Мероприятия налогового контроля
Мероприятия налогового контроля проводятся в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля.
Согласно пункту 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации[10] мероприятиями налогового контроля являются формы деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 82 НК РФ).
Основными мероприятиями налогового контроля являются[11]:
1. Инвентаризация (Пункт 13 Статья 89 НК РФ)
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.
Инвентаризация проводится с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для выполнения задач налоговой проверки.
2. Осмотр (Статьи 90, 91 НК РФ)
Налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории.
3. Допрос (Статья 90 НК РФ)
В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.
В необходимых случаях при проведении выездных налоговых проверок проводится допрос свидетеля, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
4. Вызов в качестве свидетеля (Статья 90 НК РФ)
Налоговые органы вправе вызывать для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
5. Истребование документов (Статья 93, 93.1 НК РФ)
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Раньше существовало такое понятие, как «встречная» проверка, сейчас же в Налоговом Кодексе фактически существует понятие «истребление документов»[12]. Целями встречных проверок являются: убедиться в существовании контрагентов, совершенные отраженные в учете сделки и проверка совпадения данных по этим операциям у проверяемого лица и его контрагентов.
6. Выемка (Статья 94 НК РФ)
Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
Выемка документов и предметов производится для того, чтобы выявить и подтвердить достаточными доказательствами нарушения налогового законодательства.
7. Экспертиза (Статья 95 НК РФ)
В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт. То есть, в необходимых случаях при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт.
8. Получение экспертного заключения (Статья 95 НК РФ)
Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
9. Привлечение переводчика (Статья 97 НК РФ)
В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик. Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. При этом, настоящее положение распространяется и на лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица.
Кроме всего вышеперечисленного в действующем законодательстве предусматривается налоговый мониторинг. Налоговый мониторинг представляет собой форму налогового контроля, позволяющую проверять правильность исчисления, полноту, своевременность уплаты налогов и сборов[13]. Под налоговый мониторинг попадают только организации, согласно пункту 1 статьи 105.25 НК РФ и производиться такой мониторинг по заявлению организации и на основании решения органа.
В пункте 3 статьи 105.26 указаны необходимые условия для проведения налогового мониторинга, а именно:
- совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;
- суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;
- совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.