоговорную.

Индивидуальная монополистическая деятельность прояв­ляется в злоупотреблении доминирующим положением на рынке определенного вида товаров. Коллективная монополистическая деятельность проявляется в заключении соглашений. Соглашение— договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Допускаются соглашения:

1) в письменной форме, если эти соглашения являются до­
говорами коммерческой концессии;

2) между хозяйствующими субъектами, доля каждого из ко­
торых на любом товарном рынке не превышает 20%.
Федеральный закон «О защите конкуренции» допускает дейст­
вия, бездействие, соглашения, согласованные действия, сделки,
если ими не создается возможность для отдельных лиц устранить

конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагают­ся на их участников или третьих лиц ограничения, не соответст­вующие достижению целей таких действий (бездействия), согла­шений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российско­го производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмер­ных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующи­ми субъектами в результате действий (бездействия), соглаше­ний и согласованных действий, сделок. Запрещаются соглашения между федеральными органами

исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осу­ществляющими функции указанных органов органами и органи­зациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ или между ними и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами и организация­ми согласованных действий, если такое соглашение или такое осуществление согласованных действий приводят или могут при­вести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотре­ны федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;

2) экономически, технологически и иным образом не обос­нованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи и покупки товаров, ассортименту реализуе­мых товаров либо по составу продавцов или покупателей;

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Наши рекомендации