Меры стабилизации финансового состояния коммерческой организации.
При осуществлении фин.озд-я орг-и в первую очередь необходимо максимально использовать внутренние резервы финансовой стабилизации. Их успешное применение позволяет не только снять финансовую угрозу банкротства, но и в значительной мере избавить орг-ю от завис-ти использования заемного капитала, ускорить ее восстановление с меньшими издержками.
В условиях кризисной финансовой ситуации восстановление осуществляется поэтапно:
I этап. Устранение неплатежеспособности.
II этап. Восстановление финансовой устойчивости.
III этап. Обеспечение финансового равновесия в долгосрочном периоде.
Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда организация обеспечила длительное финансовое равновесие в процессе своего функционирования, создала условия для своего самофинансирования, развития производства и устранения старых и возникающих новых угроз, улучшению финансовых результатов деятельности организации.
Типичные варианты управленческих воздействий в целях финансового оздоровления деят-ти орг-й:
1)Меры, предусмотренные этой схемой, позволяют повысить эффективность использования основных средств орг-и и добиться снижения затрат на их создание:
а) повышение эффективности использования оборудования;
б) повышение эффективности использования административных, производственных и складских помещений.
2) Сокращения капитальных вложений.
3) Рационализация производственных запасов.
4) Ускорение оборота денежных средств.
5) Снижение затрат в производственной и коммерческой деятельности.
6) Уменьшение оттока денежных средств.
7) Реструктуризация кредиторской задолженности.
8) Улучшение инкассации дебиторской задолженности.
9) Реструктуризация банковских кредитов.
10) Увеличение объемов продаж.
11) Совершенствование организации маркетинга для увеличения объема продаж.
12) Совершенствование организации управления.
13) Совершенствование системы бухгалтерского учета.
14) Реорганизация системы производства и управления.
Рыночный институт экономической несостоятельности (банкротства) как инструмент страхования рисков предпринимательской деятельности (источник-курс лекций «Антикризисное управление» Н.П. Мыцких)
Национальная система экономической несостоятельности (банкротства) включает следующие элементы:
- орган госуправления по делам о банкротстве - Департамент по санации и банкротству Минэконом РБ,
- законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) – в основе Закон РБ «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 13.07.2012 № 415-З;
- судебная система – экономические суды;
- институт специалистов, обеспечивающих реализацию законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) – антикризисные управляющие.
Государственное регулирование института банкротства представлено законодательными актами. Законодательство о несостоятельности является комплексным. Оно регламентирует отношения между неплатежеспособным должником и его кредиторами посредством специальных материальных и процессуальных норм. Систему данного законодательства составляют нормативные правовые акты различной юридической силы, которые можно подразделить на общие (ГК, ХПК и т, д.) и специальные (Закон о несостоятельности, Положение об управляющем и т.д.).
Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должников – юридических лиц и ИП рассматриваются экономическими судами с особенностями, предусмотренными Законом о банкротстве, а также по правилам, определенным ХПК РБ, другими правовыми.
Иное законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве), в том числе установленный ХПК порядок судопроизводства в отношении дел о банкротстве, применяется в части, не противоречащей Закону о банкротстве, другим правовым актам.
Предмет правового регулирования законодательства о банкротстве - это весь комплекс отношений, возникающих в связи с неплатежеспособностью отдельных видов юридических лиц и ИП. Это критерии определения неплатежеспособности, основания для возбуждения дела о банкротстве, применение экономическим судом к должнику предусмотренных Законом о банкротстве процедур.
Мировой опыт подтверждает, что рынок конкурирующих продавцов является пока лучшим способом эффективной организации производства и распределения товаров и услуг. Однако рынок нуждается в правовой и регулирующей основе. И государство формирует такую основу для развития, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Вмешательство государства может выступать в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов благ и услуг, в иных проявлениях. Отношения между государством и рынком осуществляются в 4 аспектах: развитие человека, внутренняя экономика, международная экономика и макроэкономическая политика. Эти сферы деятельности взаимосвязаны.
Использование концепции риска в государственном регулировании предполагает предвидение возможных критических ситуаций, оценку вероятных потерь для населения с выявлением их качественного и количественного характера в зависимости от масштабов и реальности их возмещения. Как собственник государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве принадлежащего ему промышленного и финансового капитала. Повышение доходности государственной собственности напрямую зависит от качества управления собственностью.
Институт банкротства следует рассматривать, с одной стороны, как инструмент страхования рисков предпринимательской деятельности, удовлетворения интересов, как должника и его работников, так и кредиторов, с другой стороны, как механизм оздоровления экономики путем освобождения ее рыночного пространства от неэффективных субъектов хозяйствования и их неэффективных собственников. В этой связи в условиях перехода к рыночной экономике практическое управление любой организацией в той или иной мере является или, точнее, должно быть антикризисным управлением, так как та или иная кризисная ситуация может возникнуть на любой стадии жизненного цикла организации.